ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2014 года N 639-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП, от 28.12.2015 N 1202-ПП, от 19.01.2017 N 4-ПП, от 21.02.2018 N 67-ПП)


Во исполнение пункта 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 28.03.2014 N 369-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года", на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", в целях повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра финансов Свердловской области Г.М. Кулаченко.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП)

3. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 30 июля 2014 года N 639-ПП

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

 (в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП, от 28.12.2015 N 1202-ПП, от 19.01.2017 N 4-ПП, от 21.02.2018 N 67-ПП)

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

1.

Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" (далее - Программа)

Министерство финансов Свердловской области

2.

Заказчик (заказчики) Программы

Министерство финансов Свердловской области;
Министерство экономики и территориального развития Свердловской области;
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области;
Департамент государственных закупок Свердловской области;
Управление делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.02.2018 N 67-ПП)

3.

Цели и задачи Программы

цель Программы:
повышение эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области;
задачи Программы:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;
2) развитие программно-целевого планирования;
3) повышение эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля;
4) повышение эффективности государственного сектора экономики Свердловской области;
5) повышение эффективности управления доходами областного и местных бюджетов;
6) повышение эффективности бюджетных расходов;
7) повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
8) повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;
9) повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;
10) развитие программного комплекса "Информационная система управления финансами" (далее - программный комплекс "ИСУФ");
11) обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов Свердловской области

4.

Важнейшие целевые показатели Программы

1) наличие утвержденного Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период;
2) отношение объема государственного долга Свердловской области по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов областного бюджета в отчетном финансовом году (без учета безвозмездных поступлений);
3) формирование областного бюджета в программной структуре;
4) доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов областного бюджета;
5) количество проведенных проверок при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Свердловской области;
6) соотношение суммы выявленных нарушений к общей сумме проверенных средств;
7) отношение доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или по дивидендам по акциям, принадлежащим Свердловской области, в отчетном финансовом году к балансовой стоимости акций, находящихся в собственности Свердловской области, и иных форм участия в капитале на начало отчетного финансового года;
8) объем долговых обязательств государственных унитарных предприятий Свердловской области на начало отчетного периода;
9) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области;

10) отклонение исполнения прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;
11) оптимизация налоговых льгот и преференций, предоставленных законодательством Свердловской области;
12) доля государственных заказчиков Свердловской области, использующих функционал информационной системы "Закупки продукции для нужд Свердловской области";
13) планируемое количество государственных учреждений Свердловской области с учетом оптимизации сети учреждений бюджетного сектора экономики;
14) доля работников государственных учреждений Свердловской области, заключивших "эффективный контракт", в общей численности работников государственных учреждений Свердловской области в сферах здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта и молодежной политики;
15) наличие утвержденного Порядка формирования и ведения ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Свердловской области;
16) наличие утвержденных ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Свердловской области в качестве основных видов деятельности, разработанных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями;
17) доля государственных учреждений Свердловской области, для которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий;
18) доля субсидий, по которым проведена оценка эффективности их предоставления и использования, к общему количеству субсидий;
19) наличие актуальных методик расчета и порядков распределения межбюджетных трансфертов;

20) доля главных распорядителей средств областного бюджета - исполнительных органов государственной власти Свердловской области, в отношении которых осуществляется оценка качества финансового менеджмента;
21) доля государственных гражданских служащих Свердловской области, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, от общего количества государственных служащих Свердловской области;
22) число функциональных модулей программного комплекса "Информационная система управления финансами", используемых для автоматизации задач бюджетного процесса;
23) представление жителям Свердловской области областного бюджета и отчета о его исполнении в доступной форме ("Бюджет для граждан")

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП)

5.

Перечень подпрограмм Программы

отсутствуют

6.

Сроки реализации Программы

2014 - 2018 годы

7.

Объемы и источники финансирования Программы

всего - 478356,7 тыс. рублей,
из них областной бюджет:
2014 год - 157655,2 тыс. рублей;
2015 год - 122732,9 тыс. рублей;
2016 год - 75714,8 тыс. рублей;
2017 год - 67358,7 тыс. рублей;
2018 год - 54895,1 тыс. рублей

(п. 7 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.02.2018 N 67-ПП)

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Свердловской области;
2) расширение программно-целевого метода при формировании областного бюджета;
3) приведение системы государственного и муниципального финансового контроля в соответствие современным требованиям;
4) повышение эффективности государственного сектора экономики Свердловской области и достижение оптимального состава, структуры государственного имущества;
5) обеспечение стабильного поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Свердловской области;
6) повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах;
7) обновление нормативно-правовой базы Свердловской области, приведение ее в соответствие требованиям федерального законодательства в части механизма оказания и финансового обеспечения государственных услуг (работ);
8) совершенствование методологии расчета распределения межбюджетных трансфертов;

9) повышение качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, повышение уровня профессиональной квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, соответствие действующему законодательству положений об исполнительных органах государственной власти Свердловской области;
10) доработка, развитие и сопровождение программного комплекса "Информационная система управления финансами";
11) представление жителям Свердловской области сведений об областном бюджете и бюджетном процессе в доступном формате посредством портала "Открытый бюджет Свердловской области"


Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА


Комплексная программа "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в указанной сфере.

Разработка Программы обусловлена необходимостью выработки эффективных механизмов реализации на территории Свердловской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу нормативными правовыми актами федерального уровня, в том числе Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, повышения эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области.

На протяжении последних десяти лет в Свердловской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.

В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Свердловской области осуществлялось в рамках Программы Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2010 N 1809-ПП "О Программе Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (далее - программа повышения эффективности бюджетных расходов).

Преобразования, проводимые в Свердловской области, позволили повысить качество управления средствами областного бюджета, в рамках которых:

1) осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2012 года областной бюджет утверждается сроком на три года;

2) областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", является первым бюджетом, составленным на основе утвержденных государственных программ Свердловской области, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей;

3) сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

4) с 2014 года осуществлен переход к оплате фактически оказанных государственных услуг (выполненных работ) автономными и бюджетными учреждениями Свердловской области;

5) создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;

6) в рамках структурной реформы, проводимой в бюджетной сфере, продолжена оптимизация сети государственных учреждений Свердловской области;

7) ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;

8) проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета - исполнительными органами государственной власти Свердловской области;

9) с целью обеспечения открытости и прозрачности бюджетной системы Свердловской области в эксплуатацию запущен портал "Открытый бюджет Свердловской области";

10) ведется постоянная работа по автоматизации бюджетного процесса.

В целом задачи программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.

В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в сфере управления общественными финансами, сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:

1) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием.

В настоящее время в Российской Федерации только начинает формироваться единый подход к государственному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации. Так, принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Указанный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В Свердловской области отсутствует четкая взаимосвязь между документами стратегического и бюджетного планирования. Необходимо выстроить иерархию стратегических целей и задач исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечить их увязку с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на реализацию государственных программ Свердловской области;

2) недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования.

В настоящее время стратегическое планирование в Свердловской области остается слабо увязанным с бюджетным планированием, что не позволяет сформировать полноценный качественный бюджетный прогноз на долгосрочный период, ориентированный на достижение социально-экономических результатов.

В результате процессы стратегического планирования и формирования бюджета во многом являются разрозненными, в то время как стратегическое планирование ориентировано на создание условий для долгосрочного развития;

3) незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ.

В настоящее время не до конца проработаны вопросы "встраивания" в государственные программы Свердловской области показателей и поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, отраслевых "дорожных картах", а также вопросы соотношения государственных программ Свердловской области с отраслевыми, межотраслевыми и региональными документами стратегического планирования;

4) имеют место проблемы в сфере долговой политики.

Одна из основных проблем - значительный рост объема расходных обязательств Свердловской области темпами, опережающими темп роста собственных доходных источников, как следствие, рост дефицита областного бюджета;

5) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов.

Действующая структура бюджетной сети и штатов работников государственных учреждений Свердловской области недостаточно эффективна.

В целях снижения расходов на управление государственным имуществом Свердловской области необходимо проводить мероприятия по оптимизации сети учреждений бюджетного сектора экономики путем реорганизации государственных учреждений Свердловской области.

В условиях необходимости реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года требуется объективная оценка финансовых возможностей областного бюджета и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;

6) отчасти формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг.

Несмотря на интеграцию в бюджетный процесс процедур формирования государственных (муниципальных) заданий, процесс их формирования является в некоторой степени формальным. Недостаточно проработанными остаются следующие основные вопросы:

обоснованность определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;

обоснованность установления показателей качества оказания государственных (муниципальных) услуг;

полнота и объективность контроля за исполнением государственных (муниципальных) заданий (в первую очередь за соблюдением показателей качества оказания государственных и муниципальных услуг);

7) остается недостаточно эффективной система управления финансовыми ресурсами областного бюджета и государственными активами:

неэффективно используется унитарными предприятиями и учреждениями имущество, переданное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

не соответствуют рыночным условиям ставки на переданное в аренду недвижимое имущество;

отсутствует система контроля за своевременностью реализации мероприятий по взысканию задолженности по арендным платежам;

неэффективное управление унитарными предприятиями, увеличение случаев банкротств унитарных предприятий и, как следствие, утрата и выбытие имущества Свердловской области;

отсутствует системный подход к планированию, анализу, повышению эффективности и контролю за деятельностью акционерных обществ с участием Свердловской области в уставном капитале и осуществляемых ими инвестиционных проектов, низкая рентабельность, недостаточная информационная открытость их финансово-хозяйственной деятельности, что существенно снижает привлекательность инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Свердловской области, а также доверие населения к исполнительной власти;

8) не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля.

В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование;

9) автоматизация бюджетного процесса в Свердловской области.

Совершенствование бюджетного процесса требует постоянного развития существующего в Свердловской области программного комплекса "Информационная система управления финансами" и внедрения нового функционала.

Решение и анализ данных вопросов позволят перейти на качественно новый уровень управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»