ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2024 года N 74-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2019, выпуск N 9; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 мая 2020 г.; 21 июля 2020 г.; 27 октября 2020 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2020, выпуск N 11; 2021, выпуск N 1; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 апреля 2021 г.; 17 июня 2021 г.; 23 августа 2021 г.; 12 октября 2021 г.; 3 ноября 2021 г.; Южноуральская панорама, 23 декабря 2021 г., N 112; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 января 2022 г.; 30 мая 2022 г.; 28 сентября 2022 г.; 28 октября 2022 г.; 1 декабря 2022 г.; 25 января 2023 г.; 3 апреля 2023 г.; 13 апреля 2023 г.; 26 июня 2023 г.; 21 августа 2023 г.; 9 октября 2023 г.; 5 декабря 2023 г.; 21 декабря 2023 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу:


1) постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2019, выпуск 10, часть II);


2) постановление Правительства Челябинской области от 29.04.2021 г. N 162-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 апреля 2021 г.);


3) постановление Правительства Челябинской области от 05.10.2021 г. N 469-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 7 октября 2021 г.);


4) постановление Правительства Челябинской области от 21.03.2022 г. N 151-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 марта 2022 г.);


5) постановление Правительства Челябинской области от 15.09.2022 г. N 513-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16 сентября 2022 г.);


6) постановление Правительства Челябинской области от 31.01.2023 г. N 60-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 1 февраля 2023 г.);


7) постановление Правительства Челябинской области от 31.10.2023 г. N 588-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 1 ноября 2023 г.);


8) постановление Правительства Челябинской области от 27.12.2023 г. N 752-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 декабря 2023 г.).


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 23 декабря 2019 г. N 583-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 5 февраля 2024 г. N 74-П)



Государственная программа Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области"



I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области"


1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Челябинской области.


Сельское хозяйство - один из важнейших секторов экономики, обеспечивающий население продовольствием и снабжающий сырьем ряд отраслей промышленности.


Министерством сельского хозяйства Челябинской области в целях обеспечения планомерного развития курируемой отрасли разработана и реализуется государственная программа Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области".


Благодаря своевременной и разносторонней государственной поддержке, оказываемой аграрному сектору на федеральном и региональном уровнях, и проводимой работе, отмечается положительная динамика основных показателей уровня развития отрасли сельского хозяйства Челябинской области за прошедший период реализации государственной программы.


За 2022 год в Челябинской области было произведено продукции сельского хозяйства на 147,02 млрд. рублей, или 116,9 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.


По статистическим данным, Челябинская область стабильно (включая 2022 год) занимает 1-е место среди субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, по объему производства сельскохозяйственной продукции.


Производство зерна в хозяйствах всех категорий (в весе после доработки) в 2022 году выросло в 2 раза и составило 2201,7 тыс. тонн, производство картофеля и овощей в сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских хозяйствах - на 18 процентов и 30,5 процента и составило 120,2 тыс. тонн и 77,1 тыс. тонн соответственно.


В последнее время большое внимание уделяется внесению в почву удобрений, что способствовало повышению плодородия почвы и росту урожайности сельскохозяйственных культур.


В растениеводстве Челябинская область лидирует в Уральском федеральном округе по размеру посевных площадей. Благодаря государственной поддержке растет объем введения пашни в обработку.


В области возрождается промышленное садоводство. В 2022 году с государственной поддержкой заложено 40,8 гектара садов интенсивного типа. Собрано 502 тонны фруктов и ягод (в 5 раз больше, чем в 2021 году).


Темпы развития аграрного производства напрямую зависят от модернизации технического парка. В 2022 году сельскохозяйственными товаропроизводителями Челябинской области было приобретено 956 единиц техники на общую сумму более 3,7 млрд. рублей, в том числе 236 единиц элементов оборудования систем обеспечения точного земледелия. В условиях санкций решается вопрос по замене импортных запчастей к сельскохозяйственной технике на отечественные.


Челябинская область в системе федерального агропромышленного комплекса (далее именуется - АПК) представлена мощными отраслями птицеводства и свиноводства, входит в первую десятку регионов России по производству мяса птицы, свинины, куриных яиц. В Уральском федеральном округе Челябинская область лидирует по производству мяса всех видов, мяса птицы и свинины, совокупной продукции животноводства и тепличному овощеводству.


В 2022 году производство мяса (скот и птица на убой в живой массе) в хозяйствах всех категорий выросло на 0,6 процента и составило 452,8 тыс. тонн, в том числе производство мяса свиней выросло на 2,9 процента и составило 145,8 тыс. тонн, производство мяса птицы выросло на 0,6 процента и составило 268,9 тыс. тонн, производство яиц выросло на 4,3 процента и составило 1662 млн. штук.


Положительная динамика в значительной степени обусловлена повышением продуктивности сельскохозяйственных животных.


АПК Челябинской области продолжает оставаться инвестиционно емким. Инвестиции по проектам, реализованным в данной отрасли в 2020 - 2022 годах, составили более 13 млрд. рублей, из них в 2022 году - 3,24 млрд. рублей.


В целях разработки и создания отечественных сортов (гибридов) сельскохозяйственных растений, а также производства посадочного материала адаптированной селекции в 2022 году в регионе начата реализация инвестиционного проекта по строительству селекционно-семеноводческого центра комплексного производства семян (включая сою) производительностью до 5 тысяч тонн семян в год, что позволит не только заниматься выведением, подготовкой, фасовкой и качественным хранением семян с применением современного технологического оборудования, но и предоставит возможность осуществлять комплексную оценку основных свойств получаемых образцов посредством проведения соответствующих лабораторных испытаний.


В целях создания в области племенной птицеводческой базы запущена реализация инвестиционного проекта по созданию репродуктора первого порядка по кроссам кур мясного направления продуктивности. Проектная мощность репродуктора рассчитана на 83,4 тыс. птицемест.


По основным продуктам питания Челябинская область достигла и даже превзошла необходимый уровень продовольственной безопасности. По хлебопродуктам (хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), картофелю и овощам, мясу и мясопродуктам, яйцам и яйцепродуктам самообеспеченность Челябинской области (производство к фактическому потреблению) значительно превышает 100 процентов. Но есть дефицит по молоку и молокопродуктам.


В другие регионы России и за рубеж осуществляются поставки макаронных изделий, муки, мяса и субпродуктов, произведенных на территории области.


Челябинская область входит в первую тройку регионов России по производству макаронных изделий, муки, круп.


На протяжении нескольких лет регион занимает первое место в Уральском федеральном округе по экспорту аграрной продукции и продовольствия. Несмотря на санкции и наличие логистических барьеров в 2022 году объем экспорта продукции АПК Челябинской области составил 227,1 миллионов долларов США. Продукция, произведенная на Южном Урале, успешно зарекомендовала себя более чем в 40 странах мира. Благодаря опыту и экспортоориентированности региональные предприятия постоянно расширяют географию поставок и находят возможности для выхода на новые рынки. Перспективным направлением для реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса Челябинской области являются страны Африканского континента, у региона уже есть договорные отношения с Египтом, Южно-Африканской Республикой, имеется опыт поставок в Нигерию и Танзанию, планируется усиление бизнес-партнерства с Алжиром.


В последние годы большое внимание уделяется поддержке научных исследований и практических инноваций, в первую очередь выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в АПК и разработки и внедрения цифровых технологий, направленных на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.


В настоящее время Челябинская область является исторически сформировавшимся промышленным регионом, который целенаправленно сохраняет статус стабильно развивающегося аграрного субъекта, о чем свидетельствуют сохранение лидирующих позиций в рейтингах производства основных видов сельскохозяйственной продукции среди субъектов Российской Федерации и итоги участия Челябинской области во Всероссийской агропромышленной выставке "Золотая осень" (ежегодно завоевываются более 50-ти золотых, а также серебряные и бронзовые медали за высокое качество продукции сельского хозяйства, научные разработки в АПК, развитие животноводства и растениеводства).


Вместе с тем сохраняется ряд проблем и ограничений, значительная часть которых обусловлена спецификой сельского хозяйства (сезонный характер производства и высокая фондоемкость; иммобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий (засуха, затопление, занос и распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных растений и животных и другие); наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции, диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции, и ряд других особенностей), которые могут усугубиться без существенной поддержки со стороны государства.


Эпизоотическое благополучие - один из факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в регионе, перспективы его развития. Усиление межгосударственной миграции населения, обмен грузами, подконтрольными государственной ветеринарной службе, вовлечение в торгово-экономическое сотрудничество все большего количества стран мира с различной эпизоотической обстановкой ведут к ухудшению эпизоотической обстановки в Российской Федерации.


Среди зоонозных инфекционных заболеваний бешенство остается одной из серьезных проблем на территории Челябинской области. На протяжении ряда лет в разных районах Челябинской области возникают очаги этого опасного заболевания, переносчиками которого в природе являются дикие плотоядные животные (лисицы, барсуки, енотовидные собаки, волки), а в городских условиях - бродячие собаки и кошки.


Вместе с тем большинство зданий областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии, подведомственных Министерству сельского хозяйства Челябинской области (далее именуются - ОГБУ), располагается не в типовых, а в приспособленных зданиях и сооружениях, значительная часть которых серьезно устарела.


Несмотря на имеющиеся проблемы, благодаря выработанному и реализованному в рамках государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" комплексу мер, отрасль сельского хозяйства региона, как и экономика Российской Федерации в целом, доказала устойчивость к глобальным вызовам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 годах и беспрецедентными санкциями и ограничениями в отношении Российской Федерации в 2022 - 2023 годах.


Проведенный выше анализ действительного состояния сферы реализации государственной программы, включающий характеристику итогов реализации государственной программы за прошедший период и выявление основных проблем и существующих ограничений, позволяет спрогнозировать потенциал и уровень развития отрасли сельского хозяйства Челябинской области до 2030 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»