ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2014 года N 236-ПП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Мурманской области от 03.07.2013 N 369-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области" Правительство Мурманской области

постановляет:

внести изменения в государственную программу Мурманской области "Управление развитием регионального рынка труда", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 552-ПП, и изложить ее в новой редакции согласно приложению.


Врио Губернатора
Мурманской области
М.В.КОВТУН


Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 8 мая 2014 года N 236-ПП

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА"



Срок реализации 2014 - 2020 годы.

Ответственный исполнитель государственной программы - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области.

Паспорт государственной программы Мурманской области "Управление развитием регионального рынка труда"

(далее - Государственная программа)

Цели Государственной программы

1. Формирование эффективно функционирующего рынка труда

2. Обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения Мурманской области

Задачи Государственной программы

1. Содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость и защиту от безработицы

2. Привлечение дополнительных трудовых ресурсов в регион

Целевые показатели Государственной программы

Уровень общей безработицы

Уровень зарегистрированной безработицы

Коэффициент напряженности на рынке труда

Перечень подпрограмм Государственной программы

Содействие занятости населения Мурманской области

Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом

Обеспечение реализации Государственной программы

Сроки и этапы реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы

Финансовое обеспечение Государственной программы

Всего по Государственной программе: 5467614,646 тыс. рублей, в том числе: ОБ: 2568004,346 тыс. рублей, из них: 2014 год: 351756,878 тыс. рублей, 2015 год: 360738,078 тыс. рублей, 2016 год: 371101,878 тыс. рублей, 2017 год: 371101,878 тыс. рублей, 2018 год: 371101,878 тыс. рублей, 2019 год: 371101,878 тыс. рублей, 2020 год: 371101,878 тыс. рублей, ФБ: 2899610,3 тыс. рублей, из них: 2014 год: 391312,0 тыс. рублей, 2015 год: 406154,3 тыс. рублей, 2016 год: 420428,8 тыс. рублей, 2017 год: 420428,8 тыс. рублей, 2018 год: 420428,8 тыс. рублей, 2019 год: 420428,8 тыс. рублей, 2020 год: 420428,8 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Снижение уровня общей безработицы до 5,1 %. 2. Снижение уровня регистрируемой безработицы до 1,4 %. 3. Снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 0,6. 4. Обеспечение переселения в Мурманскую область 980 соотечественников, проживающих за рубежом, в т.ч. 742 квалифицированных специалистов. 5. Рост удовлетворенности населения информационной открытостью деятельности исполнительного органа государственной власти Мурманской области - Управления ГСЗН Мурманской области до 24,2 % от числа опрошенных. 6. Увеличение доли государственных услуг, оказываемых в электронном виде с использованием регионального портала государственных услуг, до 50 %

Ответственный исполнитель Государственной программы

Управление ГСЗН Мурманской области

Соисполнители Государственной программы

Министерство здравоохранения Мурманской области

1. Характеристика текущего состояния в сфере рынка труда Мурманской области


В 2012 году государственная политика в области содействия занятости населения реализовывалась в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Мурманской области на 2012 - 2016 годы" (далее - ведомственная программа). Участниками мероприятий ведомственной программы - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 64,9 тыс. человек.

Реализация мероприятий ведомственной программы позволила закрепить тенденции снижения численности зарегистрированных безработных и уровня безработицы в Мурманской области.

По состоянию на 01.07.2013 на учете в центрах занятости населения зарегистрировано 6448 безработных граждан, что на 16 % меньше, чем год назад. Уровень зарегистрированной безработицы снизился с 1,6 % экономически активного населения в начале июля 2012 года до 1,4 % на 1 июля 2013 года.

Заявленная в службу занятости потребность в работниках возросла по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 6 %, по состоянию на 01.07.2013 в службе занятости имелись сведения о наличии 13728 свободных рабочих мест. За январь - июнь 2013 года трудоустроено 9571 человек, или 54 % обратившихся за содействием в поиске работы граждан.

Безработным гражданам своевременно и в полном объеме выплачивались пособия по безработице, направленным на обучение - стипендии. В 2012 году за счет субвенции из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам израсходовано 309626,2 тыс. руб.

В 2013 году значительно уменьшились масштабы высвобождения работников предприятий и организаций. Уведомления о планируемом высвобождении в ближайшие два - три месяца текущего года получили 1097 человек, из них, по сведениям предприятий, 415 человек будут трудоустроены (эти показатели почти в 1,5 раза меньше, чем год назад).

Улучшению ситуации на рынке труда способствовала как реализация мероприятий ведомственной программы "Содействие занятости населения Мурманской области" на 2012 - 2016 годы, так и комплекса мер по содействию трудоустройству незанятых инвалидов и по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет, осуществляемых во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2012 год создано 76 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Всего за 2012 год трудоустроено 357 инвалидов, профессиональное обучение прошла 51 женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Для обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности органов службы занятости населения функционирует портал murman-zan.ru, в подведомственных учреждениях - центрах занятости населения городов и районов области установлены информационные киоски, подключенные к сети Интернет, с доступом к региональному и общероссийскому банку вакансий, что дает возможность самостоятельного поиска работы.

На портале областной службы занятости населения реализовано оказание государственных услуг в электронном виде:

- информирование о положении на рынке труда;

- информирование об осуществлении социальных выплат;

- содействие в поиске подходящей работы;

- предоставление информации по общественным работам;

- предоставление информации по временным работам;

- содействие в подборе необходимых работников.

Несмотря на относительно благополучное положение с безработицей по Мурманской области в целом, города и районы области крайне дифференцированы по уровню безработицы и ее продолжительности.

Местные рынки труда, в том числе многих монопрофильных населенных пунктов, характеризуются крайней диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и высокой напряженностью на рынке труда.

На 1 августа 2013 года наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован в Терском районе - 9,3 % трудоспособного населения, Ловозерском районе - 4,6 %, Ковдорском районе - 3 %, гг. Мончегорске, Кандалакше, Полярные Зори - 2,0 - 2,1 %.

Напряженность на местных рынках труда здесь достаточно высока, на одну вакансию претендуют от 2 до 6 человек, а в Терском районе - 12.

Помимо этого в развитии рынка труда сформировался ряд проблем, решение которых требует применения программных методов:

1. Сохраняется низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан: молодежи, не имеющей профессионального образования, или выпускников профессиональных образовательных учреждений без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, граждан, ищущих работу впервые либо после длительного перерыва, граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, незанятых инвалидов, так как эта категория граждан имеет ограничения в трудовой деятельности по медицинским показаниям.

Ежегодно в службу занятости обращаются около 2 тыс. инвалидов. При этом их профессиональный состав характеризуется низким уровнем профессиональной квалификации, что затрудняет трудоустройство. До 50 % обратившихся инвалидов имеют 1 - 2 группу инвалидности и рекомендации органов медико-социальной экспертизы о работе на дому или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Спрос рынка труда Мурманской области на надомную работу практически отсутствует (1 - 2 вакансии в год).

2. Остается низким качество рабочей силы, около 40 % зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования, сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу.

И при избытке рабочей силы многие предприятия испытывают недостаток квалифицированных кадров.

Экономика региона нуждается в специалистах инженерно-технического профиля и рабочих строительных профессий, а также в области ЖКХ и рыбообработки. Среди бюджетных организаций наиболее острую нехватку кадров испытывают учреждения здравоохранения. В дальнейшем обострится кадровая проблема в таких отраслях, как транспорт, топливно-энергетический комплекс, при строительстве портовых терминалов, что может стать препятствием в реализации крупных инвестиционных проектов и потребует возмещения недостающих кадров. В настоящее время крайне важно проведение структурной оценки наличия и использования трудового потенциала.

3. Сохраняется большой разрыв между численностью зарегистрированных безработных и определяемых в соответствии с методологией МОТ (соответственно 8,3 тыс. человек и 36,3 тыс. человек в 2012 году), что является потенциалом роста регистрируемой безработицы.

4. Снижается численность трудоспособного населения области.

По результатам Всероссийской переписи 2010 года общая численность населения Мурманской области сократилась по сравнению с 2002 годом на 10,9 % и составила на начало 2013 года 780,4 тыс. человек.

Снижение численности населения повлекло за собой сокращение численности трудовых ресурсов. В 2012 году трудовые ресурсы Мурманской области составили 530,3 тыс. человек, снизившись за последние 5 лет на 11,7 %. В экономике области были заняты 434,6 тыс. человек, или 82 % численности трудовых ресурсов.

Модернизация экономики области и ее дальнейшее развитие в долгосрочной перспективе будет сопровождаться структурными сдвигами и изменением профессионально-квалификационной структуры спроса на труд, которая не в полной мере сможет удовлетворяться за счет местных трудовых ресурсов.

Одним из путей решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в экономике региона является привлечение дополнительных трудовых ресурсов за счет внешней трудовой миграции в соответствии с потребностями социально-экономического развития региона.

В 2012 году в Мурманской области в общей численности трудовых ресурсов иностранные граждане составляли 5084 человека, из них трудовую деятельность осуществляли 2132.

За период действия программы "Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом" с 2010 по 2012 годы в Мурманскую область переселилось 765 человек, из них 86 % - в трудоспособном возрасте.

На решение обозначенных проблем будут направлены мероприятия Государственной программы.

В 2013 году и в среднесрочной перспективе продолжится реализация комплекса мер, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, и одним из приоритетных направлений деятельности в сфере занятости и рынка труда будет создание необходимых условий для реализации трудовых прав граждан посредством расширения перечня и повышения качества предоставляемых государственных услуг.

В рамках программы дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов ежегодно будут создаваться до 80 специально оснащенных рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями. В 2013 году профессиональную подготовку либо повышение квалификации прошли 132 инвалида, а также 60 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Продолжится реализация комплекса мер по повышению занятости лиц предпенсионного и пенсионного возраста, ежегодно планируется трудоустраивать около 2000 граждан данной категории.

В 2013 году началась и в дальнейшем продолжится реализация мероприятия по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования "Молодежная практика", что значительно улучшит ситуацию с трудоустройством выпускников.

По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится востребованность данных услуг незанятым населением, что будет способствовать сокращению разрыва между общей и регистрируемой безработицей.

2. Приоритеты государственной политики в сфере управления развитием регионального рынка труда, основные цели и задачи Государственной программы, прогнозы развития


Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере управления развитием рынка труда Мурманской области определены в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-Р, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года N 404П-П13, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-Р, а также со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 N 768-ПП/20.

Долгосрочными приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:

- создание условий для развития эффективного рынка труда, обеспечения его стабильности;

- содействие созданию новых эффективных рабочих мест, расширению самозанятости населения, стимулированию населения к трудовой активности;

- обеспечение соблюдения конституционных и иных прав и свобод граждан в сфере занятости населения;

- осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»