ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 1142-пп


О внесении изменения в государственную программу Иркутской области "Развитие транспортного комплекса Иркутской области"



В соответствии с пунктом 29 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2023 года N 767-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Внести в государственную программу Иркутской области "Развитие транспортного комплекса Иркутской области", утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 13 ноября 2023 года N 1010-пп (далее - государственная программа), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Приложение
к постановлению Правительства
Иркутской области
от 15 декабря 2023 г. N 1142-пп



"Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 13 ноября 2023 г. N 1010-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"



Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ



Глава 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"


Основными стратегическими документами в сфере реализации государственной программы Иркутской области "Развитие транспортного комплекса Иркутской области" (далее - государственная программа) являются:


1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р (далее - Транспортная стратегия).


2. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ (далее - Стратегия).


3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 (далее - госпрограмма "Развитие энергетики").


Реализация мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы влияет на достижение долгосрочных целей, обозначенных в Транспортной стратегии:


повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;


повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;


увеличение объема и скорости и развитие мультимодальных логистических технологий;


цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.


Вклад в достижение вышеуказанных долгосрочных целей Транспортной стратегии обеспечивается в том числе путем достижения основных показателей государственной программы:


доступность административных центров Иркутской области с областным центром - 100% к 2030 году;


удовлетворенность населения качеством и доступностью транспортных услуг - 77% к 2030 году;


обеспеченность населения быстрыми зарядными станциями - 80% к 2030 году.


Государственная программа является инструментом достижения следующих тактических целей приоритета "Создание комфортного пространства для жизни" Стратегии:


развитие транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта Иркутской области;


развитие транспортной инфраструктуры авиационного транспорта Иркутской области;


развитие транспортной инфраструктуры водного транспорта Иркутской области;


развитие транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта Иркутской области;


повышение качества и доступности услуг всех видов транспорта Иркутской области.


В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Иркутской области определены цели государственной программы:


сохранение доступности транспортных услуг для населения на уровне 100% к 2030 году;


повышение удовлетворенности населения транспортными услугами до 77% к 2030 году;


повышение обеспеченности населения зарядными станциями до 80% к 2030 году.



Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Транспортная система Иркутской области представлена всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным, трубопроводным, электрическим городским, сетью автомобильных и железных дорог.


По территории региона Иркутской области проходят стратегически важные железнодорожные, автомобильные, речные магистрали и авиационные магистрали государственного и межгосударственного значения, соединяющие страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также западные районы России с Якутией, Забайкальем, Дальним Востоком, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Монголией.


Объем услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, постоянно растет, однако рост объема транспортных услуг обусловлен преимущественно ростом тарифов, а не увеличением физического объема.


В целом анализ пассажирского транспортного комплекса выделяет значение пригородных сообщений. Их количество преобладает во всех доступных населению видах транспорта - автомобильном, железнодорожном, водном. В наиболее заселенной части Иркутской области - южных районах - маршруты общественного транспорта перекрывают друг друга и дают возможность населению выбирать способ передвижения в соответствии со стоимостью поездки, ее временем и физическими удобствами. В других частях Иркутской области пригородные поездки затруднены вследствие большей зависимости от одного - двух видов транспорта, значительно худшего состояния дорог и другой транспортной инфраструктуры.


Помимо сельской местности, переживающей сокращение доступных общественных транспортных услуг, проблемными являются и северные территории. Здесь объективно транспорт является дорогим для местного населения, а в большинстве территорий воздушный транспорт является безальтернативным.



Железнодорожный транспорт


Базовой транспортной инфраструктурой выступают железные дороги Иркутской области, выполняющие системообразующую функцию по отношению к областному и макрорегиональному каркасу системы расселения.


По территории Иркутской области проходят участки Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог. Пригородные пассажирские перевозки являются одним из важнейших видов транспортного обслуживания населения Иркутской области. Ежегодно около 8,5 млн. человек пользуются услугами пригородных электропоездов. Напряженная ситуация на городских автомагистралях значительно увеличила долю пассажиров, совершающих регулярные поездки на пригородных электропоездах. Громадный пассажиропоток, доступная стоимость проезда, а также высокий уровень транспортного обслуживания населения делают систему пригородных пассажирских перевозок одним из самых востребованных видов транспорта на территории Иркутской области.


На сегодняшний день единственным перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом на полигоне обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги является АО "Байкальская пригородная пассажирская компания".


Рынок транспортных услуг в пригородном железнодорожном транспорте обусловлен серьезными "барьерами входа", а именно:


высокий уровень себестоимости оказываемых услуг в данной отрасли;


необходимость получения согласия государственных органов на оказание услуг в данной отрасли;


высокий уровень затрат для обслуживания инфраструктуры;


существование единой инфраструктуры для предполагаемых перевозчиков;


наличие строго регламентируемых правил и нормативных документов, определяющих работу пригородного комплекса;


система государственного регулирования тарифов и социальная нагрузка данной отрасли;


компетентность сотрудников (узкоспециализированная отрасль);


устаревшие технические ресурсы (подвижной состав).


В сфере пригородных перевозок приоритетными задачами являются:


повышение операционной эффективности пригородных пассажирских компаний;


удовлетворение спроса на наиболее загруженных маршрутах и растущих рынках (в первую очередь в агломерациях);


обновление подвижного состава;


рост привлекательности пригородных перевозок для потребителей за счет обновления подвижного состава, оптимизации расписания движения, роста маршрутной скорости, совершенствования систем продажи билетов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»