АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2014 года Дело N А40-68077/2014

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

судьи Блинниковой И.А. (120-466)

Рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Государственное унитарное предприятие "Московский метрополитен" (129110, г. Москва, проспект Мира, д. 41, стр. 2, ИНН 7702038150)

к

Управлению Роспотребнадзора по городу Москве

С участием третьих лиц:

о

признании незаконным постановления от 08.04.2014 г. N 372

.

установил:

"Московский метрополитен" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по городу от 08.04.2014 г. N 372 о привлечении  к административной ответственности по ст. 6. 4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20 000 руб.

Заявленные требования мотивированы отсутствием события и состава административного правонарушения, нарушением процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Заявитель представил дополнительные документы в порядке ст.ст. 65, 228 АПК РФ.

Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ, а также копии материалов административного дела.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

С учетом представленных сторонами доказательств суд считает, что заявителем был соблюден 10-ти дневный срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ на обжалование оспариваемого Постановления.

Согласно п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 25 февраля 2014 года в адрес Ответчика поступила информация из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" о наличии фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, а именно: по результатам лабораторных исследований в помещениях ст. "Лесопарковая" выявлено превышение ПДК (предельно допустимые концентрации) по содержанию стирола от 10 до 450 раз, ацетона от 1, 2 до 92, 2 раз, этилацетата от 1, 5 до 56 раз, этилбензола от 1, 5 до 25 раз, 1, 2, 4-триметилбензола в 13, 3 раза, толуола от 1, 3 до 6, 5 раз, аммиака от 1, 5 до 5, 25 раза, мета-параКсилола в 2, 5 раза; в помещениях ст. "Битцевский парк" - по содержанию ацетона от 6, 8 до 56 раз, толуола от 1, 3 до 5, 1 раза, бутилацетата от 3 до 18 раз, этилбензола от 5 до 55 раз, стирола от 90 до 700 раз, мета-пара-ксилола от 1, 5 до 15 раз, орто-ксилола от 5 до 9, 3 раз, 1, 3, 5-триметилбензола от 1, 5 до 13 раз, 1, 2, 4-триметилбензола от 1, 3 до 62 раз, аммиака от 3 до 6, 25 раза, хлорбензола в 2 раза, фенола в 2, 3 раза (письмо ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" вх. N01-03561-2 от 25.02.2014г.)

На основании поступившей информации Ответчиком организована и проведена внеплановая выездная проверка.

В рамках проведения внеплановой выездной проверки проведены лабораторные исследования на ст. "Лесопарковая" и ст. "Битцевский парк".

25 марта 2014 года в адрес Ответчика поступили экспертные заключения от 24.03.2014г. N 73-01-20-00362, от 24.03.2014г. N 72-01-20-00364. Согласно указанным экспертным заключениям выявлено превышение ПДК в обследованных помещениях, предназначенных для нахождения сотрудников и пассажиров:

- на станции метро "Лесопарковая" по адресу: г. Москва, 34-км МКАД, обнаружено превышения ПДК в исследуемых помещениях (вестибюль N1 кассовый зал, вестибюль N1 помещение касс, вестибюль N1 платформа, вестибюль N2 платформа, комната начальника станции, помещение старшего кассира, помещение для личного досмотра, помещение ответственного за транспортную безопасность, пикет полиции, медпункт, женский гардероб, мастер службы тоннельных сооружений, помещение электромеханического участка станционной автоматики, мастерская участка сантехники, диспетчерская N106, диспетчерская N105, персонал участка освещения) по содержанию ацетона от 2, 5 до 2, 8 раз, этилацетата в 3 раза, этилбензола от 1, 2 до 2, 85 раз, стирола от 2, 4 до 204, 5 раз, аммиака от 1, 25 до 1, 5 раз,

- на станции метро "Битцевский парк" по адресу: г.Москва, Новоясеневский проспект, д.25, обнаружено превышения ПДК в исследуемых помещениях (кабинет начальника станции, помещение полиции, медпункт, помещение уборщиц N32, гардеробная, помещение старшего кассира) по содержанию стирола от 1, 2 до 2 раз, аммиака 1, 25 раза, что не соответствует требованиям ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".

На основании установленных данных 31.03.2014 г. в отношении заявителя составлен протокол б/н по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.

08.04.2014 г. Управлением Роспотребнадзора по городу Москве вынесено оспариваемое постановление N 372, которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа 20 000 руб. за нарушение ст. 11, ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности"; ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", п. 3.1.2, п. 4.1.2 СП 2.5.1337-03 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов".

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении от 31.03.2014 г. составлен, а дело рассмотрено 08.04.2014 г. в присутствие представителей заявителя. 8 апреля 2014 года на рассмотрение административного дела от заявителя явились трое защитников, которые были допущены должностным лицом, уполномоченным рассматривать административные дела, на рассмотрение. Не указание в постановлении защитников заявителя не является грубым нарушением процесса привлечения к административной ответственности, и не может служить основанием для отмены, так как права заявителя нарушены не были, поскольку защитники допущены к рассмотрению дела.

постановление вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст.39 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3).

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.

Основанием для привлечения заявителя к ответственности послужило нарушение

действующих санитарных правил, а именно:

- на станции метро "Лесопарковая" по адресу: г. Москва, 34-км МКАД, обнаружено превышения ПДК в исследуемых помещениях (вестибюль N1 кассовый зал, вестибюль N1 помещение касс, вестибюль N1 платформа, вестибюль N2 платформа, комната начальника станции, помещение старшего кассира, помещение для личного досмотра, помещение ответственного за транспортную безопасность, пикет полиции, медпункт, женский гардероб, мастер службы тоннельных сооружений, помещение электромеханического участка станционной автоматики, мастерская участка сантехники, диспетчерская N106, диспетчерская N105, персонал участка освещения) по содержанию ацетона от 2, 5 до 2, 8 раз, этилацетата в 3 раза, этилбензола от 1, 2 до 2, 85 раз, стирола от 2, 4 до 204, 5 раз, аммиака от 1, 25 до 1, 5 раз,

- на станции метро "Битцевский парк" по адресу: г.Москва, Новоясеневский проспект, д.25, обнаружено превышения ПДК в исследуемых помещениях (кабинет начальника станции, помещение полиции, медпункт, помещение уборщиц N32, гардеробная, помещение старшего кассира) по содержанию стирола от 1, 2 до 2 раз, аммиака 1, 25 раза, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", п. 3.1.2, п.4.1.2 СП 2.5.1337-03 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов".

В материалах административного дела имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2013г. N RU 77226000-005416, согласно которому заявителем является ГУП "Московский метрополитен" и ввод в эксплуатацию Бутовской линии метрополитена от станции "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" разрешен.

27.02.2014 года ст. "Лесопарковая" и ст. "Битцевский парк" были открыты и Заявитель их эксплуатировал.

Ссылка заявителя на скрытые недостатки является несостоятельной, поскольку согласно п.4 ст. 720 ГК скрытыми недостатками являются недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки. Вместе с тем, согласно материалам административного дела на ст. "Лесопарковая" и ст. "Битцевский парк" было выявлено ПДК ацетона, аммиака, стирола и др. веществ. Указанные вещества имеют характерные запахи, которое чувствуются.

Также необходимо отметить, что в экспертных заключениях от 24.02.2014г. N 4425-10.02/10, N 4425-10.02, на основании которых была проведена внеплановая проверка, указано, что в помещениях ст. "Лесопарковая", ст. "Битцевский парк" выявлено превышение ПДК стирола, ацетона, аммиака, этилацетата и др. веществ. При этом 27.02.2014 года ст. "Лесопарковая" и ст. "Битцевский парк" были открыты для прохода пассажиров и эксплуатировались Заявителем.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность ст. 6.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая он него требовалась, в материалах дела не имеется.

Поскольку нарушение санитарных норм и правил нашло свое подтверждение, суд считает их достаточными, чтобы сделать вывод о правомерности привлечения заявителя к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены в постановления Управления Роспотребнадзора по городу от 08.04.2014 г. N 372 о привлечении  к административной ответственности по ст. 6. 4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 2.2, ч.1 ст. 14.8, 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 29.6-29.7, 29.10 КоАП РФ, ст.ст. 66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211, 229 АПК РФ, суд

решил:

Заявление Государственного унитарного предприятия "Московский метрополитен" (129110, г. Москва, проспект Мира, д. 41, стр. 2, ИНН 7702038150) о признании незаконным постановления Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 08.04.2014 г. N 372 о привлечении  к административной ответственности по ст. 6. 4 КоАП РФ оставить без удовлетворения.

решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.А. Блинникова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка