АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2014 года N 396-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 N 415-П


В целях приведения нормативных правовых актов Администрации Ненецкого автономного округа в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить изменения в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п "Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 04.09.2014 N 339-п) согласно Приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН

     

Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 22.10.2014 N 396-п
"О внесении изменений
в постановление Администрации
Ненецкого автономного округа
от 14.11.2013 N 415-п"

 ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 N 415-П


Государственную программу Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" изложить в следующей редакции:

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа

Соисполнители государственной программы

Отсутствуют

Участники государственной программы

КУ НАО "Централизованный стройзаказчик";
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
Администрация МО "Муниципальный район "Заполярный район";
Администрация МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей"

Перечень отдельных мероприятий и подпрограмм государственной программы

Отдельное мероприятие 1 - Реализация политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, организации транспортного обслуживания населения.
Отдельное мероприятие 2 - Реализация государственных программ в области строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Отдельное мероприятие 3 - Эксплуатационные и иные расходы по содержанию объектов до момента государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа.
Отдельное мероприятие 4 - Оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений по государственной собственности.
Отдельное мероприятие 5 - Разработка документов в сфере градостроительной деятельности.
Отдельное мероприятие 6 - Разработка территориальных сметных нормативов строительства.

Подпрограмма 1 - Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения.
Подпрограмма 2 - Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа.
Подпрограмма 3 - Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Подпрограмма 4 - Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой.
Подпрограмма 5 - Социальная поддержка граждан, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании.
Подпрограмма 6 - Социальная поддержка на улучшение жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности.
Подпрограмма 7 - Социальная поддержка граждан, выезжающих из Ненецкого автономного округа

Цели государственной программы

Удовлетворение потребности населения в жилых помещениях.
Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, в том числе жилья экономкласса.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных окружным законодательством.
Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению

Задачи государственной программы

Развитие жилищного строительства, в том числе предоставляемого по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и в целях переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа.
Создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономкласса и малоэтажного.
Обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг.
Создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества.
Подготовка земельных участков в целях жилищного строительства.
Обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям.
Развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения.
Создание условий для развития жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
Создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков

Перечень целевых показателей государственной программы (подпрограмм)

Количество объектов, содержание которых до момента регистрации права было обеспечено.
Количество произведенных регистрации прав собственности на объекты недвижимости.
Количество разработанной документации по планировке территории.
Годовой объем ввода жилья, в том числе ИЖД, за счет всех источников финансирования.
Уровень обеспеченности населения жильем на конец года.
Количество семей и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на начало финансового года.
Сокращение задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
Количество детей-сирот и лиц из их числа с учетом с учетом прогнозного увеличения очереди на начало финансового года.
Количество семей, включая одиноко проживающих граждан, относящихся к категории оленеводы, улучшивших жилищные условия.
Количество семей, включая одиноко проживающих граждан, относящихся к иным категориям, установленным окружным и муниципальным законодательством, улучшивших жилищные условия.

Общая площадь построенных (приобретенных) жилых помещений в рамках подпрограммы "Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения".
Прирост общей площади жилья за счет подпрограммы "Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения".
Количество семей, улучшивших жилищные условия за счет подпрограммы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа".
Общая площадь построенных (приобретенных) жилых помещений в рамках подпрограммы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа".
Общая площадь ликвидированного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа.
Доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде.

Общая площадь жилых помещений, построенных на участках, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурами.
Общая площадь жилых помещений, построенных на предварительно подготовленных (отсыпанных) территориях.
Количество семей, которым предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.
Снижение стоимости одного квадратного метра жилья по сравнению с ценами 2012 года.
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателями.
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателя.
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене.
Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в
замене;
Объем сточных вод, проходящих через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения.
Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения.
Количество участников подпрограммы, улучшивших жилищные условия путем участия в ипотечном жилищном кредитовании с помощью социальной поддержки.
Снижение затрат участников подпрограммы по выплате процентной ставки за пользование кредитными или заемными средствами.
Количество семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджета Ненецкого автономного округа.
Коэффициент доступности жилья.
Количество выданных ипотечных кредитов.
Количество граждан, участвующих в ипотечном кредитовании и получивших социальную поддержку на погашение ипотечного кредита (займа).
Количество участников программы, получивших социальную поддержку на строительство (завершение ранее начатого строительства) индивидуальных жилых домов.

Общая площадь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов на территории сельских поселений Ненецкого автономного округа.
Количество газифицированных индивидуальных жилых домов на территории сельских поселений Ненецкого автономного округа.
Количество участников подпрограммы, получивших социальную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в районах вселения

Этапы и сроки реализации государственной программы

Государственная программа реализуется с 2014 года по 2025 год в три этапа:
первый этап - 2014 - 2015 годы;
второй этап - 2016 - 2020 годы;
третий этап - 2021 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (в разбивке по источникам финансирования)

Общий объем финансирования государственной программы - 17 233 690,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 2 402 868,5 тыс. руб.;
2015 год - 1 960 847,3 тыс. руб.;
2016 год - 1 704 183,6 тыс. руб.;
2017 год - 1 891 921,8 тыс. руб.;
2018 - 2020 годы - 9 249 630,4 тыс. руб.;
2021 - 2025 годы - 24 238,4 тыс. руб.;
в том числе:
средства федерального бюджета - 45 024,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 11 587,2 тыс. руб.;
2015 год - 11 026,9 тыс. руб.;
2016 год - 11 271,5 тыс. руб.;
2017 год - 11 138,6 тыс. руб.;
2018 - 2020 годы - 0,0 тыс. руб.;
2021 - 2025 годы - 0,0 тыс. руб.;
средства окружного бюджета - 16 819 424,3 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 2 323 394,0 тыс. руб.;
2015 год - 1 924 652,9 тыс. руб.;
2016 год - 1 673 955,2 тыс. руб.;
2017 год - 1 860 878,4 тыс. руб.;
2018 - 2020 годы - 9 012 305,4 тыс. руб.;
2021 - 2025 годы - 24 238,4 тыс. руб.;

средства местных бюджетов - 38 918,3 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 38 918,3 тыс. руб.;
2015 год - 0,0 тыс. руб.;
2016 год - 0,0 тыс. руб.;
2017 год - 0,0 тыс. руб.;
2018 - 2020 годы - 0,0 тыс. руб.;
2021 - 2025 годы - 0,0 тыс. руб.;
собственные и привлеченные средства участников программы - 330 323,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 28 969,0 тыс. руб.;
2015 год - 25 167,5 тыс. руб.;
2016 год - 18 956,9 тыс. руб.;
2017 год - 19 904,8 тыс. руб.;
2018 - 2020 годы - 237 325,0 тыс. руб.;
2021 - 2025 годы - 0,0 тыс. руб.

     

Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы и прогноз ее развития


Ненецкий автономный округ занимает территорию 176,81 тыс. кв. км, на которой расположено 21 муниципальное образование, в том числе: один городской округ "Город Нарьян-Мар", одно городское поселение "Рабочий поселок Искателей", входящее в состав муниципального района "Заполярный район", в который также входит 18 муниципальных образований сельских поселений. По состоянию на 01.01.2013 в Ненецком автономном округе постоянно проживают 42 789 человек, в том числе в городских поселениях - 29 945 человек, в сельской местности - 12 844 человек. Жилищный фонд Ненецкого автономного округа по состоянию на 01.01.2013 составил 934,2 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе в городском округе с городским поселением - 675,1 тыс. кв. м, в сельских поселениях - 259,1 тыс. кв. м. На начало 2013 года 3 404 семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом более 20% семей встали на учет нуждающихся в органы местного самоуправления более 20 лет назад.

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Ненецком автономном округе, реализации долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2022 годы" созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

С 2005 года по 2013 год в округе была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Во всех сельских муниципальных образованиях округа разработаны и утверждены генеральные планы поселений, правила землепользования и застройки. В городе Нарьян-Маре и городском поселении "Рабочий поселок Искателей" генеральные планы также утверждены соответственно в 2003 и 2007 годах. В 2014 году осуществлена корректировка генерального плана города Нарьян-Мар и схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа, утвержденных в 2009 году.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2022 годы" в округе сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, а также достигнуты определенные результаты по улучшению их жилищных условий.

Однако острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Ненецкого автономного округа требуют продолжения реализации комплекса мер, начатых в рамках предшествующих проектов.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулировать жилищное строительство.

Современное состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства в округе характеризуется следующими факторами.

В округе создана основная правовая и институциональная база рынка жилья - более 69% жилья находится в частной собственности; по оценке за период 2012 года у 3,4% жилья сменился собственник; почти все строительные организации являются частными компаниями.

Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Из общей площади жилищного фонда Ненецкого автономного округа только 36,8% оборудовано всеми видами благоустройства.

По обеспечению жилищным фондом, оборудованным водопроводом, канализацией, ваннами (душем), горячим водоснабжением, округ значительно отстает как от показателей по Северо-Западному федеральному округу, так и от среднероссийских показателей. В большей степени это отставание наблюдается в сельской местности.

По материалу стен в целом по округу в структуре жилищного фонда преобладают дома в деревянном исполнении - 70,9%, что обусловлено традиционной деревянной застройкой в предыдущие годы.

Одна из самых острых проблем в округе - наличие высокой доли ветхого и аварийного жилья. По состоянию на 01.01.2013 более 66,3 тыс. кв. м, или 7,1% от общего объема жилищного фонда, находится в ветхом состоянии.

Необходимо отметить, что в целом ситуация в жилищном строительстве характеризуется стабильной динамикой: Ненецкий автономный округ на протяжении последних лет сохраняет положительные темпы роста строительства жилья, при этом за период 2002 - 2012 годов более чем в восемь раз увеличился объем индивидуального жилищного строительства. В 2012 году в общем объеме ввода жилья его доля составила 25%.

Основную роль в активизации жилищного строительства сыграла реализация региональных долгосрочных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.

Существовавшие в 2002 - 2012 годах возможности строительного комплекса региона обеспечили в среднем по округу прирост жилищной обеспеченности на 2,9 кв. м на душу населения. Уровень обеспеченности населения округа жильем по состоянию на начало 2013 года составляет 21,8 кв. м общей площади жилья.

В целях развития долгосрочного ипотечного кредитования в Ненецком автономном округе с декабря 2006 года действует целевая программа по оказанию мер социальной поддержки населению округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья. Услуги населению по ипотечному жилищному кредитованию оказывают кредитные организации (банки) и ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию", открывшее в 2009 году свое представительство в округе.

Необходимо отметить, что ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию" не только предоставляет услуги по ипотечному кредитованию, но и осуществляет деятельность по привлечению инвестиций в сферу ипотечного жилищного кредитования и рефинансированию организаций, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы) населению на основе стандартов, установленных рефинансирующими организациями.

Об активном развитии в округе системы долгосрочного ипотечного кредитования говорит тот факт, что в 2007 году объем предоставленных банками ипотечных кредитов физическим лицам составлял немногим более 500 млн. рублей, при этом уже в 2008 году был отмечен рост в 1,6 раза. В 2009 году на территории округа было отмечено незначительное снижение объемов выданных ипотечных кредитов, что, безусловно, связано с кризисными явлениями в экономике в целом по России. Начиная с 2010 года наблюдается стабильный рост объема предоставленных банками ипотечных кредитов, в результате чего в 2012 году был достигнут в размере 742,9 млн. рублей.

В рамках реализации целевых программ с 2006 года по 2012 год более 1 200 семей получили социальные выплаты на оплату первоначального взноса, в том числе 171 семья - на строительство жилья, при этом общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию и строящегося гражданами в рамках окружных программ, составила 14,3 тыс. кв. м.

В рамках государственной программы ее участникам предусмотрено предоставление социальных выплат, в том числе на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование ипотечным или жилищным кредитом (займом), а также единовременных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка. При погашении ипотечного или жилищного кредита или займа участники государственной программы могут также воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.

В целях обеспечения исполнения участниками государственной программы обязательств по ипотечным кредитам (займам) в рамках Программы предусмотрена возможность обращения ее участников о досрочной переаттестации и перерасчете размера социальных выплат в связи со снижением дохода семьи вследствие утраты работы по сокращению численности штата предприятий.

Однако, несмотря на принимаемые меры, вопросы обеспечения населения округа доступным и комфортным жильем остаются актуальными.

Проблемы жилищной сферы сводятся к двум основным. Первая - это ухудшающееся состояние жилищного фонда, в том числе и индивидуального; вторая - это недостаточные темпы жилищного строительства и слаборазвитая инженерная инфраструктура.

Основными факторами, которые негативно отражаются на развитии жилищного строительства в Ненецком автономном округе, являются:

отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной и коммунальной инфраструктурами земельных участков под жилищную застройку, вследствие чего строительство ведется путем точечной застройки;

наличие административных барьеров, обуславливающих трудности в получении согласований и разрешений на осуществление строительства и влекущих значительные финансовые расходы застройщиков;

отсутствие проектов развития территорий в целях повышения инвестиционной привлекательности районов перспективной застройки и стимулирующих, в первую очередь, развитие жилищного строительства;

непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры;

отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство объектов, в том числе коммунальной инфраструктуры, включая модернизацию;

отсутствие предприятий развитой строительной индустрии, в том числе предприятий промышленности строительных материалов.

Административный центр округа - город Нарьян-Мар - практически подошел к стадии, когда ресурс свободных и готовых для застройки земельных участков уже исчерпан. Развитие жилищного строительства в городе возможно только с учетом привлечения в оборот новых земельных участков и обеспечения их магистральными инженерными сетями и автомобильными дорогами. Переложить решение этих вопросов на самих застройщиков невозможно, так как это повлечет за собой существенное увеличение себестоимости жилья и, следовательно, снижение его доступности для жителей города. Недостаток средств в бюджете города также не позволяет органам местного самоуправления городского поселения решить вопросы обеспечения новых земельных участков инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами самостоятельно, без привлечения средств окружного бюджета.

Аналогичные факторы присутствуют и в большинстве поселений округа. Эти же обстоятельства сдерживают и застройку участков, которые высвобождаются после расселения и сноса непригодного для проживания жилищного фонда. Как правило, данный жилищный фонд располагается в районах с полным отсутствием сетей водоснабжения и водоотведения.

В целях снижения существующих административных барьеров, сдерживающих развитие жилищного строительства, выраженных, в первую очередь, в длительных сроках оформления земельных участков под жилищное строительство, получении разрешения на строительство, непрозрачности проведения указанных процедур, установлены регламенты, определяющие порядок и сроки прохождения разрешительных процедур. Они позволяют оптимизировать процедуры формирования и предоставления земельных участков под строительство, ускорить получение разрешения на строительство. Сокращение количества согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при их предоставлении по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, внедрение комплексного рассмотрения вопросов всего цикла: оформление прав на землю, сбор исходных данных, подготовка, согласование и экспертиза проектной документации, получение разрешений, строительство и ввод объекта в эксплуатацию, - позволит реально сократить сроки прохождения разрешительных процедур.

Организация работы с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна", а также перевод в электронный вид оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства позволит обеспечить получение исчерпывающей информации об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам.

Одним из факторов, негативно отражающихся на развитии жилищного строительства, являются обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. В случае предоставления застройщикам земельных участков, не обеспеченных инженерной инфраструктурой, сетевые компании зачастую осуществляют выдачу технических условий с явно завышенными требованиями. Нередко технические условия являются просто неподъемными для инвесторов, а в некоторых случаях стоимость подключения к инженерным сетям делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.

В муниципальных образованиях отсутствуют комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры. Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой требует совместных действий со стороны региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Увеличение объемов жилищного строительства возможно только путем обеспечения опережающего развития коммунальной и инженерной инфраструктуры.

В связи с отсутствием предприятий строительной индустрии на территории округа поставка строительных материалов и конструктивных элементов осуществляется преимущественно в летний период водным транспортом из соседних регионов - Республики Коми и Архангельской области, что, в свою очередь, связано с отсутствием наземного круглогодичного транспортного сообщения.

Отсутствие сырьевой базы, достаточного по нормам рентабельности рынка сбыта, а также отсутствие наземной транспортной сети автомобильных и железных дорог являются факторами, препятствующими разработке и реализации долгосрочных региональных программ развития производства строительных материалов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»