Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2012 года N 1238-ПП

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16.07.2019 N 432-ПП, вступившего в силу по истечении 7 дней после официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru - 17.07.2019).
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1624-ПП)


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 619-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в целях развития сферы культуры Свердловской области в интересах граждан России и обеспечения реализации инновационного сценария долгосрочного развития Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Концепцией при разработке документов долгосрочного развития муниципальной культуры.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 6 ноября 2012 года N 1238-ПП

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1624-ПП)


Концепция развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федеральных законов от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Областных законов от 21 апреля 1997 года N 25-ОЗ "О библиотеках и библиотечных фондах в Свердловской области", от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области", от 21 июня 2004 года N 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области", от 27 декабря 2004 года N 232-ОЗ "О музейном деле в Свердловской области", Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р, Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267, Основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, одобренных Правительством Российской Федерации, положений опубликованных проектов Концепции федерального закона "О культуре в Российской Федерации", Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года, а также в соответствии с целями и задачами развития сферы культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 209-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 619-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Указом Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

В Концепции представлен анализ состояния сферы культуры в Свердловской области, определены цели и задачи, основные направления развития культуры как одного из инструментов социально-экономического преобразования региона, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также развитию образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, городах и сельской местности, европейской части страны, где плотность населения высока, и за Уралом, где на огромных пространствах проживает относительно немногочисленное население. При этом все организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности.

Развитое общество осознает культуру как важнейшее условие и содержание своей жизни и прогресса, наиболее значимую часть богатства нации и ее граждан, их бесценный капитал. Важнейшим критерием развитой цивилизации XXI века выступает уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный региональный, национальный и глобальный культурный обмен, духовно-творческую самореализацию людей.

В современных социально-экономических условиях функции культуры не только сохраняют свои традиционные содержание и направленность, но и приобретают новые:

1) культура - главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности. Создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание, обеспечивает организацию стабильности и сплоченности общества;

2) культура обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания;

3) особое значение сегодня получает эвристическая функция культуры: ее способность развивать творческие способности людей;

4) от принятых ценностей и норм, от сформированной культурой национальной ментальности сегодня в значительной степени зависит развитие политики и экономики, материальное производство и потребление, производительность и качество труда человека;

5) в современных условиях культура становится одним из эффективных условий и средств решения социальных проблем и снижения социальной напряженности в регионе, городе, селе, обеспечивая жителям современный качественный досуг, заполняющий их свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное, жизнелюбивое самочувствие. Все это - реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве противоправному поведению;

6) мировой опыт свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных или креативных индустрий, создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма;

7) в современном мире - мире глобальных экономических, политических и культурных отношений, борьбы за конкурентные преимущества - возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения являются сильным имиджепорождающим фактором. Сегодня страны, регионы и города с великой древней культурой, сохраненными историческими традициями и объектами культурного наследия, развитым современным новаторским искусством наиболее посещаемы туристами. При этом не менее важен и тот факт, что развитие культурного имиджа напрямую связано с развитием патриотизма: население, которое гордится своей территорией, стремится сделать ее лучше, вложить свой труд и финансовые ресурсы в ее развитие.

Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, становление культуры как полноценной отрасли экономики.

Государственная политика в сфере развития культуры в Свердловской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, повышение уровня вовлеченности жителей Свердловской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.

Положения Концепции опираются на ранее утвержденные областные программные документы долгосрочного развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики, на системный анализ содержания и характера имеющихся в отрасли проблем, на выявленные в результате ранее проведенных социологических исследований объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития отдельных направлений культурной деятельности, а также на имеющийся отечественный и зарубежный опыт разработки концепций и стратегий культурного развития и культурной политики на долгосрочный период.

Концепция учитывает современные экономические и социальные факторы общественных отношений, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, возрастающее влияние институтов гражданского общества на организацию культурной жизни в регионах, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования отрасли, необходимость повышения эффективности управления сферой культуры, повышения уровня профессиональной компетентности кадров, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки.

Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер, но может быть использована при разработке программ, планов, проектов органами управления и организациями культуры любых форм собственности.

Концепция может стать основой для консолидации усилий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления в Свердловской области, организаций культуры всех форм собственности, организаций образования, молодежной политики, социальной защиты населения, туризма, массовых коммуникаций, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем.

Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры в Свердловской области.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


В настоящей Концепции используются следующие базовые понятия и термины:

1) государственная культурная политика (государственная политика в сфере культуры) - совокупность целей, принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению и развитию культуры, а также средств для достижения указанных целей и сама деятельность государства в сфере культуры;

2) инновационные процессы в культуре - формы деятельности, направленные на производство, закрепление и внедрение в сфере культуры новых образцов (моделей) культурной деятельности, ее технологий, организационных форм и результатов;

3) интенсификация культурной деятельности - деятельность, направленная на повышение производительности (количества и качества) труда работников культурной сферы и учреждений культуры;

4) искусство актуальное - новейшие виды и способы художественного творчества, часто объединяемые в понятие арт-практики. Искусство, возникшее и развивающееся в современной культуре и отличающееся от традиционного искусства прошлого и современности, именуемого "изящным", специфической технологией, языком, содержательностью, характером взаимодействия с публикой (например, "арт-объекты" вместо традиционных картин, символические коллективные действия - "перформансы" вместо привычных спектаклей);

5) капитал человеческий - капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, человека; человеческие возможности, позволяющие участвовать в производстве, творить, строить, создавать ценности;

6) кластер культурный - объединение нескольких субъектов культурной деятельности, в том числе на определенное время, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами;

7) креативные индустрии - виды культурно-творческой деятельности, сочетающие духовно-культурные (эстетические, художественные, историко-культурные, социально-символические) цели с коммерческими и потому ориентированные на рыночное функционирование (предложение, спрос, потребление). Тесно связаны с развитием индустрии туризма, фестивальной деятельностью и другими формами массового потребления культуры;

8) культура - совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве;

9) культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ;

10) культурное наследие Российской Федерации - материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию;

11) культурное пространство - сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью;

12) культурное разнообразие - неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества;

13) культурное сообщество - форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) культурное сотрудничество - способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей во имя развития социальной и культурной сфер, преодоление ими разделяющих их различий, в том числе ведомственной разобщенности;

15) культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом;

16) культурные институции - учреждения, компании, организации, создающие, сохраняющие и транслирующие культурные ценности. Социальные функции культуры реализуются в процессе функционирования сферы культуры как системы (сети) учреждений, осуществляющих культурную деятельность;

17) культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

18) модернизация культуры - обновление культуры, ее освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, нахождение наилучших или оптимальных в данных условиях и при данном потенциале способов ее деятельности, организации и управления ею;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»