ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2023 года N 756-п


О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" следующие изменения:


в преамбуле слова "от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" заменить словами "от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации";


государственную программу Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.



Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
С.В.ВЕРЕЩАГИН



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 26 сентября 2023 г. N 756-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 512-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"



1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ С УКАЗАНИЕМ СВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ И (ИЛИ) ЦЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ)



1.1. Оценка текущего состояния в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий на территории Красноярского края


Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу для здоровья людей и окружающей среды в целом.


В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на территории субъекта Российской Федерации.


Объективная оценка уровня загрязнения атмосферы является актуальной задачей: она необходима при выборе мероприятий по охране воздушной среды, при планировании жилищного и промышленного строительства, а также при установлении для городских предприятий нормативов допустимых выбросов.


Красноярский край входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта, занимая лидирующие позиции по объему производства цветных металлов. В Красноярском крае интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль, а также располагаются крупные объекты теплоэнергетики, что определяет существенный объем выбросов загрязняющих веществ в Красноярском крае.


В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух в городах Красноярск и Норильск в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" продолжается реализация комплексных планов мероприятий, направленных на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей (далее - комплексный план).


В рамках реализации комплексного плана г. Красноярска к 2026 году совокупный объем выбросов будет снижен на 25,4 тыс. тонн (20,22% от уровня 2017 года).


В рамках реализации комплексного плана г. Норильска к 2026 году совокупный объем выбросов будет снижен на 286,4 тыс. тонн (84,6%). ПАО ГМК "Норильский никель" реализует "серный проект", которым предусмотрен большой комплекс работ на металлургических заводах Медном и Надеждинском.


Обеспечение экологической безопасности населения Красноярского края и снижение негативного воздействия на атмосферный воздух в городах Красноярского края являются ключевыми направлениями государственной экологической политики Красноярского края. Необходимым элементом для определения направлений государственной экологической политики является информация о состоянии (загрязнении) атмосферного воздуха.


Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на компоненты окружающей среды в промышленных центрах Красноярского края, реализуются в соответствии с механизмами, предусмотренными государственной программой Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа).


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" организацию и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии (далее - Госкорпорация "Росатом") в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.


Подсистема мониторинга атмосферного воздуха краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края (далее - КСН) сформирована в 2008 году и является частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной статьей 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


Развитие и функционирование КСН осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2013 N 573-п "Об утверждении Порядка формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края".


По количеству образования отходов производства и потребления (далее - отходы) в год Красноярский край входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, обработке, утилизации и вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества утилизированных отходов, снижения количества захороненных отходов на специализированных объектах.


Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края является экологическая безопасность Красноярского края, безусловным требованием которой выступает организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям к объектам размещения отходов, мест несанкционированного размещения ТКО, развитие системы использования вторичных ресурсов путем строительства комплексов по сортировке и переработке ТКО.


Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов ТКО. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов ТКО. Ежегодно в Красноярском крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.


Приоритетным направлением в области обращения с ТКО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья. В настоящее время полномасштабное использование отходов, в том числе посредством сортировки и переработки ТКО, в Красноярском крае в полной мере не организовано. Доля использования ТКО в качестве вторичных ресурсов не превышает 5% от объема образуемых отходов. В то время как в лидирующих субъектах Российской Федерации (Самарская область, город Москва, Нижегородская область) она достигла 20 - 30% и более, а в развитых европейских странах составляет 30 - 50% и выше.


Внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон 89-ФЗ) обусловило переход Российской Федерации на новую систему в области обращения с ТКО.


Статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Данные полномочия осуществляются силами регионального оператора, который определяется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.


Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) от 23.09.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Красноярском крае (далее - территориальная схема), предусматривающая деление территории Красноярского края на технологические зоны, в каждой из которых региональный оператор будет осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.


С целью минимизации транспортных расходов и капитальных затрат на строительство объектов в области обращения с отходами территориальной схемой предложено строительство комплексных объектов обращения с отходами и экотехнопарков, предусматривающих создание на одной территории объектов обработки, и (или) обезвреживания, и (или) размещения отходов.


В муниципальных образованиях Красноярского края, для которых характерны низкая плотность населения, высокая удаленность друг от друга населенных пунктов, отсутствие транспортной доступности в межсезонье (преимущественно северные территории Красноярского края), планируется организовать площадки временного хранения отходов с последующим обезвреживанием их на месте на специализированных установках.


Красноярский край имеет хорошо развитую речную сеть, принадлежащую к бассейну Северного Ледовитого океана. К числу наиболее значительных рек этой сети относятся реки Енисей, Ангара, Чулым, Кан, Пясина, Хатанга и др. Суммарная протяженность 3590 рек длиной свыше 25 км составляет 238048 км. Общая площадь 128494 озер превышает 13,8 тыс. км2, а зеркала наиболее крупных водохранилищ - Красноярского, Саяно-Шушенского и Курейского - достигают 3300 км2.


В Красноярском крае одна из самых длинных рек России - р. Енисей протяженностью 4102 км. Ее основные притоки: справа - Туба, Мана, Кан, Ангара, Большой Пит, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Курейка и Хантайка, слева - Абакан, Сым, Елогуй, Турухан, Большая Хета. По территории Красноярского края протекают также Чулым и Кеть (верхнее и среднее течение), относящиеся к бассейну Оби. На севере Красноярского края крупные реки - Хатанга, Пясина и Таймыра.


Естественные колебания характеристик гидрологического режима поверхностных водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. При этом территория бассейна р. Енисей относится к наиболее паводкоопасной территории.


Всего на территории Красноярского края в зоне негативного воздействия поверхностных вод проживает 476613 человек.


Учитывая исключительную важность обеспечения безопасности населения, предупреждения и снижения ущербов от наводнений и другого вредного воздействия поверхностных вод, необходимо выполнение капитального ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений (далее - ГТС), проведение мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению, спрямлению, расчистке, установление границ зон затопления, подтопления территорий Красноярского края.


На территории Красноярского края расположено более 200 ГТС, находящихся в муниципальной собственности (далее - муниципальные ГТС). Из указанного количества более 95 муниципальных ГТС предназначены для защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия поверхностных вод (42%), из которых около 80 муниципальных ГТС являются аварийными.


С 2013 по 2020 год включительно в рамках программы проведены капитальный ремонт и реконструкция 22 муниципальных ГТС.


Уровень безопасности большинства муниципальных ГТС является неудовлетворительным в связи с отсутствием в течение длительного времени надлежащего содержания, в том числе проведения текущих и капитальных ремонтов.


Также на территории Красноярского края выявлено более 25 ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался (далее - бесхозяйные ГТС). При этом все бесхозяйные ГТС находятся в неудовлетворительном состоянии, не имеют проектной документации и требуют капитального ремонта, консервации или ликвидации.


Таким образом, на территории Красноярского края имеется значительное количество ГТС с неудовлетворительным уровнем безопасности, что требует принятия неотложных мер по приведению ГТС в технически исправное состояние путем проведения капитальных ремонтов и реконструкций, консервации или ликвидации.


Помимо изложенного с учетом текущего состояния берегов водных объектов и ежегодной угрозы затоплений территорий Красноярского края в результате половодий и паводков требуется строительство более 30 сооружений инженерной защиты (берегоукреплений, защитных дамб).


Затопление прибрежных территорий при прохождении весеннего половодья и летне-осенних паводков является основной формой негативного воздействия поверхностных вод, что требует также обеспечения реализации мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению, спрямлению, расчистке.


Общая протяженность водных объектов, нуждающихся в увеличении пропускной способности, дноуглублении, спрямлении, расчистке русел, на территории Красноярского края составляет 168,9 км.


В целях защиты от негативного воздействия поверхностных вод с 2016 года на территории Красноярского края осуществляется работа по установлению границ зон затопления, подтопления территорий Красноярского края (далее - ЗЗП).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»