ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 июля 2014 года N ЕД-4-2/13338
О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов
Федеральная налоговая служба сообщает, что Центральным банком РФ утверждены: Указание от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 23.05.2014 N 32404) (далее - Указание N 3210-У) и Указание от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 23.04.2014 N 32079) (далее - Указание N 3073-У), которые вступили в силу с 1 июня 2014 года.
В этой связи ФНС России обращает внимание на следующее.
1. Согласно пункту 2 Указаний N 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Следует учитывать, что индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства, под которыми понимаются юридические лица, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.
2. Согласно пункту 4 Указания N 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Пунктом 4.6 Указания N 3210-У определено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
Согласно пунктам 4.1 и 4.6 Указаний N 3210-У индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться, а также такие индивидуальные предприниматели могут не вести кассовую книгу.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, вправе не оформлять кассовые документы, а также не вести кассовую книгу.
При этом обязанность соблюдения порядка ведения кассовых операций, в части оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, для субъектов малого предпринимательства сохранена.
3. Пунктом 5.2 Указания N 3210-У определено, что приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), на общую сумму принятых наличных денег. Исключение составляют суммы наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), на прием которых оформляется отдельный приходный кассовый ордер.
Таким образом, с 1 июня 2014 года юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе оформлять приходный кассовый ордер по окончании проведения кассовых операций на общую сумму принятых наличных денег, не только на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, но и на основании корешков бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, и иных документов, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
4. Указанием N 3073-У определены цели, на которые юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные работы или оказанные услуги, а также полученные в качестве страховых премий (пункт 2 Указания N 3073-У).
Кроме того, Указанием N 3073-У определен предельный размер наличных расчетов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, который равен 100 тысячам рублей (пункт 6 Указаний N 3073-У).
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:
- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (пункт 6 Указания N 3073-У);
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности (контрольные мероприятия в данной части не проводятся в отношении индивидуальных предпринимателей, ведущих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности);
- накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (за исключением индивидуальных предпринимателей, субъектов малого предпринимательства).
В связи с чем территориальные налоговые органы в случае выявления нарушений, в части несоблюдения требований Указания N 3210-У и Указания N 3073-У, ответственность за которые установлена КоАП РФ, привлекают виновных лиц к административной ответственности.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе.
Действительный государственный советник
РФ II класса
Д.В.Егоров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Нормативные акты для бухгалтера,
N 15, 29.07.2014