Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 17 апреля 1992 года N 143-III


ОБ ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РМЭ от 13.03.2001 N 7-З.
____________________________________________________________________
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 30.09.1993)



Настоящий Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества человека и природы и направлен на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, охрану природной среды, обеспечение приоритета экологических интересов.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Объекты охраны природной среды


Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения и иного нерационального использования подлежат:

- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная естественная растительность, типичные и редкие ландшафты, животный мир, рыбные запасы и водные организмы, атмосферный воздух;

- природные заповедники, заказники, природные парки, памятники природы, пригородные зеленые зоны и курортные местности, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные;

- естественные экологические системы, климат, озоновый слой.

 Статья 2. Охрана здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды


Граждане Республики Марий Эл имеют право на проживание в благоприятной для жизни и здоровья природной среде, охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности, аварий, катастроф, стихийных сил природы.

Это право обеспечивается:

- государственным контролем за состоянием окружающей среды, планированием и нормированием ее качества, мерами по ее оздоровлению, предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- соблюдением экологических требований при размещении предприятий, сооружений и иных объектов народного хозяйства, оказывающих воздействие на окружающую среду;

- социальным и государственным страхованием граждан, созданием государственных и общественных страховых и иных фондов помощи, организации медицинского обслуживания, созданием сети профилакториев, домов отдыха, санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений;

- правом граждан на пользование землей, общераспространенными полезными ископаемыми, водными и лесными ресурсами, занятие охотой и рыболовством, туризмом и другими видами природопользования, предусмотренными законодательством;

- возмещением в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды, происшедших аварий, катастроф, стихийных бедствий или нарушением прав граждан на использование природной среды.

 Статья 3. Принципы охраны природной среды


Осуществляя хозяйственную, управленческую и иную деятельность, оказывающую влияние на состояние природной среды, Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, министерства и ведомства, государственные, кооперативные, общественные предприятия, объединения, организации и граждане, иностранные юридические и физические лица обязаны руководствоваться:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни и труда;

- приоритетом экологических интересов республики над экономическими в разумном сочетании, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей граждан, реальные гарантии их прав на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

- плановым, комплексным, рациональным использованием природной среды с учетом законов развития природы, потенциальных возможностей экологической среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения вредных, необратимых последствий для природной среды и здоровья человека;

- строгим соблюдением требований природоохранного законодательства;

- гласностью и связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- сочетанием региональных мероприятий с международным сотрудничеством в охране природной среды.

 Статья 4. Экологические программы


Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению качества окружающей среды в длительной перспективе разрабатываются экологические программы республики, городов, районов, предусматривающие меры охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

 Статья 5. Законодательство об охране природной среды


Законодательство об охране природной среды состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Республики Марий Эл и Российской Федерации, регулирующих природоохранительные отношения.

II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 Статья 6. Цели и задачи управления охраной окружающей природной среды


Управление охраной окружающей природной среды осуществляется для организации и выполнения мер по обеспечению качества окружающей природной среды и реализации экологических программ.

Государственное управление охраной природной среды в Республике Марий Эл осуществляется Правительством Республики Марий Эл, местными администрациями, Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл и его органами на местах, другими специально уполномоченными органами охраны природы.

 Статья 7. Компетенция Республики Марий Эл в управлении охраной окружающей природной среды


Ведению Республики Марий Эл в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

- определение экологической политики и обеспечение ее единства с экономической и социальной политикой республики под приоритетом охраны здоровья и благополучия населения;

- утверждение экологической программы и разработка приоритетных направлений охраны окружающей природной среды в республике;

- разработка основных положений рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, утверждение актов экологического законодательства;

- установление единого порядка учета, оценки природных ресурсов, ведение государственных природоресурсных кадастров;

- утверждение единых санитарно-гигиенических норм охраны окружающей среды и основных нормативов природопользования и качества окружающей среды;

- планирование охраны окружающей природной среды, разработка республиканских, комплексных, целевых программ, материально-технического обеспечения и финансирования планов, программ, мероприятий;

- обеспечение единой системы экологической службы управления и контроля за охраной окружающей природной среды;

- проведение государственной экологической экспертизы проектов и программ;

- установление единой методики исчисления платы за пользование природными ресурсами и выбросы вредных веществ;

- образование и расходование фондов охраны окружающей природной среды;

- принятие решения о приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных хозяйственных объектов;

осуществление единой методологии экологического воспитания и образования;

- организация сотрудничества в области охраны окружающей природной среды с другими регионами страны.

Органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды выполняют свою деятельность на основе широкой гласности и связи с общественными организациями и населением.

 Статья 8. Компетенция исполнительных комитетов местных администраций в управлении охраной окружающей природной среды


Ведению местных администраций подлежат:

- определение экологической политики района (города) и обеспечение ее единства с экономической и социальной политикой республики под приоритетом охраны здоровья и благополучия населения;

- утверждение экологической программы и разработка приоритетных направлений охраны окружающей природной среды в районе (городе);

- планирование охраны окружающей природной среды, разработка районных (городских) целевых программ, материально-технического обеспечения и финансирования планов, программ, мероприятий;

- образование и расходование фондов охраны окружающей природной среды в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Марий Эл;

- внесение предложений Правительству Республики Марий Эл о приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных хозяйственных объектов;

- осуществление единой методологии экологического воспитания и образования.

Местные администрации в области охраны окружающей природной среды выполняют свою деятельность на основе широкой гласности и связи с общественными организациями и населением.

III. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

 Статья 9. Порядок представления и прекращения пользования природными ресурсами


Выдача разрешения на природопользование производится местными администрациями, а также государственными органами по охране природы на основании ходатайства (заявки) и материалов согласования условий природопользования с органами государственного надзора.

Аннулирование разрешений на природопользование производится государственным органом по охране природы, выдавшим разрешение, или местной администрацией в пределах ее компетенции в случаях:

а) миновании надобности в природопользовании или отказа от него;

б) ликвидации предприятий, организаций или учреждений, которым выданы разрешения;

в) истечения срока разрешения на природопользование, а также если природопользователь использует природные ресурсы не в соответствии с той целью, для которой они предоставлены;

г) катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей среды в регионе по вине природопользователя;

д) нарушения действующего законодательства, норм и правил эксплуатации по объектам природной среды, несоблюдения пользователем условий (экологических требований и ограничений), установленных разрешением.

Разрешение пересматривается в случае:

а) катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей среды в регионе по независящим от природопользователя причинам;

б) изменения номенклатуры продукции и технологии, вызывающего отрицательное воздействие на качество окружающей среды, не предусмотренного действующим разрешением, в месячный срок после предоставления подтверждающих материалов;

в) изменения действующих нормативов природопользования (в сроки, установленные органом ранее выдавшим разрешение).

 Статья 10. Права и обязанности природопользователей


Природопользователь вправе пользоваться природными ресурсами только в тех целях, для которых они предоставлены.

Право на пользование природными ресурсами возникает у пользователя со дня выдачи разрешения на природопользование и кончается в указанный в разрешении срок.

До истечения установленного срока действие разрешения на природопользование (но не позднее, чем за месяц до конца срока), пользователь обращается в орган, выдавший разрешение, с ходатайством о продлении срока его действия.

При вовлечении природных ресурсов в использование или при воздействии на окружающую среду без соответствующего разрешения, а также при несоблюдении условий природопользования, установленных в разрешении, к виновным применяются санкции, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 Статья 11. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов. Планирование природопользования и охраны окружающей природной среды


Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл в координации с органами Государственной статистики, министерствами, ведомствами - ресурсораспределителями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, осуществляют их социально-экономическую оценку и устанавливают ресурсоемкость территории.

На Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл и другие природоохранительные органы возлагается ведение государственных земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

Текущее и долгосрочное планирование природопользования и охраны окружающей природной среды проводится в составе государственных планов экономического и социального развития Республики Марий Эл на основе Государственной экологической программы и генеральной схемы размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства.

Территориальное планирование природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется Советами народных депутатов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»