• Текст документа
  • Статус

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июня 2014 года N МОН-П-2653

Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

     
     
Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 года N 7, п.4


Во исполнение пункта 4 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере Минобрнауки России в рамках своей компетенции представляет информационные материалы об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

Первый заместитель
министра
Н.В.Третьяк

Приложение. Информация об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

Приложение



В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 года, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральной закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно статье 2 Закона обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В Законе предусмотрена отдельная статья, касающаяся организации получения образования лицами с ОВЗ (статья 79 Закона), согласно которой общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных организациях для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия обучения в таких организациях обеспечиваются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) согласно Положению о ПМПК, утвержденному приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2013 года, регистрационный N 30242) (далее - Положение).
_______________

Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий См. предыдущий документ данной рубрики. - Ред.


Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 года N 293Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года N 32Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, и осуществляется на основании:
_______________
Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий См.: Администратор образования. 2014. N 12. С. 12-16. - Ред.

Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий См.: Администратор образования. 2014. N 10. С. 6-10. - Ред.


- личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;

- заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.

Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации и проведения государственной итоговой аттестации.

Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

Осуществление записи на проведение обследования ребенка в комиссии при подаче документов необходимо для всестороннего изучения предоставленных документов до обследования ребенка и включения в состав комиссии необходимых специалистов.

Согласно пункту 17 Положения комиссия информирует родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в пятидневный срок с момента подачи документов для проведения обследования. Способ информирования определяется комиссией самостоятельно.

В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении, условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

В случае непредставления родителями заключения комиссии в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания необходимо повторное прохождение ребенком комиссии для получения рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

При представлении родителями заключения комиссии повторное обследование в комиссии проводится в случае необходимости уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Учитывая, что отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России направило в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, разъяснения своей позиции в части полномочий ПМПК по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ N НТ-3 92/07 от 9 апреля 2014 года.

В названных разъяснениях ПМПК рекомендуется принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.

В соответствии со статьей 42 Закона психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций ПМПК, в том числе: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и(или) отклонений в поведении детей; подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

С целью обеспечения межведомственного взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности Минтрудом России издан приказ от 10 декабря 2013 года N 723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями" (далее - Приказ).

Приказом предусматривается, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы организуют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями в целях координации действий по освидетельствованию детей, в том числе по обмену информацией, для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации.

Приказом установлено, что руководители федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) осуществляют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями посредством:

а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

в) предоставления аналитических сведений о количестве детей-инвалидов по запросам психолого-медико-педагогических комиссий.

Таким образом, в настоящее время создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью вне зависимости от места их проживания (в семье, стационарных учреждениях социального обслуживания, ДДИ, психоневрологических интернатах и т.д.) и степени выраженности нарушенного развития и здоровья.

Координирующая роль в выборе образовательного и реабилитационного маршрута обучающегося, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду при этом отводится ПМПК исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Для выстраивания и реализации высокотехнологичной, непрерывной и преемственной вертикали образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (начиная с ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования и до профессиональной реабилитации), создания условий для получения лицами названной категории качественного доступного образования необходимы высококвалифицированные специалисты ПМПК, владеющие едиными системно-методологическими подходами к проведению обследования детей и подготовке по его результатам рекомендаций, оказанию консультативной помощи заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа), в рамках которой предусматривается проведение обучающих мероприятий для специалистов ПМПК по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в образовательных организациях.

В 2014-2015 годах работа по повышению квалификации будет продолжена с участием региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается проект "Внедрение программы повышения квалификации специалистов территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением".

Конкурс на право заключения контракта на выполнение работ (услуг) по реализации указанного проекта будет проведен в августе 2014 года.

Цель проекта - повышение квалификации специалистов ПМПК через формирование новых профессиональных компетентностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.

Проект рассчитан на два года: в 2014 году должно быть обеспечено аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности ПМПК; в 2015 году должны быть апробированы и внедрены учебно-методические разработки для деятельности ПМПК и проведено повышение квалификации специалистов ПМПК.

В рамках данного проекта планируется проанализировать деятельность центральных и территориальных ПМПК, разработать организационные модели деятельности ПМПК, включая инфраструктурное обеспечение взаимодействия комиссий на межрегиональном уровне; примерные пакеты диагностических методик на основе международной классификации функционирования; провести повышение квалификации не менее 1000 специалистов ПМПК и Всероссийскую научно-практическую конференцию по вопросам деятельности территориальных и центральных ПМПК.

Результатом реализации данного проекта должны стать значительное увеличение высококвалифицированных специалистов ПМПК и оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специалистам бюро МСЭ, специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, специалистам и руководителям образовательных организаций в части определения условий получения образования детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.

Заместитель директора
Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
И.О.Терёхина




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Администратор образования,
N 15, август 2014 года

Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

Название документа: Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

Номер документа: МОН-П-2653

Вид документа: Письмо Минобрнауки России

Принявший орган: Минобрнауки России

Опубликован: Администратор образования, N 15, август 2014 года
Дата принятия: 26 июня 2014

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах