ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2023 года N 298-п


О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 633-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала"



В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2023 года N 128 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений", Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 14 июня 2023 года N 18), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 633-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала" следующие изменения:


1. Подпункт 1.11 пункта 1 изложить в следующей редакции:


"1.11. Региональную программу снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (приложение 11).".


2. Приложение 11 изложить в следующей редакции:

"Приложение 11
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 30 декабря 2023 года N 633-п

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (ДАЛЕЕ ТАКЖЕ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)


I. Паспорт региональной программы

Наименование

Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже границы бедности <*> в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года

Срок реализации

2023 - 2030 годы

Ответственный исполнитель

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию)

Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию)

Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию)

Цели

Цель 1. Снижение уровня бедности к 2030 году в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года.

Цель 2. Обеспечение устойчивого роста доходов населения, уровня пенсионного обеспечения, оплаты труда работников не ниже уровня инфляции

Задачи

Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов их роста, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции.

Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам.

Задача 3. Развитие системы социального контракта

Ожидаемые результаты

Снижение уровня бедности до 5,5% к 2030 году.

Увеличение реальных денежных доходов населения до уровня 102,0% ежегодно.

Ежегодное превышение дохода пенсионера над величиной прожиточного минимума пенсионера более чем в 1,5 раза

________________

* постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2049 "Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя "Уровень бедности" в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ"


II. Основные тенденции социально-экономического развития автономного округа



Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, регион) характеризуется макроэкономическими показателями, указанными в таблице 1.



Таблица 1


Показатели социально-экономического развития

Показатель

Российская Федерация

автономный округ

2020

2021

2022

2020

2021

2022

Валовой региональный продукт, млрд руб. в текущих ценах

107658,1

135295,0

153435,2

3341,8

5651,9

6367,0

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.

735,07

927,54

1045,81

1987,81

3334,56

3697,14

Отгружено товаров, выполнено работ и услуг промышленного производства, млрд руб.

72350,2

94888,2

98458,8

3480,0

5683,6

6653,0

Индекс физического объема промышленного производства, %

97,9

106,3

99,4

91,6

102,0

102,6

Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб.

20393,7

23239,5

27865,2

1006,0

1056,9

1329,4

Индекс физического объема инвестиции в основной капитал, %

99,9

108,6

104,6

102,6

101,0

110,3

Ввод в действие жилых домов, %

100,2

112,7

111,0

123,8

90,4

97,7

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

36240,0

40304,0

44937,0

54588,0

57012,0

62796,0

Реальные денежные доходы населения, %

98,6

103,9

98,5

100,1

100,6

103,1

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата 1 работника, руб.

51343,9

57243,7

65338,3

79821,5

85446,8

97562,0

Реальная заработная плата, %

103,8

104,5

100,3

103,5

102,3

105,2

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб.

11381

11653

13919

15952

16281

18625

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, %

318,4

345,9

322,8

342,2

350,2

337,2

Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы 1 работника с величиной прожиточного минимума, %

451,1

491,2

469,4

500,4

524,8

523,8

Индекс физического объема оборота розничной торговли, %

96,8

107,8

93,3

96,2

107,1

94,7

Индекс физического объема платных услуг населению, %

85,2

116,7

103,2

87,1

119,2

105,0

Индекс потребительских цен, на конец периода (к декабрю предшествующего года), %

104,9

108,4

111,9

103,9

105,5

107,1

Численность населения (среднегодовая), тыс. человек

146459,8

145864,3

146713,7

1681,2

1694,9

1722,1

Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению (на конец периода), %

3,7

1,0

0,8

3,01

0,49

0,38


III. Денежные доходы населения



Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ (выраженных в денежной форме), полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Денежные доходы населения включают все поступления денежных средств в виде оплаты труда наемных работников, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат, доходов от собственности и прочие денежные поступления.



Таблица 2

Динамика объема и структура денежных доходов населения автономного округа по источникам поступления


Год

Всего, млрд

руб.

Доходы от предпринимательской деятельности

Оплата труда наемных работников

Социальные выплаты

Доходы от собственности

Прочие денежные поступления

доля,

%

млрд

руб.

доля,

%

млрд

руб.

доля,

%

млрд

руб.

доля,

%

млрд

руб.

доля,

%

млрд

руб.

2000

109,1

4,2

4,6

66,8

72,9

5,4

5,9

10,6

11,6

13,0

14,2

2005

318,5

6,3

20,1

62,2

198,1

6,7

21,3

17,5

55,7

7,2

22,9

2010

594,3

7,5

44,6

65,7

390,5

12,3

73,1

3,6

21,4

10,9

64,8

2015

898,2

4,4

39,1

74,8

671,6

15,4

138,2

4,1

36,6

1,4

12,8

2020

1101,3

3,4

37,7

72,8

801,7

19,2

211,4

3,6

39,9

1,0

10,5

2021

1159,6

3,6

42,0

73,3

850,5

18,9

219,2

3,1

36,0

1,0

11,9

2022 <*>

1297,7

3,3

43,1

74,3

964,5

18,2

236,7

2,8

36,2

1,4

17,2

________________

* 2022 год - оценка Департамента экономического развития автономного округа на основании предварительных данных Федеральной службы государственной статистики


Заработная плата является одним из основных индикаторов, характеризующих уровень жизни населения и определяющих дифференциацию доходов общества, в регионе играет ключевую роль в формировании доходов населения - более 74% от общего объема денежных доходов населения. В 2022 году заработная плата работников увеличилась во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.


В регионе оказываются населению 84 вида социальной поддержки. В 2022 году 476,9 тыс. человек или 27,6% от общей численности населения автономного округа получили более 970 тыс. выплат по мерам социальной поддержки.


Всего малоимущим за счет средств бюджета автономного округа предоставляется 11 видов мер поддержки, в том числе 2 вида государственной социальной помощи.


По итогам 2022 года меры социальной поддержки предоставлены 70252 гражданам из числа малообеспеченных или 4,1% от общей численности населения автономного округа (в 2021 году - 67353 гражданам).


В 2022 году согласно социологическому исследованию Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Экспертно-координационный центр Правительства Югры "Открытый регион" (опрос 1100 жителей автономного округа старше 18 лет, проведенный в августе 2022 года) большая часть респондентов (61,6%) удовлетворена своим материальным положением; 33,4% опрошенных жителей автономного округа заявили о своей неудовлетворенности материальным положением.


Превалирующее большинство семей респондентов не имеют семейного бизнеса и, как следствие, доходов от него. В среднем доля доходов от бизнеса составляет 2% в структуре семейных доходов всех опрошенных респондентов; 66% пользуются услугами кредитования; 72,7% респондентов не имеют возможности откладывать (копить или вкладывать) деньги, не ограничив свои расходы в повседневной жизни.


Наиболее уязвимыми по данным опроса являются семьи с 3 и более детьми, а также пенсионеры.


Повышение цен стало самой упоминаемой респондентами причиной ухудшения материального положения (74%). Респонденты, которые ранее отметили ухудшение своего материального положения, в большинстве своем не имеют права на государственную социальную поддержку (79,3%) и иные меры социальной поддержки (83%).


Информированы о деятельности органов социальной защиты 62,8% опрошенных.


В пятерку часто встречаемых причин бедности, по мнению респондентов, вошли "низкие заработные платы и пенсии" - 53,8%, "высокие цены на продукты и товары первой необходимости" - 52,6%, "лень, неприспособленность к жизни" - 21,2%, "безработица, отсутствие рабочих мест" - 14,9% и "безынициативность" - 10,3%.


Самыми востребованными региональными мерами поддержки населению, которые могли бы способствовать решению проблемы бедности, названы:


сдерживание цен на продукты и товары первой необходимости (16%);


повышение уровня доходов населения, заработных плат в регионе (15,8%);


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»