Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2014 года N 366-пп

О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 07 ноября 2013 г. N 1083-па

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Магаданской области
от 8 октября 2021 года N 771-пп

____________________________________________________________________

Правительство Магаданской области постановляет:

1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 07 ноября 2013 г. N 1083-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы" следующие изменения:

1.1. В преамбуле постановления слова "постановлениями администрации Магаданской области от 28 февраля 2013 г. N 152-па "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области" и" заменить словами "постановлением администрации Магаданской области".

1.2. В пункте 3 постановления слова "врио первого заместителя губернатора области" заменить словами "вице-губернатора Магаданской области - первого заместителя председателя Правительства Магаданской области".

1.3. Государственную программу Магаданской области "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Магаданской области
В. Печеный

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Магаданской области от "30" апреля
2014 г. N 366-пп

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Магаданской области "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы"

ПАСПОРТ государственной программы Магаданской области "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы"


Наименование государственной программы

государственная программа Магаданской области "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа)

Цели государственной программы

- повышение эффективности добычи и использования природных ресурсов;

 - диверсификация минерально-сырьевого комплекса Магаданской области;

 - обеспечение долгосрочного развития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области;

 - стабилизация и улучшение экологической  обстановки  в Магаданской области;

 - обеспечение экологической безопасности территории и населения Магаданской области;

 - охрана окружающей среды и здоровья человека;

 - гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Ма гаданской области;

 - сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

 - обеспечение защищенности населения и объектов экономики Магаданской области от наводнений и иного негативного воздействия вод

Задачи государственной программы

- повышение геологической изученности территории Магаданской области, получение геологической информации;

 - создание информационной системы  минерально-сырьевых ресурсов;

 - совершенствование технологических  процессов  освоения месторождений полезных ископаемых, позволяющих  повысить извлечение полезных ископаемых;

 - стимулирование широкого внедрения технологии обогащения по извлечению мелкого золота;

 - модернизация действующих производств горнодобывающей промышленности;

  - вовлечение в промышленное освоение месторождений новых видов полезных ископаемых;

 - профессиональная ориентация молодежи;

 - ликвидация накопленного экологического ущерба;

 - снижение негативного влияния на  окружающую среду отходов производства  и потребления;

 - формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Магаданской области;

 - создание системы информирования населения о состоянии окружающей среды Магаданской области;

 - оптимизация режима особо охраняемых природных территорий регионального значения;

 - комплексное обследование особо охраняемых природных территорий регионального значения
 - экологическое просвещение;

 - повышение эффективности использования водных ресурсов;

 - сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

 - восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

 - повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

 - обеспечение сооружениями инженерной защиты населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод;

 - регистрация в установленном порядке всех гидротехнических сооружений области, включение их в Российский регистр ГТС, сокращение числа бесхозяйных  гидротехнических сооружений

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области

Соисполнители государственной программы

не предусмотрено

Участники государственной программы

министерство строительства, жилищно-коммунального-хозяйства и энергетики Магаданской области;

 органы местного самоуправления Магаданской области (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

1. Подпрограмма "Природные ресурсы Магаданской области" на 2014-2020 годы".
 2. Подпрограмма "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области"  на 2014-2020 годы".
 3. Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Магаданской области " на 2014-2020 годы"

Целевые показатели государственной программы

- количество исследованных месторождений торфа;

 - сохранение уровня добычи россыпного золота;

 - сохранение уровня добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ);

 - количество обследованных проявлений ОПИ;

 - доля населения, проживающего на территориях подверженных негативному воздействию вод, защищенного в результате проведения инженерных мероприятий, от общего количества населения, проживающего на таких территориях;

 - доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;

 - расчистка русел рек от речных наносов, в пределах населенных пунктов;

 - протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;

 - количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;

   - количество гидротехнических сооружений, зарегистрированных в Российском регистре гидротехнических сооружений
 - количество проведенных аналитических исследований воды, воздуха и почвы с целью выявления негативного воздействия на окружающую среду;

 - количество проведенных мероприятий по экологическому просвещению;

 - число участников экологических мероприятий;

 - количество затонувших судов, поднятых из акватории бухты Нагаева

Сроки и этапы  реализации государственной программы

Сроки реализации государственной программы -
 2014-2020 годы.
 Выделение этапов реализации государственной программы не предусмотрено.

Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 678 252,55 тыс. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета -
 1 402 822,04 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 100000,00 тыс. рублей;

 2015 год - 212300,3 тыс. рублей;

 2016 год -222813,1 тыс. рублей;

 2017 год -201239,85 тыс. рублей;

 2018 год -264149,60 тыс. рублей;

 2019 год -213657,10 тыс. рублей;

 2020 год -188662,09 тыс. рублей.
 средства областного бюджета -
 266 360,85 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 53279,45 тыс. рублей;

 2015 год - 54687,80 тыс. рублей;

 2016 год -44849,80 тыс. рублей;

 2017 год -23681,90 тыс. рублей;

 2018 год -43128,22 тыс. рублей;

 2019 год -23684,90 тыс. рублей;

 2020 год -23048,78 тыс. рублей.
   средства местных бюджетов -
 9069,66 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 1666,43 тыс. рублей;

 2015 год - 917,61 тыс. рублей;

 2016 год -1279,62 тыс. рублей;

 2017 год -1197,00 тыс. рублей;

 2018 год -1550,50 тыс. рублей;

 2019 год -1294,00 тыс. рублей;

 2020 год -1164,50 тыс. рублей.
 Реализация отдельных мероприятий государственной программы будет осуществляться на условиях софинансирования из федерального бюджета и финансирования из бюджетов муниципальных образований

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

- вовлечение в промышленное освоение месторождений новых видов полезных ископаемых;

 - повышение эффективности управления природными ресурсами;

 - обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения;

 - совершенствование системы государственного экологического мониторинга;

 - повышение эффективности государственного управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

 - восстановление нарушенных экологических систем (ликвидация накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности на территории Магаданской области);

 - повышение уровня экологической культуры населения Магаданской области;

 - повышение качества водных ресурсов, обеспечение комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранение видового биоразнообразия;

 - повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечение населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты, сокращение уровня вероятного ущерба от  негативного воздействия вод;

 - обеспечение устойчивого развития водохозяйственного комплекса Магаданской области

I. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы и прогноз развития на перспективу


Магаданская область является крупным регионом на Северо-Востоке России. Площадь территории составляет 462,46 тыс. км2.

Экономика области определяется природно-ресурсным комплексом (минеральные и биологические ресурсы, лесной и водный фонды), который в ближайшие десятилетия будет оставаться важнейшим фактором, определяющим как характеристику потенциала, так и особенности программных решений по развитию экономики Магаданской области.

Магаданская область является одним из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам минерального сырья. Стоимостная оценка богатства недр Магаданской области (по оценке СВКНИИ ДВО РАН по состоянию на 01 января 2012 г.) составляет 124,6 трлн. руб., из них в 51,9 трлн. руб. - оценивается стоимость ресурсов углеводородов, в 14,8 трлн. руб. - золота и серебра, в 33,7 трлн. руб. – угля, 13,3 трлн. руб. – железорудного сырья.

С начала промышленного освоения Магаданской области из недр извлечено около 3 тыс. тонн золота, более 8 тыс. тонн серебра, 72,2 тыс. тонн олова, более 82 млн. тонн угля, 744 тонны кобальта и 2270 тонн свинца.

Доля горнодобывающей отрасли в структуре промышленного производства области составляет более 79% и, в обозримой перспективе, она будет продолжать играть ключевую роль в экономике области.

В настоящее время востребованы традиционные для области полезные ископаемые: золото (рудное и россыпное), серебро, для потребления внутри области - уголь, некоторые строительные материалы, поверхностные и подземные воды, а также минеральные воды и лечебные грязи. На территории области имеются разведанные запасы каменных и бурых углей, олова, вольфрама, свинца, цинка, строительных материалов, пресных подземных и минеральных вод.

Основными направлениями развития горной промышленности Магаданской области на период до 2020 года, которые определяют основные задачи настоящей программы, являются:

- диверсификация горной отрасли;

- увеличение объемов добычи золота и серебра;

- совершенствование технологических процессов освоения месторождений полезных ископаемых;

- стимулирование широкого внедрения технологии обогащения по извлечению мелкого золота.

Производственная специализация Магаданской области приводит к ежегодно возрастающей антропогенной нагрузке на окружающую среду, создает угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов. Увеличение этой нагрузки требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения особо охраняемых природных территорий области.

Начиная с 60-х годов на территории Магаданской области был создан ряд особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения. Общая площадь ООПТ регионального значения составляет 1329,1 тыс. га, из них заказники занимают – 1 233,4 тыс. га, памятники природы – 1 991 га и охранная зона заповедника федерального значения "Магаданский" – 93,7 тыс. га. На территории Магаданской области в настоящее время действуют шесть заказников, деятельность которых направлена на охрану и воспроизводство животного мира и 23 памятника природы.

Учитывая, что ООПТ регионального значения Магаданской области были образованы в конце прошлого века, в настоящее время возникла необходимость провести их комплексное обследование и анализ эффективности действия режима ООПТ.

Необходимо отметить, что неудовлетворительное качество окружающей среды обусловлено не только текущим негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, но и экологическим ущербом, нанесенным и накопленным в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Проведенная в области инвентаризация опасных производственных объектов показала наличие 127 опасных объектов в 4 районах Магаданской области. Согласно представленным отчетам на территории области в 2,5 млн. м3 отходов горного производства находится более 48 тонн ртути. Полученная информация свидетельствует о наличии серьезной экологической проблемы, связанной с широкомасштабным ртутным загрязнением районов традиционной золотодобычи.

На территории области вместе с закрытием градообразующих предприятий (приисков, артелей, шлихообогатительных фабрик (далее - ШОФ), и т.д.) было ликвидировано большое количество поселений. В некоторых из них живет до 10% прежней численности населения, но поселковая инфраструктура полностью разрушена. В каждом из поселений есть кладбище, скотомогильники, бывшие места хранения горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ, угля, свалки твердых бытовых и промышленных отходов, есть и вероятные источники заражения водотоков и водоемов. Для улучшения экологической ситуации необходимо оценить ущерб от нарушений природной среды и осуществить восстановление земель брошенных поселков и частей поселений.

Еще одной проблемой экологической безопасности Магаданской области, требующей особого внимания, является наличие затонувших судов в акватории бухты Нагаева, что приводит к деградации природной среды и созданию экологической угрозы Охотского моря, создает проблемы для навигации.

Итогом влияния текущих и накопленных экологических проблем является ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста.

Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды, на решение которых будет направлена реализация государственной программы, являются:

- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;

- низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства;

- угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов;

- наличие накопленного экологического ущерба прошлых лет.

Основными источниками поступления загрязняющих веществ в воды рек и водохранилищ области являются предприятия золотодобывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностный сток с неблагоустроенных территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в периоды повышенной водности рек (паводковые периоды года).

Более половины населения области - около 53%, проживающих в областном центре, получают питьевую воду из комплекса водохранилищ на реке Каменушка. ГТС водохранилища N 1 на р. Каменушка в г. Магадане эксплуатируются с 1959 года, а ГТС водохранилища N 2 - с 1980 г.

С 2006 г. планомерно за счет федеральных и областных субсидий ведется капитальный ремонт предельно изношенных отдельных конструктивных узлов работающего сооружения муниципальной собственности г. Магадана. Для повышения эксплуатационной надежности ГТС питьевых водохранилищ на р. Каменушка планируется продолжить капитальный ремонт остальных узлов сооружения до 2020 г.

Для устойчивого социально-экономического развития территории, улучшения комфортности проживания населения, повышения его морально-психологического климата, необходимо системно решать вопросы защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры от паводков. Основными последствиями паводков являются затопление и подтопление селитебных территорий, сельскохозяйственных земель, разрушение дорог, оползание в реку построек и местных коммуникаций из-за разрушения берегов. Для полноценной защиты населения необходимо проведение работ по капитальному строительству новых, реконструкции и капитальному ремонту действующих защитных ГТС (водоограждающих дамб, берегоукреплений).

В Российский регистр гидротехнических сооружений включено всего 5 ГТС Магаданской области (28% от существующих на территории). Поэтому одной из первоочередных задач является разработка правоустанавливающих документов на существующие ГТС: деклараций безопасности ГТС, технических паспортов гидротехнических сооружений и межевых планов земельных участков под существующими ГТС (для регистрации в Росреестре недвижимого имущества), без которых невозможна дальнейшая безопасная эксплуатация гидротехнических объектов.

Для сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водотоки необходимо реализовать комплекс водоохранных мер, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, в том числе тех, которые утратили способность к самоочищению.

Все вышеизложенное позволяет отметить, что в Магаданской области сложился комплекс негативных проблем, на решение которых будет направлена государственная программа:

- наличие негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

- наличие на территории области бесхозяйных ГТС;

- отсутствие правоустанавливающих документов на ГТС;

- наличие на территории области ГТС, находящихся в аварийном состоянии;

- наличие угрозы затопления территорий, вызванной паводками.

II. Приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации государственной программы


Реализация всех подпрограмм государственной программы базируется на положениях Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 466-р.

При реализации государственной программы одновременно выделяются следующие уровни приоритетов:

в сфере производства - развитие добывающей промышленности, основанное на богатой минерально-сырьевой базе и водных ресурсах области;

в экономической сфере - повышение доходов областного бюджета, снижение ущербов экономике в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в социальной сфере - создание условий для благоприятного проживания населения;

в сфере развития производственного потенциала - повышение геологической изученности территории Магаданской области, получение геологической информации;

в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного природоресурсного комплекса;

в сфере экологии - улучшение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности территории.

Основными целями государственной программы являются:

- повышение эффективности добычи и использования природных ресурсов;

- диверсификация минерально-сырьевого комплекса Магаданской области;

- стабилизация и улучшение экологической обстановки в Магаданской области;

- обеспечение экологической безопасности территории и населения Магаданской области;

- охрана окружающей среды и здоровья человека;

- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Магаданской области;

- сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

- обеспечение защищенности населения и объектов экономики Магаданской области от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»