Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2013 года N 362

Об утверждении адресной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2013 N 607)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р и в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую адресную целевую программу "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы (далее - программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области принять меры по выполнению мероприятий, направленных на реализацию программы, и определить круг должностных лиц, ответственных за реализацию программы на своих территориях.

3. Признать утратившим силу постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.09.2009 N 383 "Об утверждении программы "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 - 2012 годы".

4. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламова.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев

Утверждена
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 30 августа 2013 г. N 362

Адресная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Паспорт адресной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы


Наименование программы

Адресная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы (далее – Программа)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 1263-р

Уполномоченный орган исполнительной власти Кемеровской области, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган)

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области

Цели Программы

Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

 использование потенциала соотечественников в интересах социально-экономического развития Кемеровской области;

 создание источника пополнения трудовых ресурсов Кемеровской области;

 улучшение миграционной ситуации в Кемеровской области

Задачи Программы

Разработка механизмов организации процесса переселения в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, их обустройства и адаптации на территории вселения;

 создание правовых, социально-экономических, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Кемеровскую область на постоянное место жительства;

 формирование системы мониторинга за ходом переселения и обеспечение государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав соотечественников;

Исполнители основных мероприятий Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области ,
 департамент административных органов Администрации Кемеровской области,
 главное управление по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области,
 комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области,
 департамент строительства Кемеровской области,
 департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области,
 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,
 департамент культуры и национальной политики Кемеровской области,
 департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области,
 департамент образования и науки Кемеровской области,
 департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Этапы и сроки реализации Программы

Общий срок реализации Программы
 2013 - 2015 годы без выделения этапов

Объемы и источники финансирования Программы

Всего на реализацию Программы в 2013 - 2015 годах потребуется средств областного бюджета
 51760 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 11600 тыс. рублей;

 2014 год - 16480 тыс. рублей;

 2015 год - 23680  тыс. рублей,
 из них:
 на предоставление дополнительных мер социальной поддержки соотечественников -
 48440 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 10510 тыс. рублей;

 2014 год - 15370 тыс. рублей;

 2015 год - 22560 тыс. рублей;

 на информационную поддержку реализации Программы -  2160 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 710 тыс. рублей;

 2014 год - 720 тыс. рублей;

 2015 год - 730 тыс. рублей;

 на оказание содействия в приеме соотечественников, их жилищном обустройстве,  социальной и культурной адаптации - 1160 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 380 тыс. рублей;

 2014 год - 390 тыс. рублей;

 2015 год - 390 тыс. рублей.

Основные показатели эффективности Программы

Численность участников Программы и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область и зарегистрированных в Управлении Федеральной миграционной службы по Кемеровской области;

 доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий;

 доля трудоустроенных участников Программы в общем числе прибывших участников Программы;

 доля участников Программы и членов их семей в общем числе граждан, прибывших в Кемеровскую область из-за рубежа

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Доведение числа участников Программы и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область и зарегистрированных в Управлении Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, до 3325 человек;

 обеспечение доли расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий не менее 90 процентов;

 обеспечение уровня трудоустройства участников Программы не менее 75 процентов от общего числа прибывших участников Программы;

 доведение доли участников Программы и членов их семей в общей численности граждан, прибывших в Кемеровскую область из-за рубежа, до 15 процентов

I. Общая характеристика сферы реализации Программы


Согласно оценке Правительства Российской Федерации по итогам 2009 года Кемеровская область вошла в пятерку наиболее развивающихся регионов страны по темпам роста основных макроэкономических показателей, а в 2010 году - в десятку лучших регионов России по оценке показателей эффективности деятельности органов власти.

Сегодня Кемеровская область прочно входит в первую двадцатку лучших регионов России по объему производства: добывает 56,4 процента российского угля и 73,2 процента наиболее ценных коксующихся марок, тем самым закрывает все внутренние потребности российской экономики как в энергетическом, так и в коксующемся угле.

По итогам 2012 года Кемеровская область давала России 100 процентов трамвайных рельсов, 56 процентов ферросилиция, 12 процентов стали и металлопроката.

Ближайшие годы пройдут в Кемеровской области под знаком дальнейшего интенсивного развития.

Главные цели предстоящего периода:

динамичный рост экономики, повышение конкурентоспособности кузбасской продукции;

дальнейшее развитие новых видов экономической деятельности;

введение инновационных производств и услуг;

повышение качества и доступности предоставляемых услуг.

На этой основе - повышение уровня и качества жизни жителей Кемеровской области.

Для достижения поставленных целей предстоит провести масштабную модернизацию и технологическое перевооружение предприятий Кемеровской области, повысить производительность труда, обеспечить внедрение энергоэффективных технологий.

Осуществлять поставленные цели предстоит жителям Кемеровской области. При этом одной из главных проблем является демографическая ситуация Кемеровской области, которая характеризуется депопуляцией - систематическим уменьшением абсолютной численности населения.

Основной причиной сокращения численности населения является его естественная убыль (разница между числом родившихся и умерших), хотя, благодаря проводимой в Кемеровской области политике ситуация меняется в лучшую сторону.

Естественная убыль в 2012 году (3,8 тыс. человек) сократилась в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с 2011 годом число родившихся увеличилось на 2,6 тыс. человек (на 7,5 процента), число умерших уменьшилось на 1,2 тыс. человек (на 2,8 процента).

Если до недавнего времени естественная убыль населения частично компенсировалась за счет миграционного прироста, то начиная с 2011 года в Кемеровской области впервые зарегистрирован миграционный отток населения - 2,8 тыс. человек. За 2012 год отрицательное сальдо миграции составило 4,6 тыс. человек.

По предварительной оценке, на 1 января 2013 г. численность постоянного населения Кемеровской области составила 2742,5 тыс. человек и уменьшилась за год на 8,3 тыс. человек (с 2008 года численность населения сократилась на 37,6 тыс. человек, или на 1,4 процента).

Наряду с абсолютным уменьшением численности населения, а следовательно ее трудового потенциала, сохраняется процесс старения общества. Отмечается постепенное снижение численности населения трудоспособного возраста, в ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать. Одновременно растет число лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начинают выходить поколения, родившиеся в 50-е и 60-е годы. Такое изменение возрастной структуры населения усиливает дефицит рабочей силы на рынке труда.

Анализ ситуации на рынке труда Кемеровской области показывает, что последствия финансового кризиса в Кемеровской области были выражены сильнее, чем в других регионах Российской Федерации.

Только в течение 2009 года численность экономически активного населения Кемеровской области уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 1,4 процента, тогда как в целом по России - лишь на 0,1 процента. Данной динамике способствовал стремительный рост числа безработных, которые не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с определением Международной организации труда классифицировались как безработные. В Кемеровской области прирост их численности составил 44 процента (до 142 тыс. человек), в России - треть.

В качестве антикризисных и посткризисных мер по регулированию сложившейся ситуации был выработан комплекс мероприятий, своевременная реализация которых при взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, работодателей привела к стабилизации рынка труда в 2012 году. За 2012 год ситуация сложилась следующим образом.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения на конец года, составила 25,8 тыс. человек (на 13 процентов меньше показателя годичной давности).

Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 1,6 процента к численности экономически активного населения (уменьшился на 0,2 процентного пункта к показателю на начало года).

При этом количество заявленных в службу занятости населения вакансий на 31.12.2012 составило 29,4 тыс.

Среди должностей, заявленных к замещению, по-прежнему большинство специалистов сферы здравоохранения (врачи, акушерки, массажисты, медицинские сестры).

В структуре вакансий (по видам экономической деятельности) зафиксировано устойчивое преобладание заявок, поступавших от работодателей в сфере строительства (18 процентов потребности), обрабатывающих производств и в организациях оптовой и розничной торговли (по 14 процентов), осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (12 процентов), здравоохранения и предоставления социальных услуг (8 процентов).

При содействии службы занятости населения нашли работу (доходное занятие) 49,7 тыс. человек, из них 66 процентов - безработные. Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, составил 41,9 процента, безработных граждан - 38,3 процента (год назад 42,6 процента и 42,2 процента соответственно).

Наряду с трудоустройством на постоянные рабочие места служба занятости населения принимает участие в организации временных рабочих мест. Временная занятость позволяет гражданам в условиях безработицы сохранить профессиональные навыки, приобрести опыт и стаж работы по специальности. На временные рабочие места трудоустроены 21,9 тыс. человек.

Среди безработных все более востребованной становится государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, так как получение конкурентоспособной на рынке труда профессии является наиболее результативным выходом из безработицы.

Реализация мер по профессиональной ориентации способствует эффективному перераспределению свободных трудовых ресурсов. Услуги по профессиональной ориентации предоставлены 39,7 тыс. граждан, состоявших на учете в службе занятости населения.

Несмотря на то, что ситуация на региональном рынке труда меняется в лучшую сторону, трудоустройству граждан препятствует несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных и ищущих работу граждан спросу на рабочую силу. Спрос на работников отдельных профессий превышает предложение в несколько десятков раз.

В целях удовлетворения потребности работодателей в нужных работниках Кемеровская область вынуждена привлекать иностранных специалистов.

Так, в 2009 году по разрешениям Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области трудовую деятельность в Кемеровской области осуществляли 17876 иностранных работника; в 2010 году - 11407 , в 2011 году – 11401, в 2012 году – 12010.

Труд иностранных работников применяется в основном в строительстве (около 70 процентов). Наибольшее число иностранных работников прибывает из стран постсоветского пространства (2011 год - 69,6 процента). Численность иностранных граждан, труд которых использовался в экономике Кемеровской области, в среднем составляет 0,6 процента численности занятого в экономике населения.

Как видно из проведенного анализа, позитивно развивающаяся экономика Кемеровской области постоянно нуждается в работниках различной квалификации. Планируется, что в результате открытия новых современных предприятий и технического перевооружения действующих производств в Кемеровской области к 2025 году будет создано и модернизировано около 500 тыс. высокотехнологичных рабочих мест в различных сферах экономики.

Однако демографическая ситуация, характеризуемая сокращением численности населения в области, а также ситуация, складывающаяся на региональном рынке труда, подтверждают заключение специалистов о том, что дефицит квалифицированных кадров в Кемеровской области будет наблюдаться, по крайней мере, еще в ближайшие несколько лет, и работодатели по-прежнему будут испытывать трудности в поиске достойных кандидатов для замещения вакантных рабочих мест.

Одним из вариантов пополнения трудовых ресурсов Кемеровской области и улучшения демографической ситуации может стать привлечение соотечественников, проживающих за рубежом. При этом Кемеровская область способна предоставить переселенцам необходимые условия для адаптации на новом месте жительства.

Временное расселение соотечественников предполагается производить в гостиницы либо в съемное жилье при содействии агентств недвижимости.

Для постоянного жилищного обустройства соотечественников в зависимости от уровня их материального обеспечения предлагается наем жилья или приобретение в собственность.

Купить жилье или оформить ипотеку на приобретение жилья можно через кредитные организации или ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области".

Согласно Закону Кемеровской области от 16.05.2006 N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного кредитования" льготным категориям граждан предоставляются льготные долгосрочные займы или жилищные субсидии на приобретение квартиры или строительство частного жилого дома из областного бюджета. Получить такой заем или субсидию соотечественники смогут после получения гражданства Российской Федерации наравне с другими гражданами.

В последние годы в Кемеровской области идет активное жилищное строительство. За 5 лет (2008-2012 годы) построено более 5 миллионов квадратных метров жилья. Благодаря этому в новые дома переехало более 100 тыс. семей. Для нуждающихся выделено 10,6 тыс. льготных займов (в том числе суперльготных - сроком на 20 лет без первоначального взноса со ставкой 0 процентов) и социальных выплат. При этом 7 тыс. займов получили молодые семьи.

Кроме того, с 2009 года работники бюджетной сферы, молодые ученые, молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют возможность снимать специальное жилье на суперльготных условиях, когда арендная плата в 5-7 раз ниже рыночной.

Те из переселенцев, кто желает построить свой дом, могут приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства у частных лиц, организаций, на аукционах.

Начиная с 2002 года в Кемеровской области бесплатно предоставляются земельные участки для жилищного строительства 24 категориям льготников. В настоящее время комплексная малоэтажная застройка ведется на 30 площадках области.

В Кемеровской области активно развиваются социальные сферы. В образовании реконструируются и строятся новые современные школы. Широкое развитие получило дистанционное образование, в том числе детей-инвалидов. В 2008-2012 годах значительно укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, более чем в 2 раза сокращена очередность в детские дошкольные учреждения, а в 17 муниципальных образованиях очередность ликвидирована полностью.

В сфере здравоохранения: в Кемеровской области реализуется Программа модернизации здравоохранения, в результате которой только в 2011-2012 годах проведен капитальный ремонт 41 медицинского учреждения. Всего же за 5 лет (2008-2012 годы) построено и отремонтировано 90 медицинских учреждений. За это время более 31 тыс. человек получили бесплатное дорогостоящее высокотехнологичное лечение по федеральным и областным программам.

В сфере социальной защиты населения, несмотря на сложности развития экономики в период с 2008 по 2012 годы, социальная поддержка льготных категорий населения не только была сохранена в полном объеме, но и усилена.

В приложении N 5 к Программе дана оценка готовности Кемеровской области к приему соотечественников.

Более подробно Кемеровская область как территория вселения соотечественников описана в приложении N 6 к Программе.

Кемеровская область готова к приему соотечественников, хотя в процессе переселения участников Программы и их семей не исключается возникновение определенных рисков. Риски, которые могут возникнуть в процессе реализации Программы, и мероприятия по их управлению подробно описаны в разделе V "Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»