ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2014 года N 167-ПП


Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 20.01.2015 N 19-ПП, от 23.06.2015 N 521-ПП, от 25.11.2015 N 1064-ПП, от 29.06.2016 N 456-ПП, от 23.03.2017 N 171-ПП, от 24.08.2017 N 604-ПП, от 24.01.2019 N 30-ПП)



На основании Постановления Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", во исполнение Решения о разработке комплексной программы, предусмотренного Распоряжением Правительства Свердловской области от 09.12.2013 N 1992-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы", Правительство Свердловской области постановляет:


1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области П.В. Крекова.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2017 N 171-ПП)


3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".



Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 12 марта 2014 г. N 167-ПП



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 20.01.2015 N 19-ПП, от 23.06.2015 N 521-ПП, от 25.11.2015 N 1064-ПП, от 29.06.2016 N 456-ПП, от 23.03.2017 N 171-ПП, от 24.08.2017 N 604-ПП, от 24.01.2019 N 30-ПП)



ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

1.

Заказчик-координатор (заказчик) комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы (далее - комплексная программа)

Министерство социальной политики Свердловской области

2.

Заказчики комплексной программы

Министерство здравоохранения Свердловской области;

Министерство культуры Свердловской области;

Министерство физической культуры и спорта Свердловской области;

Министерство транспорта и связи Свердловской области;

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области;

Департамент по труду и занятости населения Свердловской области;

Департамент информатизации и связи Свердловской области

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 24.08.2017 N 604-ПП, от 24.01.2019 N 30-ПП)

3.

Цель и задачи комплексной программы

цель комплексной программы: формирование организационных, социально-экономических условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

Задачи комплексной программы:

1) повышение качества и доступности медицинской помощи для граждан пожилого возраста;

2) повышение доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста;

3) повышение качества и расширение перечня предоставляемых социальных услуг пожилым людям;

4) развитие системы оказания социальных услуг в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, внедрение новых технологий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста;

5) создание условий для активного долголетия, развитие различных форм клубной работы, социального туризма для пожилых людей;

6) развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, оснащение необходимым имуществом и оборудованием, создание комфортных условий для клиентов;

7) формирование безбарьерной среды для граждан пожилого возраста, в том числе создание необходимых условий для пользования услугами учреждений социального обслуживания, культуры и спорта, обеспечения доступа к информации, общения в электронной форме;

8) утверждение позитивного отношения к пожилым людям как уважаемым и активным членам общества

4.

Важнейшие целевые показатели комплексной программы

1) охват социальными услугами не менее 99 процентов пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

2) охват 21553 человек из числа пожилых граждан и инвалидов мероприятиями по выработке навыков пользования персональным компьютером и ресурсами сети Интернет;

3) укрепление в 10 процентах учреждений социального обслуживания населения материально-технической базы для повышения качества оказываемых социальных услуг

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 25.11.2015 N 1064-ПП)

5.

Перечень подпрограмм комплексной программы

нет

6.

Сроки реализации комплексной программы

2014 - 2018 годы

7.

Объемы и источники финансирования программы

реализацию мероприятий комплексной программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета в объеме 1394144,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 136515,3 тыс. рублей;

2015 год - 134917,3 тыс. рублей;

2016 год - 374542,7 тыс. рублей;

2017 год - 369594,8 тыс. рублей;

2018 год - 378574,6 тыс. рублей

(п. 7 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 24.01.2019 N 30-ПП)

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы

достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия:

1) создание условий для формирования и реализации позитивных установок на активное долголетие;

2) популяризация региональной политики в сфере поддержки старшего поколения Свердловской области;

3) повышение уровня информированности населения о государственной социальной поддержке пожилых людей в Свердловской области;

4) улучшение условий для социальной реабилитации пожилых людей, их реинтеграции в общество;

5) повышение эффективности, качества работы государственных учреждений в сфере медицинского обеспечения и социального обслуживания;

6) улучшение социальной обстановки в обществе;

7) более полное, оперативное и адресное удовлетворение потребности пожилых людей в медицинской и социальной помощи



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


На территории Свердловской области проживает 1005998 пожилых людей, что составляет 23,4 процента от населения региона (в Российской Федерации - 22,67 процента). Граждане пожилого возраста - это женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше.


По сравнению с 1990 годом (когда этот показатель составлял 18,7 процента) численность пожилых людей выросла на 12,9 процента. В настоящее время в Российской Федерации в целом и Свердловской области в частности сохраняется тенденция старения населения.


При этом устойчивую тенденцию роста имеет показатель продолжительности жизни:


2007 год - 64,9 года;


2011 год - 70,3 года;


2018 год - 74 года.


Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния. Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.


Наиболее важными для пожилых людей являются вопросы материально-бытового обеспечения, медицинского обслуживания, социальной реабилитации и эффективного использования трудового потенциала:


1) охват социальными услугами составляет лишь 98 процентов пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;


2) уровень заболеваемости у пожилых людей выше в 2 раза, чем в среднем по населению, более 70 процентов пожилых людей имеют несколько хронических заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания, пищеварения;


3) менее 8 процентов граждан пожилого возраста используют в повседневной жизни персональный компьютер, сеть Интернет, информационные ресурсы органов государственной власти, что обусловлено отсутствием минимальных навыков пользования современными средствами коммуникаций;


4) 47 процентов граждан пожилого возраста хотели бы регулярно посещать культурно-досуговые мероприятия, участвовать в клубной и кружковой деятельности.


В целях решения этих проблем и улучшения в целом качества жизни пожилых людей с 2011 года в Свердловской области реализовывалась программа "Старшее поколение" (далее - Программа).


В качестве примеров, характеризующих комплекс проводившихся в 2011 - 2013 годах мероприятий Программы, приводятся следующие.


Расширен перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.


В целях профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем и сахарного диабета функционируют "Школы здоровья".


На решение проблемы по доступности зубопротезирования для ветеранов труда за период действия Программы направлено 50 млн. рублей.


В сфере образования реализуются направления шефской помощи образовательных организаций над социальными учреждениями для престарелых и инвалидов, организована волонтерская деятельность, направленная на оказание содействия и поддержку людей старшего поколения; на безвозмездной основе предоставляются спортивные объекты и сооружения для поддержки здорового образа жизни граждан пожилого возраста.


Граждане пожилого возраста принимают активное участие в областных спортивных мероприятиях для ветеранов (по лыжным гонкам, конькобежному спорту, плаванию и др.).


В рамках проводимых патриотических акций "Помним, гордимся, наследуем!", "Пост N 1", "Георгиевская ленточка" оказывалось шефство молодежных организаций над воинскими захоронениями, памятниками, обелисками, помощь ветеранам.


С целью реализации культурного потенциала граждан старшего поколения в пансионатах для ветеранов и инвалидов, госпиталях ветеранов войн, домах-интернатах проводятся мероприятия, приуроченные к памятным датам.


Для граждан пожилого возраста проводятся мероприятия, направленные на поддержание и развитие их физического, творческого и интеллектуального потенциала. Клубная и кружковая деятельность помогают преодолеть дефицит общения пожилых людей, оказать им психологическую поддержку, дать возможность почувствовать себя нужными и интересными другим людям.


Ветераны имеют возможность посещать на льготной и бесплатной основе областные государственные учреждения культуры.


Важным шагом в достижении компьютерной грамотности людей старшего поколения является проект "Электронный гражданин", реализация которого увеличит количество граждан пожилого возраста, владеющих навыками пользования персональным компьютером и ресурсами сети Интернет. Приобретенные навыки позволят пожилым людям, в том числе немобильным группам населения, наравне со всем обществом получать услуги в электронном виде, пользоваться всеми современными источниками информации, включая Интернет. В течение 2011 - 2013 годов обучено 17704 гражданина пожилого возраста.


В целях продления активного долголетия пожилых людей, повышения их правовой и экономической культуры, приобретения навыков использования современных средств и стандартов общения, преодоления одиночества, овладения навыками прикладного творчества в 2012 году при комплексных центрах социального обслуживания населения Свердловской области созданы "Школы пожилого возраста". В отделениях "Школ пожилого возраста" за 2012 - 2013 годы обучение прошли более 87 тыс. человек по следующим направлениям: активное долголетие, безопасная жизнедеятельность, компьютерная грамотность, творческая и прикладная деятельность, профессиональная ориентация, обучение навыкам ухода, правовая и экономическая культура, социальный туризм и краеведение.


Модернизация системы предоставления государственных услуг невозможна без активного подключения к работе некоммерческих организаций.


Внедрению форм государственно-частного партнерства в сферу социального обслуживания пожилых людей способствует предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям.


Министерством социальной политики Свердловской области организовано формирование системы независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания населения Свердловской области.



Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.06.2016 N 456-ПП)

Для достижения поставленной цели комплексной программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение задач, связанных с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области.


Целевые показатели комплексной программы представлены в приложении N 1 к комплексной программе.


Методика оценки эффективности реализации комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы представлена в приложении N 4 к комплексной программе.



Раздел 3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 24.08.2017 N 604-ПП)

Формирование и корректировка комплексной программы, а также непосредственная реализация комплексной программы осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области".


Заказчиком-координатором (заказчиком) комплексной программы является Министерство социальной политики Свердловской области.


Заказчиками комплексной программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»