Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2013 года N 653


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (2014-2016 ГОДЫ)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 N 659.
____________________________________________________________________

(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2014 N 200)


В целях повышения правовой культуры населения Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Повышение правовой культуры населения Республики Дагестан (2014-2016 годы)" (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы повышения правовой культуры населения.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2013 года N 653


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (2014-2016 ГОДЫ)"

(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2014 N 200)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (2014-2016 ГОДЫ)"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство юстиции Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

Министерство юстиции Республики Дагестан,
Министерство здравоохранения Республики Дагестан,
Министерство культуры Республики Дагестан,
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан,
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан,
Министерство печати и информации Республики Дагестан,
Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан,
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан (по согласованию),
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2014 N 200)

Участники Программы

-

Министерство юстиции Республики Дагестан,
Министерство здравоохранения Республики Дагестан,
Министерство культуры Республики Дагестан,
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан,
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан,
Министерство печати и информации Республики Дагестан,
Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан,
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан (по согласованию),
Министерство внутренних дел по Республике Дагестан (по согласованию),
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан (по согласованию),
органы местного самоуправления (по согласованию),
Адвокатская палата Республики Дагестан (по согласованию),
Нотариальная палата Республики Дагестан (по согласованию),
вузы (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2014 N 200)

Цели Программы

-

создание условий для повышения уровня правовой культуры и юридической грамотности населения Республики Дагестан;
создание единой системы качественного правового просвещения населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории республики, органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также формирование у населения правового сознания и культуры;
повышение правовой культуры государственных и муниципальных служащих

Задачи Программы

-

организация и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению актуальных вопросов прав и свобод человека и гражданина;
повышение профессионализма лиц, обеспечивающих правовое воспитание граждан;
организация просветительской и образовательной деятельности по формированию высокого гражданского и правового сознания молодежи, воспитанию толерантности, позитивного отношения к законодательству;
обеспечение конструктивного взаимодействия между органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и средствами массовой информации в реализации Программы

Этапы и сроки реализации Программы

-

реализация Программы предусматривается в 2014-2016 годах в один этап

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

увеличение количества юридических консультационных пунктов на базе учебных заведений республики;
увеличение количества юридических консультационных пунктов в муниципальных в районах и городских округах Республики Дагестан;
обеспечение доступа населения к правовым актам, изданным органами местного самоуправления;
увеличение количества внештатных консультационных пунктов по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения

Объем и источники финансирования Программы

-

финансирование Программы предусматривается из республиканского бюджета Республики Дагестан в размере 14280 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2014 N 200)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

совершенствование системы правового просвещения и воспитания граждан, создание условий, позволяющих самостоятельно ориентироваться в основных вопросах права;
увеличение количества граждан, пользующихся информационно-правовыми базами данных;
повышение уровня правовой культуры молодежи, закрепление навыков законопослушного поведения, снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних;
расширение доступа к официальной правовой информации социально незащищенных групп населения, жителей сельской местности;
сокращение числа граждан, обратившихся в различные инстанции с необоснованными жалобами, письмами и заявлениями;
сохранение в республике стабильной социально-политической ситуации, атмосферы гражданского согласия и сотрудничества, способствующих решению возникающих проблем правовыми методами.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Несмотря на важность вопроса правовой культуры в современном обществе, ситуация в этой сфере в Республике Дагестан остается достаточно сложной. Правовой нигилизм, неумение граждан отстаивать свои права в рамках, определенных законом, имеют широкое распространение среди населения. Незнание своих прав гражданами и неисполнение должным образом своих обязанностей отдельными должностными лицами являются препятствием на пути проведения демократических преобразований.

Сложившаяся система правового просвещения населения Республики Дагестан не обеспечивает качественного информирования граждан об основных вопросах права, требованиях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Республики Дагестан и республиканского законодательства.

Не всегда имеют доступ к официальным документам социально незащищенные группы населения, жители сельской местности. В то же время работа по правовому просвещению населения по месту жительства ведется не на должном уровне.

Одновременно с принятием федеральных и республиканских законов необходимо организовать и их реализацию, принять комплексные меры, направленные на повышение юридической грамотности населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка. Данная работа нацелена на совершенствование нормативных правовых актов, формирование стройной системы правового образования во всех сферах обучения и просвещения, обеспечение гласности и открытости деятельности органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, в том числе судебных, контролирующих, надзорных органов.

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего внедрение специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

В целом необходимость развития правовой культуры продиктована следующими факторами:

интенсивное развитие федерального и республиканского законодательства;

недостаточная открытость, прозрачность деятельности органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления;

отсутствие необходимых правовых знаний у населения;

недостаточная информированность граждан по наиболее актуальным вопросам законодательства;

недостаточное методическое, техническое обеспечение органов местного самоуправления;

низкий уровень организации бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам и т.д.).

Для решения такой сложной проблемы, как повышение правовой культуры населения, требуется программно-целевой подход, так как решение данной проблемы разовыми мероприятиями или силами отдельного ведомства представляется невозможным. С учетом этого разработана настоящая Программа с более обширным кругом предлагаемых мероприятий, которые сгруппированы в самостоятельные направления и закреплены за конкретными исполнителями.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере повышения правовой культуры населения. Основные цели и задачи Программы


Реализация Программы будет осуществляться по нескольким приоритетным направлениям в сфере повышения правовой культуры населения путем проведения мероприятий, направленных на обеспечение организации на территории Республики Дагестан правового воспитания населения и разъяснение законодательства, а также осуществление мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных форм правового просвещения широких слоев населения.

Главная цель Программы заключается в создании единой системы качественного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории Республики Дагестан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и призванной повысить компетенцию всех категорий граждан в вопросах правовой грамотности (культуры).

Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующие задачи:

организацию и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению актуальных вопросов прав и свобод человека и гражданина;

повышение профессионализма лиц, обеспечивающих правовое воспитание граждан;

организацию просветительской и образовательной деятельности по формированию высокого гражданского и правового сознания молодежи, воспитанию толерантности, позитивного отношения к законодательству;

обеспечение конструктивного взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и средствами массовой информации, реализующими государственную программу.

III. Сроки реализации Программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации


Реализацию Программы предусматривается осуществить в 2014-2016 годах в один этап.

IV. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей Программы


Реализация Программы предполагает выработку комплекса организационных, методических и контрольных мероприятий. Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет оцениваться по следующим целевым индикаторам:

увеличение количества юридических консультационных пунктов на базе учебных заведений республики;

увеличение количества юридических консультационных пунктов в муниципальных в районах и городских округах Республики Дагестан;

обеспечение доступа населения к правовым актам, изданным органами местного самоуправления;

увеличение количества внештатных консультационных пунктов по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения.

Оценка степени достижения поставленных целей и задач осуществляется исходя из отношения целевых индикаторов Программы к показателям непосредственных результатов реализации программных мероприятий по итогам реализации за отчетный год и в целом за весь период реализации Программы.

Оценка эффективности реализации Программы проводится на основании данных мониторинга, отчетов исполнителей, результатов контрольных мероприятий.

Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.

 

V. Ресурсное обеспечение Программы, объемы и источники финансирования


Ресурсное обеспечение Программы определено исходя из необходимости реализации комплекса мероприятий Программы, параметров реализации проектов, предусмотренных мероприятиями Программы (стоимость проекта, планируемое число проектов, срок реализации), методов экспертных оценок и сравнительной оценки затрат на аналогичные проекты.

Финансирование Программы предусматривается из республиканского бюджета Республики Дагестан.

При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались важность правовой культуры в современном обществе, высокая общеэкономическая, социальная и политическая значимость проблемы. Правовой нигилизм, неумение граждан отстаивать свои права в рамках, определенных законом, имеют широкое распространение среди населения. Незнание своих прав гражданами и неисполнение должным образом своих обязанностей отдельными должностными лицами являются препятствиями на пути проведения демократических преобразований.

Сложившаяся система правового просвещения населения Республики Дагестан не обеспечивает качественного информирования граждан об основных вопросах права, требованиях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Республики Дагестан и республиканского законодательства. В целом ресурсное обеспечение Программы продиктовано следующими факторами:

недостаточное методическое, техническое обеспечение органов местного самоуправления;

низкий уровень организации бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам и т.д.).

Объем предусматриваемых Программой средств позволит реализовать установленные Программой комплексные мероприятия.

Объем средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на реализацию мероприятий Программы, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на очередной финансовый год может уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

VI. Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и конечных результатов Программы


Повышение уровня правовой культуры и юридической грамотности населения невозможно без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных и иных организаций.

Государственное регулирование решений обозначенных проблем в сфере повышения правовой культуры населения в республике должно выражаться в:

создании условий для повышения уровня правовой культуры и юридической грамотности населения Республики Дагестан;

создании единой системы качественного правового просвещения населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории республики, органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также формировании у населения республики правового сознания и культуры;

обеспечении исполнения органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления федерального и республиканского законодательства, повышение правовой культуры государственных и муниципальных служащих.

Применение мер государственного регулирования целесообразно, поскольку повышение правовой культуры представляет собой одно из основных условий формирования принципиально новой модели взаимодействия между государством и обществом. Такая модель должна быть направлена на модернизацию всей системы регулирования общественных отношений, так как из-за усложнения социальных связей и внедрения информационных технологий эффективное управление невозможно без непосредственного участия общества.

VII. Перечень программных мероприятий и механизмов их реализации


Программа определяет задачи и пути решения проблемы повышения правовой культуры населения, основные из которых:

организационно-методическое обеспечение Программы;

участие органов местного самоуправления в правовом просвещении населения;

меры по правовому просвещению и воспитанию населения;

участие средств массовой информации в правовом просвещении и воспитании населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»