АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2015 года Дело N А39-936/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2015.

Полный текст постановления изготовлен 25.06.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чернышова Д.В.,

судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,

при участии представителя

от истца: Вельдясовой Е.Ю. (доверенность от 01.01.2015)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -

общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Вектор-С"

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015,

принятое судьями Логиновой О.А., Богуновой Е.А., Вечкановым А.И.,

по делу N А39-936/2014 Арбитражного суда Республики Мордовия

по иску общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Вектор-С"

к обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль"

о взыскании убытков,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, -

общество с ограниченной ответственностью "Карго",

и установил:

общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Вектор-С" (далее - ООО Торговый Дом "Вектор-С") обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль") о возмещении убытков в сумме 147 223 рублей 22 копеек.

Требование основано на статьях 15, 393 и 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивировано ненадлежащим исполнением обязательств по договору перевозки грузов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карго" (далее - ООО "Карго").

Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 27.10.2014 удовлетворил иск.

Руководствуясь статьями 785, 791, 792, 793, 796 ГК РФ, пунктами 25 - 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила), суд пришел к выводу о доказанности совокупности условий для возмещения убытков в заявленной сумме.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.03.2015 отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск частично, взыскав с ответчика убытки в сумме 1195 рублей.

Сославшись на статьи 15, 393, 796 и 791 ГК РФ, статьи 10 и 11 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), пункты 7, 22, 23, 29, 30, 80, и 86 Правил, суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания стоимости тушек цыплят-бройлеров ввиду недоказанности истцом состава гражданского правонарушения относительно данного требования.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО Торговый Дом "Вектор-С" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции ошибочно не применил к спорным правоотношениям статьи 15 и 796 ГК РФ и пришел к неверному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков, связанных с порчей тушек цыплят-бройлеров.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы кассационной жалобы.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третье лицо не обеспечило явку представителей в кассационную инстанцию.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно жалобы.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя ООО Торговый Дом "Вектор-С", окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, ООО Торговый дом "Вектор-С" (заказчик) и ООО "Вертикаль" (перевозчик) заключили договор от 24.07.2013 N 35 на автомобильные перевозки грузов (далее - договор).

Согласно пункту 1.2 договора ответчик принял на себя обязательства на основании согласованных заявок осуществлять перевозку и экспедирование грузов заказчика, доставлять их в пункт назначения, указанный в транспортной накладной, и в сроки, указанные в заявке. В своей деятельности стороны руководствуются положениями заключенного договора, ГК РФ и Уставом.

Истец 12.12.2013 сделал заказ на перевозку груза N 994 по маршруту п. Чамзинка - г. Кострома, согласно которому дата загрузки определена сторонами 12.12.2013, место - п. Чамзинка, ул. Юбилейная, 1, время выгрузки-13.12.2013 с 14 до 17 часов в ООО "Карго", ЗАО "Холодильник N 1", г. Кострома. Заказ был принят перевозчиком.

Согласно данным транспортной накладной фактически груз был принят к перевозке ответчиком 13.12.2013 и доставлен грузополучателю 16.12.2013 (акт от 16.12.2013 по форме Торг-2 об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товара, составленный представителями грузополучателя ООО "Карго" с участием водителя перевозчика Смирнова А.П.).

Согласно данным акта от 16.12.2013 товар (курица) транспортировался ненадлежащем образом и пришел в замороженном состоянии с истекшим сроком годности, поэтому был возвращен поставщику.

Транспортная накладная содержит отметки грузоотправителя о возврате перевозчиком истцу фарша цыплят-бройлеров в количестве 974 киллограммов (принято к перевозке 1001, 174 киллограмма) и говядины весом 1237, 7 киллограмма.

Ответчик не возвратил принятый к перевозке товар в количестве 27, 170 килограмма (фарш) на сумму 1195, 48 рублей и 2000, 38 киллограмма (тушки цыплят-бройлеров) на сумму 146 027 рублей 74 копейки.

Общий размер убытков ООО Торговый Дом "Вектор-С" составил 147 223 рубля 22 копейки, что явилось причиной обращения его в суд с настоящим иском.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наличие убытков; ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом по договору; причинную связь между наступлением убытков и противоправным поведением причинителя убытков; вину контрагента по договору, не исполнившего обязательство надлежащим образом.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В подтверждение факта повреждения груза ООО Торговый Дом "Вектор-С" представил заказ от 12.12.2013 N 994 на перевозку полуфабрикатов, субпродуктов куриных, тушки куриной, говядины; копию транспортной накладной от 13.12.2013; акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 16.12.2013; товарную накладную на тушку цыплят-бройлеров (охлажденную) от 13.12.2013; товарную накладную на фарш куриный от 13.12.2013; акт на возвратную продукцию от 19.12.2013.

Из акта об установленном расхождении по количеству и качеству от 16.12.2013, составленного ООО "Карго" и подписанного водителем с возражениями, груз был не принят в связи с некачественностью ввиду неправильной транспортировки товара и несоответствием температурного режима для перевозки такого груза. Так, в разделе подробное описание дефектов указано: говядина - товар транспортировался в ненадлежащем состоянии. Не соблюдались условия транспортировки охлажденного мяса, не соблюдался температурный режим, мясо пришло замороженное и грязное. Курица - товар транспортировался в ненадлежащем состоянии. Курица пришла замороженная, и вышел срок годности.

Грузотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов (пункт 2 и пункт 3 статьи 10 Устава)

Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза. Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (пункты 6, 8 и 9 статьи 11 Устава)

Согласно пунктам 22, 23 Правил перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.

Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.

Аналогичное условие содержится в пункте 2.1.5 договора на автомобильные перевозки от 24.07.2013 N 35 о направлении в распоряжение заказчика автотранспортного средства в технически исправном чистом состоянии, отвечающем санитарным требованиям (наличие у водителя санитарного паспорта транспортного средства обязательно), пригодного для перевозки вида груза (температурный режим при погрузке и на всем протяжении перевозки должен соответствовать заявке заказчика).

Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если: а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер; б) при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями; в) масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (пункт 30 Правил).

В пункте 7 Правил указывается, что при рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8 - 11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. Иные пункты транспортной накладной, в том числе пункт 5 "Указания грузоотправителя", касающиеся параметров транспортного средства, необходимых для осуществления перевозки груза, рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки, подлежат определению и внесению в накладную фрахтователем, грузоотправителем, заказчиком на основании пункта 15 Правил.

Эта обязанность представляющего для перевозки груза лица корреспондирует с правом грузоотправителя отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае предоставления перевозчиком транспортного средства, не пригодного для перевозки соответствующего груза или подачи транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием (пункт 29 Правил, статья 791 ГК РФ).

Из анализа приведенных норм следует, что при подаче транспортного средства, не предназначенного для транспортировки данного вида груза и с нарушением сроков, в соответствии с пунктом 29 Правил заказчик имел возможность отказаться от транспортировки груза на данном виде транспорта.

Согласно части 1 статьи 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных данным федеральным законом.

Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 названной статьи, устанавливается правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров (часть 2 статьи 38 Устава).

В пунктах 80 и 86 Правил предусмотрено, что акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов (пункт 81 Правил).

Акт должен содержать сведения, установленные пунктом 82 Правил.

В соответствии с пунктом 77 Правил скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной.

Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон (пункт 50 Правил).

Суд апелляционной инстанции установил, что истец не отказался от погрузки продукции 13.12.2013 в транспортное средство ответчика. Акты о непредставлении транспортного средства под погрузку и о нарушении сроков доставки груза (пункт 79 Правил перевозки) в материалах дела отсутствуют.