ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2024 года N 87


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 N 530 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия"



В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 N 530 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия" ("Вестник Хакасии", 2018, N 91, N 92; 2019, N 67; 2020, N 7; 2022, N 1, N 2, N 35; 2023, N 3, Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 03.11.2016, N 1900201611030017; 23.05.2017, N 1900201705230005; 14.08.2017, N 1900201708140004; 04.01.2018, N 1900201801040010; 18.05.2018, N 1900201805180003; 03.07.2018, N 1900201807030005; 29.08.2018, N 1900201808290001; 22.11.2018, N 1900201811220002; 16.05.2019, N 1900201905160002; 05.12.2019, N 1900201912050011; 23.07.2020, N 1900202007230003; 13.08.2020, N 1900202008130008; 01.01.2021, N 1900202101010014; 01.01.2021, N 1900202101010016; 21.07.2021, N 1900202107210004; 21.09.2021, N 1900202109210002; 14.12.2021, N 1900202112140003; 11.03.2022, N 1900202203110004; 22.06.2022, N 1900202206220010; 01.08.2022, N 1900202208010001; 27.04.2023, N 1900202304270004) следующие изменения:


1) в преамбуле слова "Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 N 115-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия" заменить словами "постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия";


2) приложение изложить в следующей редакции:



"Приложение



Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
"Об утверждении государственной
программы Республики Хакасия
"Экономическое развитие
и повышение инвестиционной
привлекательности Республики Хакасия"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия"


1. Стратегические приоритеты государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия"


1.1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Республики Хакасия



1.1.1. Республика Хакасия расположена на пересечении транспортных и торговых путей из Европы и Азии и выступает в качестве одной из ключевых для России территорий с точки зрения сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Китайской Народной Республикой, Республикой Корея и Монголией.


Экономическое развитие в Республике Хакасия оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.


В 2020 - 2021 годах Республика Хакасия, как и весь мир, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.


Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.


Начиная со II квартала 2020 года экономическое развитие региона, как и развитие России и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика республики столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.


Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.


Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП) в сферах торговли и предоставления услуг населению в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки. По итогам декабря 2020 года зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 688 единиц (с 16632 единиц до 15944 единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 484 единицы, количество юридических лиц сократилось на 204 единицы. По итогам 2022 года Республика Хакасия по количеству субъектов МСП практически вышла на допандемийный уровень (16533 единицы).


По итогам ноября 2023 года зафиксировано увеличение общего количества субъектов МСП на 800 единиц по сравнению с началом 2023 года (с 16533 единиц до 17272 единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 819 единиц, количество юридических лиц сократилось на 80 единиц.


Сокращение количества юридических лиц обусловлено кризисными явлениями, вызванными пандемией новой коронавирусной инфекции, а также проводимой Федеральной налоговой службой работой по закрытию субъектов МСП, не осуществляющих экономическую деятельность и не предоставляющих отчетность (фирмы-однодневки).


Вместе с тем благодаря предпринимаемым мерам поддержки на всех уровнях власти и лояльной налоговой политике со стороны Правительства Республики Хакасия можно говорить о постепенном выравнивании ситуации в предпринимательском секторе экономики и рассчитывать на увеличение количества субъектов МСП в последующие годы, в том числе в условиях непростой геополитической ситуации.


Отраслевая структура субъектов МСП по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной и выглядит следующим образом. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала остается наиболее предпочтительной для малого бизнеса и составляет около 40% в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства. На предприятия промышленности приходится около 9% удельного веса количества субъектов МСП, 9% - на строительство, 9% - на транспорт и связь, 6% - на сельское хозяйство, 4% - на сферу общественного питания, 23% - на прочие виды деятельности.


Оборот средних и малых (без микропредприятий) предприятий увеличился за 5 лет на 23%. На долю микропредприятий приходится около 30% всего оборота малых и средних предприятий.


Верхнеуровневый показатель "Численность занятых в сфере МСП" за 11 месяцев 2023 года показывает снижение, что связано с изменениями методики его расчета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542. Существенное влияние на показатель оказало исключение из расчета физических лиц, применяющих налог на профессиональный доход (далее - самозанятые), не отражающих чеки (доходы) в личном кабинете "Мой налог". Кроме того, из расчета исключен ошибочный двойной учет индивидуальных предпринимателей. Таким образом, за 11 месяцев 2023 года численность занятых в сфере МСП составила 73 тыс. человек. Снижение по сравнению с 01 января 2023 года (74,1 тыс. человек) составляет 1100 человек. Несмотря на изменение методики расчета, планируется выравнивание ситуации по итогам 2023 года и постепенный рост в последующие годы реализации государственной программы "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия" (далее - государственная программа).


Положительная динамика наблюдается по количеству физических лиц, применяющих налог на профессиональный доход. На 01.12.2023 количество самозанятых составило 22255 человек, прирост к январю 2023 года составляет 7077 человек.


Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономическом развитии республики. Удельный вес Хакасии во внешнеторговом обороте СФО в 2022 году составил 6,6%, в экспорте - 7%, в импорте - 4,3%. Внешнеторговые операции велись с партнерами из 63 стран дальнего и ближнего зарубежья, обеспечивая более 98,4% стоимостного объема товарооборота республики. Наиболее крупные объемы внешнеторговых операций региона приходились на следующие страны: Китай, Турция, Республика Корея.


В 2022 году по сравнению с 2021 годом внешнеторговый оборот республики увеличился на 48,2%. Экспорт на протяжении данного периода стабильно превышал импорт товаров.


1.1.2. Государственная программа играет важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные микрозаймы и поручительства субъектам малого и среднего бизнеса и самозанятым гражданам, реализована грантовая поддержка социальных предприятий и субъектов молодежного предпринимательства.


Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости, позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.


Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:


открыт и функционирует центр "Мой бизнес";


реализуются мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";


оказана поддержка субъектам МСП в сфере общественного питания в период ковидных ограничений;


предоставлены субсидии субъектам МСП на возмещение затрат по доставке продукции до логистических центров маркетплейсов;


субсидированы затраты экспортно ориентированных субъектов МСП по доставке продукции до границы с Российской Федерацией;


предоставлены субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия на грантовую поддержку субъектов молодежного предпринимательства (до 35 лет);


отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами в рамках реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства;


реализована государственная поддержка инвестиционной деятельности;


реализованы комплексные инвестиционные проекты;


реализованы инвестиционные проекты в муниципальных образованиях Республики Хакасия;


продолжается совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности;


бюджетам моногородов Республики Хакасия предоставляются субсидии на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления физическими и юридическими лицами новых инвестиционных проектов в моногородах;


создается особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Хакасская технологическая долина";


создается индустриальный парк "Ташеба";


продолжается работа по развитию территории опережающего развития "Абаза".


1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы



1.2.1. Целью государственной программы является содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе реализации экспортного потенциала, привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов.


Задачи государственной программы: создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия; повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства; создание условий для эффективной реализации мероприятий государственной программы. Реализация мероприятий позволит своевременно и в полном объеме решить все поставленные задачи, провести системные действия, направленные на повышение качества и эффективности работы.


1.2.2. Основные приоритеты развития внешнеэкономической деятельности:


реализация регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в рамках национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт";


расширение сотрудничества Республики Хакасия с регионами России и другими странами;


продвижение продукции хакасских товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, а также за пределы страны;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»