Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2022 года N 495


О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 445

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Амурской области от 25.09.2023 N 798.
____________________________________________________________________



В целях приведения нормативных правовых актов Амурской области в соответствие законодательству Правительство Амурской области постановляет:


Внести в государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 445 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 12 мая 2022 г. N 486), изменения согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 17 мая 2022 г. N 495



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. В подпрограмме "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом":


1) пункт 3 паспорта подпрограммы изложить в следующей редакции:

"3.

Участники подпрограммы

Управление занятости населения Амурской области;

государственное казенное учреждение Амурской области "Центр занятости населения" (далее - ЦЗН);

министерство здравоохранения Амурской области;

министерство имущественных отношений Амурской области;

министерство образования и науки Амурской области;

министерство сельского хозяйства Амурской области;

министерство социальной защиты населения Амурской области;

министерство экономического развития и внешних связей Амурской области";


2) раздел 2 подпрограммы изложить в следующей редакции:


"2. Характеристика сферы реализации подпрограммы



Подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - подпрограмма) разработана во исполнение Государственной программы переселения, ее разработка обусловлена потребностью Амурской области в дополнительных трудовых ресурсах и нормализации демографической ситуации.


Демографическая ситуация в Амурской области в целом отражает общероссийские тенденции последних лет. На протяжении длительного периода отток населения из области стабильно превышает его приток. Естественная убыль населения наряду с миграционной убылью способствует сокращению числа жителей Амурской области.


Численность постоянного населения Амурской области на 1 января 2021 года составила 781,9 тыс. человек. За 2020 год численность населения сократилась на 8,1 тыс. человек, или на 1,0%. Общее снижение численности населения на 61,0% обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся и на 39,0% - превышением миграционного оттока над миграционным приростом.


Миграция населения оказывает негативное влияние как на сокращение общей численности населения, так и на возрастную структуру, так как выбывают из Амурской области активные люди трудоспособного возраста и высокой квалификации, в первую очередь молодежь. Сокращение населения создает проблемы с точки зрения обеспеченности экономики области трудовыми ресурсами.


Несбалансированность потребности в рабочей силе ввиду отрицательного сальдо миграции преодолевается в настоящее время с помощью трудовых мигрантов, привлекаемых на временной основе. Так, в 2021 году в экономике области трудилось 37994 иностранных гражданина.


Привлечение и использование иностранных работников имеет ряд неблагоприятных последствий. К ним относятся:


вывоз иностранными гражданами из Амурской области заработанных денежных средств сдерживает увеличение платежеспособного спроса в области;


отсутствие желания у большинства иностранных граждан интегрироваться в жизнь населения Амурской области;


возникновение языковой, культурной и религиозной проблем, что может привести к росту социальной напряженности.


В связи с этим более предпочтительным является добровольное переселение в Амурскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста, снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда.


Несомненным условием повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в Амурской области является решение задачи повышения уровня жизни населения до комфортного посредством развития экономики.


В настоящее время структура промышленного производства имеет энергетически-сырьевую направленность. Основной удельный вес занимают энергетика и золотодобыча.


Приграничное положение, наличие значительного ресурсного потенциала открывают для Амурской области большие возможности. Основные направления социально-экономического развития Амурской области сформированы в Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года (Комплексный план социально-экономического развития Амурской области до 2025 года), утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 31 января 2018 г. N 12-р. Согласно комплексному плану выделены шесть центров экономического развития: газопереработки, добычи полезных ископаемых, агропромышленного, энергетического, туристско-рекреационного и космического развития, в рамках которых планируется реализация мероприятий капитального строительства, капитального ремонта, модернизации социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.


Основой центров экономического развития станут крупные инвестиционные проекты:


развитие золотодобычи в Селемджинском районе, освоение Бамского золоторудного месторождения, наращивание добычи золота на Покровском и Маломырском рудниках, рост добычи угля в связи с наращиванием мощностей на разрезе "Ерковецкий" и началом освоения Огоджинского месторождения, освоение месторождения медно-никелевых руд "Кун-Манье", Дармаканского месторождения кварцевых песков;


строительство и модернизация предприятий агропромышленного комплекса, направленных на развитие молочного животноводства и на мясное производство с целью снижения зависимости Амурской области от ввоза продовольствия, включая импорт;


реализация инвестиционного проекта по строительству Амурского газохимического комплекса;


строительство объектов космодрома "Восточный", реконструкция участков федеральной автодороги "Лена", строительство подъездов к населенным пунктам Амурской области от автомобильной дороги "Амур", строительство и реконструкция участков автодорог регионального и местного значения, строительство мостового перехода через реку Зея.


За период до 2025 года в Амурской области ожидается создание свыше 20 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест, доля обрабатывающего сегмента экономики увеличится с 3% до 30%. За период с 2017 по 2025 год прирост налоговых поступлений в бюджет области составит свыше 60 млрд. рублей, тем самым значительно расширятся возможности решения социальных задач.


В связи с реализацией в области инвестиционных проектов значительно увеличилось количество вакансий по профессиям строительной сферы. При этом работодателям в качестве квалифицированных рабочих требуются готовые профессионалы - преимущественно трудоспособные мужчины среднего возраста с опытом работы в сферах новых технологий, развития механизма управления производством и прогнозирования перспектив развития тех или иных отраслей. Структурный же состав безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗН, не соответствует заявленным требованиям работодателей.


Как в настоящее время, так и в среднесрочной перспективе будет ощущаться нехватка трудовых ресурсов на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории Амурской области инвестиционных проектов.


Численность безработных граждан, зарегистрированных в ЦЗН на 1 января 2022 года, составила 6,2 тыс. человек, при этом заявленная работодателями потребность в работниках составила 35,1 тыс. человек (из них 28,4 тыс. человек - по рабочим профессиям), уровень регистрируемой безработицы составил 1,4% от численности трудоспособного населения, или 1,5% от численности рабочей силы.


Ситуация на регистрируемом рынке труда остается напряженной. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан - все это характерно для регистрируемого рынка труда области.


В январе 2022 года численность рабочей силы составила 399,4 тыс. человек, из них 381,1 тыс. человек, или 95,4%, заняты в экономике и 18,3 тыс. человек, или 4,6%, не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицировались как безработные. При содействии ЦЗН в 2021 году трудоустроено 9476 человек, из них 59,5% - на постоянную работу.


Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственного производства Амурская область нуждается как в квалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих.


Вместе с тем востребованы квалифицированные рабочие в обрабатывающих производствах, горнодобывающей промышленности и обслуживании: водители автомобиля, слесари (механосборочных работ, ремонтники, сантехники и т.п.), машинисты (бульдозера, различных видов кранов, автовышки, компрессорных установок и т.п.), плотники, маляры, штукатуры, бетонщики, монтажники, электрогазосварщики и другие. Среди должностей специалистов и служащих наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения (врачи разных специализаций), инженеры (технологи, программисты, проектировщики, строители), специалисты сферы образования (воспитатель, учитель, преподаватель), средний персонал для финансовой и торговой деятельности (бухгалтер, кассир, экономист) и другие.


Значительная часть вакансий, заявленных работодателями в ЦЗН, не заполняется местными трудовыми ресурсами. Коэффициент напряженности (число незанятых трудоспособных граждан на одну вакансию) в целом по Амурской области на конец декабря 2021 года составил 0,2.


Агропромышленный комплекс Амурской области представлен различными категориями хозяйствующих субъектов - это сельскохозяйственные товаропроизводители (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства населения) и организации пищевой и перерабатывающей промышленности.


Приоритетными и наиболее перспективными являются следующие направления сельскохозяйственного производства: производство и переработка сои, техническая модернизация, молочное скотоводство и свиноводство.


Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области продолжает оставаться острой. Отток кадров на селе затрудняет реализацию новых перспективных проектов в области сельского хозяйства и осуществление эффективного управления отраслью в целом.


Соотечественники, обучившиеся в профессиональных образовательных организациях Амурской области сельскохозяйственной направленности, трудоустроившиеся и переселившиеся на постоянное место жительства в сельскую местность, могут пополнить численность работников в сфере агропромышленного производства.


В настоящее время на амурские предприятия агропромышленного комплекса требуются агрономы, зоотехники, ветврачи, инженеры-механики, энергетики, а также экономисты и бухгалтеры. Востребованы и рабочие специальности: механизаторы, токари, электрики, работники по уходу за животными.


Молодые специалисты-аграрии, обладающие современными знаниями, сегодня очень востребованы в сельском хозяйстве.


В соответствии с Законом Амурской области от 3 февраля 2004 г. N 298-ОЗ "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Амурской области" молодые специалисты, пожелавшие после завершения обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования трудоустроиться в сельскую местность, имеют право на материальную поддержку из областного бюджета.


В регионе имеется возможность трудоустройства участников Государственной программы переселения и членов их семей.


Участники Государственной программы переселения и члены их семей при переселении на постоянное место жительства в Амурскую область имеют право осуществлять трудовую и иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.


Для получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы участники Государственной программы переселения и члены их семей могут обращаться в ЦЗН по месту регистрации. Исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях производится подбор гражданину подходящей работы.


Также имеется возможность занятия предпринимательской деятельностью и агропромышленным производством. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляется в соответствии с подпрограммой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 445.


По данным Федеральной налоговой службы по Амурской области, по состоянию на 10 января 2022 г. на территории Амурской области действовало 25862 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 9266 юридических лиц и 16596 индивидуальных предпринимателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»