АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2015 года Дело N А09-8245/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года

постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Панченко С.Ю.

судей

Ермакова М.Н.

Чаусовой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтуновой И.Б.

Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляли:

от Арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Ковтунова И.Б.

от Арбитражного суда Брянской области - помощник судьи Силкина Т.М.

В порядке пункта 2 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Брянской области Мишакиным В.А.

при участии в судебном заседании от:

закрытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" (241020, г. Брянск, пер.Московский, 3А, ОГРН 1113256011934, ИНН 3254511269)

представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом

инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Брянску (241037, г. Брянск, ул.Крахмалева, д.53, ОГРН 1043263000000, ИНН 3254000017)

Малашенко Р.А. - представителя (доверенность от 11.01.2013), Прохоренковой Е.А. - представителя (доверенность от 05.10.2013 б/н), Смоляковой В.Г. - представителя (доверенность от 10.10.2014)

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А09-8245/2014,

установил:

Закрытое акционерное общество "Куриное Царство-Брянск" (далее - общество, ЗАО "Куриное Царство-Брянск") обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 25.04.2014 N 55 в части уменьшения налога на добавленную стоимость (далее -НДС) в размере 5 223 807 рублей, излишне заявленного к возмещению, и начисленных на сумму НДС пени в размере 380 483 рублей.

решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и признать незаконным решение инспекции от 25.04.2014 N55 в части уменьшения суммы НДС в размере 5 223 807 руб., излишне заявленного к возмещению, пени, начисленных на сумму НДС в размере 380 483 руб..

По мнению общества, судом неправильно применены нормы права, в частности пп.6 п.3 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сделан необоснованный вывод о том, что у налогового органа имелись основания для уменьшения суммы НДС, излишне заявленной к возмещению указанного налога в размере 5 223 807 руб., дана неправильная оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Как указал заявитель жалобы, суд сделал неверный вывод о том, что полученные им по платежному поручению N 613 от 16.05.2012 из регионального бюджета субсидии в сумме 133 287 352 руб. на возмещение части производственных затрат, поступили из федерального бюджета.

Кроме того, по мнению заявителя жалобы, в деле отсутствуют доказательства того, что указанная субсидия была предоставлена с учетом НДС, в связи с чем заявитель обязан был восстановить НДС при получении этой субсидии.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия.

Инспекция в письменном отзыве и её представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили отказать в её удовлетворении.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснение представителей инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судом, на основании проведенной налоговой инспекцией выездной проверки ЗАО "Куриное Царство-Брянск" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, был составлен акт от 20.02.2014 N 55 и вынесено решение N 55 от 25.04.2014 об отказе в привлечении ЗАО "Куриное Царство-Брянск" к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций в сумме 3 738 692 рублей, уменьшена сумма НДС, излишне заявленная к возмещению в размере 5 223 807 рублей, начислены пени по НДС в размере 380 483 рублей, а также предложено перечислить суммы удержанного, но не перечисленного НДФЛ в размере 187 224 рублей.

Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что в рассматриваемом случае происходит двойная налоговая выгода налогоплательщика, проявляющаяся в том, что, сначала общество получает соответствующий вычет по НДС на сумму понесенных расходов, а затем получает федеральные субсидии в соответствующей бюджетной пропорции, которая покрывает собственные понесенные затраты общества при приобретении сельскохозяйственной техники, строительстве и реконструкции птицеводческих объектов с учетом НДС, как это указано в справках-расчетах, товарных накладных и счетах-фактурах на соответствующие периоды 2011-2012 года.

Кроме того, налоговый орган считает, что если денежные средства были выделены из федерального бюджета, то независимо от механизма их распределения, они остаются средствами федерального бюджета и не изменяют правовую природу их происхождения в целях их учета при налогообложении НДС.

решением Управления ФНС России по Брянской области от 26.06.2014 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения,

Не согласившись с принятым налоговым органом решением в части уменьшения суммы НДС в размере 5 223 807 рублей, излишне заявленного к возмещению, пени, начисленных на сумму НДС в размере 380 483 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Как следует из обжалуемых судебных актов, основанием для доначисления спорных сумм налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней послужил вывод инспекции о том, что в нарушение подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением специализированной техники для производства мяса птицы, не восстановило суммы налога на добавленную стоимость в размере 17 175 491 рублей, принятые к вычету.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Брянской области от 19.12.2011 N131-3 "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" и утвержденными постановлением Администрации области от 30 декабря 2011 года N 1308 целевой Программой "Увеличение производства мяса птицы в Брянской области" (2012-2014 годы) и Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012-2015 годы), постановлением администрации Брянской области от 09.04.2012 N 316 утвержден Порядок предоставления субсидий по программе "Увеличение производства мяса птицы в Брянской области на 2012-2014 годы государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (далее - Порядок предоставления субсидий).

Как установлено судом, на основании представленных ЗАО "Куриное Царство-Брянск" справок-расчетов на представление субсидий для возмещения произведенных затрат, приказом Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области N 161 от 15.05.2012 "О распределении бюджетных средств, полученных из федерального бюджета на финансирование ведомственной целевой программы "Увеличение производства мяса птицы в Брянской области (2012-2014 годы) в 2012 году" обществу были выделены субсидии на сумму 133 287 352 рубля.

В реестрах затрат на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов и в справке - расчете, представленных ЗАО "Куриное Царство-Брянск" в подтверждении затрат, отражена стоимость работ, услуг с учетом НДС, а по некоторым затратам без учета НДС.

Как установлено судом, федеральная субсидия на компенсацию расходов по приобретению специального технологического транспорта получена налогоплательщиком в полном объеме в сумме 17 175 491 рубль (57 251 636 х 30%), а на возмещение понесенных ранее затрат на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов, в том числе комбикормовых и утилизационных объектов в размере 69 562 926 рублей (5, 2 % от стоимости оплаченного поставщикам (подрядчикам) объема выполненных работ или 0, 05236 рублей на 1 рубль затрат), то есть частично от сумм предусмотренных в программе (из расчета 30 % от стоимости оплаченного объема выполненных работ сумма субсидии рассчитана в размере 398 238 824 рублей (1 328 462 746 х 30%).

Вышеуказанные суммы НДС по товарам (работам, услугам) были приняты к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что выделяемые из федерального бюджета в рамках Программы "Увеличение производства мяса птицы в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012-2015 годы), утвержденной постановлением администрации области от 30 декабря 2011 года N 1308, субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением специального технологического транспорта, строительства новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов, включали в себя в том числе затраты по налогу на добавленную стоимость, о чем свидетельствует расчет размера субсидий, установленный утвержденными постановлением Администрации Брянской области от 09.04.2012 N 316 Правилами предоставления субсидий, принимая во внимание Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Администрации Брянской области от 30.12.2011 N 1308, сопоставив сведения о стоимости приобретенной обществом техники, включающей в себя налог на добавленную стоимость, с размером выделенных обществу субсидий, суд пришел к правильному выводу, что получив из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, общество в силу положений подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса обязано было восстановить сумму ранее принятого к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом поставщику техники.

При этом суд правильно указал, что произошла двойная налоговая выгода налогоплательщика, выразившаяся в том, что, сначала общество получает соответствующий вычет по НДС на сумму понесенных расходов, а затем получает федеральные субсидии в соответствующей бюджетной пропорции, которая покрывает собственные понесенные затраты общества при приобретении специального технологического транспорта, строительства новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов с учетом НДС, как это указано в справках-расчетах, товарных накладных и счетах-фактурах.

Материалами дела подтверждено, что сумма субсидий была перечислена обществу из денежных средств, поступивших в 2012 году из федерального бюджета бюджету Брянской области в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации "О распределении в 2012 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" от 22.11.12 N 2147-р.

Суд обоснованно отклонил довод заявителя о том, что в платежных поручениях, которыми субсидии были перечислены обществу, отсутствуют сведения о выделении из них сумм налога на добавленную стоимость.

Со ссылкой на положения главы 21 "Налог на добавленную стоимость", а также постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" и Приказ Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", суд правильно указал, что напрямую эти субсидии юридическим лицам не выделяются, а предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование региональных программ путем перечисления денежных средств из федерального бюджета на счет территориального органа Федерального казначейства для дальнейшего их перечисления из бюджета субъекта РФ.

В виду того, что денежные средства, перечисленные обществу платежным поручением от 16.05.2012 N 613 на сумму 133 287 352 рублей, были выделены из федерального бюджета, то независимо от механизма их распределения, они остаются средствами федерального бюджета и не изменяют правовую природу их происхождения в целях их учета при налогообложении НДС.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что бюджетные средства, зачисленные на счет ЗАО "Куриное Царство-Брянск" платежным поручением от 16.05.2012 N 613 на сумму 133 287 352 рублей являются субсидией, полученной из федерального бюджета РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость.

С получением данной субсидии в ином налоговом периоде общество, в силу требований подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, обязано было восстановить сумму налога на добавленную стоимость, ранее предъявленную к вычету.

Судом дана правильная оценка доводам заявителя по всем выявленным в ходе проверки фактам.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов и направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А09-8245/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" без удовлетворения.

постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

С. Ю. Панченко

Судьи

М.Н.Ермаков

Е.Н.Чаусова

Е.Н.Чаусова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка