ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 795


Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства"

(с изменениями на 27 апреля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 11.04.2024 N 336, от 27.04.2024 N 374)




В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" (далее - государственная программа).


2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия.


3. Установить, что объемы финансирования мероприятий государственной программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 29 декабря 2023 г. N 795



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 11.04.2024 N 336, от 27.04.2024 N 374)




Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОЙ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Общий совокупный объем ввода жилья на территории Республики Мордовия в период с 2011 по 2022 год составил 3873,3 тыс. кв. метров.


По итогам 2022 года объем ввода жилья составил 342,6 тыс. кв. метров, из которых многоквартирные дома - 125,2 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 217,4 тыс. кв. метров.


Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности и составила в 2022 году 95,9 процента в общем объеме жилищного фонда Республики Мордовия. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя по итогам 2022 года составила 30,0 кв. метра.


Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства.


На сегодняшний день в республике сформированы нормативно-правовые и организационно-экономические условия для развития первичного рынка ипотечных кредитов, функционирования механизма рефинансирования системы ипотечного жилищного кредитования.


Основным источником финансирования жилищного строительства в последние годы являются внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства и приобретении жилья.


Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. В среднем ежегодно в Республике Мордовия посредством ипотечного жилищного кредитования около 7,0 тыс. семей приобретают жилье.


Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В 2022 году в Республике Мордовия с использованием мер государственной поддержки улучшили жилищные условия 773 семьи.


По состоянию на 1 января 2023 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях состоят 18359 семей, подлежащих обеспечению жильем, в том числе 1389 человек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1110 многодетных семей, 3891 молодых семей, 654 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.


Массовое жилищное строительство и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования. Необходимо обеспечение территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности, приведенной в соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Это является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.


Учитывая, что значительная часть населения республики проживает в сельской местности, большим сегментом строительства жилья является индивидуальное жилищное строительство.


Анализ ввода в эксплуатацию жилья на территории Республики Мордовия показывает, что за последние годы средняя доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья составляет около 50 процентов.


Для развития индивидуального жилищного строительства предусматриваются дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение застраиваемых земельных участков.


Активному развитию жилищного строительства в области препятствует:


- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;


- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;


- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства;


- недостаточная проработанность в муниципальных образованиях документации территориального планирования и градостроительного зонирования;


- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств.


На основании документов территориального планирования будут определены оптимальные варианты видов развития жилищного строительства по муниципальным образованиям области, исходя из перспектив социально-экономического и демографического развития поселений, с учетом потребностей и предпочтений их населения. Техническая политика в жилищной сфере будет осуществляться на основе разработки и внедрения технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений и связанным с этими требованиями процессам проектирования (включая инженерные изыскания), территориального планирования и планировки территорий, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений, а также к безопасности строительных материалов, изделий, конструкций. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при развитии территорий под жилую застройку.


Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических и политических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья.


Также существует проблема качества жилищного фонда, его состояние и технические показатели, особенно в сфере энергоэффективности, остаются крайне низкими. Около половины жилищного фонда республики требует капитального ремонта или реконструкции. Главная причина плохого состояния многоквартирного жилищного фонда - многолетнее отсутствие надлежащего технического обслуживания и достигший критического уровня "недоремонт" домов.


Решение этой задачи имеет огромное значение для повышения качества жизни и требует программных решений на государственном уровне.


В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.


В связи с высокой социальной важностью задачи надлежащего содержания многоквартирных домов требуется обеспечение оптимизации процессов планирования капитального ремонта.


Реализация указанных принципов должна обеспечить проведение капитального ремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов.


Жилищно-коммунальный комплекс Республики Мордовия является одним из самых больших секторов экономики и включает в себя около трети основных фондов. Населению и другим потребителям предприятиями жилищно-коммунального хозяйства предоставляется около 20 видов услуг.


По состоянию на 1 января 2023 года коммунальный комплекс включает в себя 687,9 км тепловых, 2884,3 км водопроводных, 831,8 км канализационных сетей, 689 котельных, водозаборы, очистные сооружения канализации и другие объекты, предназначенные для производства и поставки коммунальных услуг потребителям.


Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье граждан и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.


Проблема обеспечения населения Республики Мордовия питьевой водой, как важнейшего фактора, определяющего качество жизни каждого человека, требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только при сочетании инициативы населения, органов местного самоуправления в Республике Мордовия и органов государственной власти Республики Мордовия.


Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первое место в перечне проблем населения республики.


Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений государственной жилищной политики по преодолению диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства, а также в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и создание условий для удовлетворения жилищных потребностей и спроса на жилье различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в государственной поддержке.



Глава 2. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ И ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЖИЛИЩНОЙ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ


Приоритеты государственной политики Республики Мордовия в жилищной и жилищно-коммунальной сферах сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 году N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 году N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 году N 1710, Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р.


Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:


формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;


обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;


содействие комплексному развитию территорий;


стимулирование малоэтажной застройки;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»