ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2024 года N 118-пп


О внесении изменений в государственную программу Курской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"



Правительство Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 N 723-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 02.04.2014 N 201-па, от 31.07.2014 N 479-па, от 02.04.2015 N 185-па, от 15.07.2015 N 432-па, от 21.08.2015 N 545-па, от 09.12.2015 N 870-па, от 22.01.2016 N 29-па, от 13.05.2016 N 304-па, от 04.07.2016 N 477-па, от 30.09.2016 N 751-па, от 12.12.2016 N 945-па, от 27.12.2016 N 1011-па, от 27.03.2017 N 247-па, от 13.07.2017 N 556-па, от 16.11.2017 N 914-па, от 20.12.2017 N 1045-па, от 19.02.2018 N 126-па, от 23.04.2018 N 335-па, от 04.09.2018 N 711-па, от 25.09.2018 N 776-па, от 26.11.2018 N 927-па, от 24.12.2018 N 1057-па, от 05.03.2019 N 170-па, от 08.05.2019 N 401-па, от 02.09.2019 N 828-па, от 25.11.2019 N 1157-па, от 25.12.2019 N 1339-па, от 24.03.2020 N 282-па, от 27.11.2020 N 1199-па, от 30.12.2020 N 1436-па, от 19.03.2021 N 234-па, от 06.04.2021 N 336-па, от 03.08.2021 N 794-па, от 18.10.2021 N 1083-па, от 28.12.2021 N 1495-па, от 22.03.2022 N 263-па, от 06.10.2022 N 1101-па, от 11.10.2022 N 1115-па, от 14.10.2022 N 1146-па, от 30.12.2022 N 1710-па, постановлений Правительства Курской области от 29.03.2023 N 372-пп, от 09.11.2023 N 1154-пп, от 28.12.2023 N 1458-пп).


2. Комитету региональной безопасности Курской области разместить государственную программу Курской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.


3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ



Утверждены
постановлением
Правительства Курской области
от 20 февраля 2024 г. N 118-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ"


Государственную программу Курской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" изложить в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 11 октября 2013 г. N 723-па
     (в редакции постановления
Правительства Курской области
от 20 февраля 2024 г. N 118-пп)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

"ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ

НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ"

(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



I. Стратегические приоритеты государственной программы



1. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы



В последние годы защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера выделилась в отдельную четко обозначенную область человеческой жизнедеятельности. Суть деятельности в этой сфере состоит во всестороннем противодействии ЧС, обеспечении снижения их количества и повышении уровня защищенности населения, безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера, создании необходимых условий для устойчивого развития области.


Возможные военные угрозы, последствия применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствия ЧС природного и техногенного характера и пожаров показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению, обществу и государству, его обороноспособности и национальной безопасности, могут приносить огромный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.


В настоящее время серьезную демографическую проблему создает уровень гибели людей в различных деструктивных событиях (чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах и т.д.). Количество пострадавших в них людей ежегодно исчисляется десятками тысяч человек.


На территории Курской области сохраняется высокий уровень возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера, но при этом количество ЧС на территории Курской области и число погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. Это говорит о высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации ЧС.


Вместе с тем, риски природных и техногенных ЧС, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики Курской области.


Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Курской области от угроз природного и техногенного характера, пожаров, опасности на водных объектах и угроз биологической и химической.


В области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах значительные риски природных ЧС обусловлены глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и многими другими природными процессами.


Существенную проблему для сферы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создают изношенные и бесхозные гидротехнические сооружения.


В системе жизнеобеспечения населения ЧС обусловлены проблемой возрастающего уровня износа инженерных сетей и теплоэнергетического оборудования, разрывом тепловых трасс и водопроводов, выходом из строя котельного оборудования, низкой надежностью очистных сооружений питьевого водоснабжения и очистных сооружений сточных вод, нарушением режимов подготовки к зиме трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения.


Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы экстренных служб приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, недостаточным уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.


В последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, возникли напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, сформировалась высокая плотность населения в городах, образовалось большое количество мест массового пребывания людей, значительно повысился уровень террористической угрозы и т.д. Все это поставило государству и его экстренным оперативным службам новые, более высокие, требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.


Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или ЧС в 10% случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы.


Актуальность проблемы обуславливается сохранением значительного уровня количества погибших и пострадавших людей от различных причин, а также значительными показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и ЧС.


Главной проблемой, требующей скорейшего решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных служб. Повышение безопасности населения, являющееся прямым следствием улучшения организации взаимодействия экстренных служб, определяет приоритетность решения этой проблемы.


Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного, техногенного характера, снижение количества населения, погибшего, травмированного и пострадавшего вследствие деструктивных событий, достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Курской области в сфере защиты населения и территории от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, обновления парка технологического оборудования, материально-технических средств, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения.


На территории Курской области за 2022 год произошло 3089 пожаров, в результате которых погибли 77 человек, травмированы 27 человек.


На долю областного казенного учреждения "Противопожарная служба Курской области" (далее - ОКУ "ППС Курской области") за 2022 год приходится 1474 потушенных пожара, что составляет 48% от общего числа, на которых погибло 48 (62%) человек, травмировано 15 (55%) человек, что не превышает относительный показатель по Российской Федерации.


Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации).


Сокращение времени оперативного реагирования непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).


Отмечается, что около 90% погибших на пожарах людей приходится на жилой сектор, из которых 60% происходят в сельской местности. Сложившееся положение дел с пожарами на территории Курской области обусловлено проблемами социального характера.


В части предотвращения и борьбы с пожарами выделяются три основных проблемы: поздние сообщения о пожаре, продолжительное время свободного развития пожара, недостаточный уровень защищенности населения, проживающего в сельской местности, от пожаров.


Основными причинами позднего сообщения о пожаре являются: отсутствие автоматической пожарной сигнализации на объектах организаций, попытка населения тушить пожар своими силами без сообщения в пожарную охрану, тенденция незамедлительного направления населением видеофайлов с места пожара в сеть "Интернет", без учета сообщения в экстренные службы.


Основными причинами достаточно продолжительного времени свободного развития пожара являются отсутствие автоматических установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения, низкое качество дорожного покрытия и его смены направлений, что снижает скорость движения до удаленных населенных пунктов.


Ключевым моментом в проблеме обеспечения пожарной безопасности области также является поддержание материально-технической оснащенности подразделений пожарной охраны на качественном, современном уровне, соответствующем требованиям действующего законодательства.


Анализ статистических данных оперативной обстановки в Курской области и показатели оперативного реагирования пожарных подразделений на тушение пожаров показывают, что уровень защищенности населения (от пожаров), проживающего в сельской местности, требует повышенного внимания.


Реализация крупных проектов качественным образом меняет структуру экономики области и последовательно решает поставленные задачи по улучшению качества жизни населения и позволяет в дальнейшем поддерживать высокий уровень инвестиционной активности. В то же время это оказывает существенное влияние на рост рисков ЧС, пожаров, так как многие создаваемые экономические объекты будут относиться к категории опасных производственных объектов.


В состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Курской области входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).


Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций в течение не менее 3 суток.


Несмотря на устойчивую положительную динамику основных макроэкономических показателей Курской области существует ряд системных проблем в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


В первую очередь это, конечно, недостаточное обеспечение необходимым оборудованием, техникой для выполнения возложенных на сферу защиты задач, обеспечения безопасности и повышения эффективности проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, борьбы с пожарами и снижения числа и тяжести происшествий на водных объектах.


Проведенный анализ выполнения программных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что скоординированные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере их ответственности и в пределах компетенции позволяют обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в обеспечении комплексной безопасности региона на требуемом уровне.


В сложившейся ситуации непринятие действенных мер по реализации организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Курской области, может привести к тяжким последствиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»