ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

УКАЗ

от 21 января 2022 года N 11


Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Ингушетия



В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Конституции Республики Ингушетия постановляю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики в Республике Ингушетия.


2. Органам государственной власти Республики Ингушетия при решении вопросов, касающихся межнациональных отношений и этнического развития, при разработке и реализации программ социально-экономического и культурного развития Республики Ингушетия руководствоваться Концепцией государственной национальной политики в Республике Ингушетия.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия, предприятиям, организациям и общественным объединениям руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции государственной национальной политики в Республике Ингушетия.


4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.



Глава
Республики Ингушетия
М.КАЛИМАТОВ


г. Магас


21 января 2022 года


N 11



Утверждена
Указом Главы
Республики Ингушетия
от 21 января 2022 г. N 11



КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ



I. Общие положения


1. Концепция государственной национальной политики в Республике Ингушетия (далее - Концепция) представляет собой систему целей, основных направлений, принципов и приоритетов и служит основой для координации деятельности органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Ингушетия, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Ингушетия.


2. Объектом государственной национальной политики в Республике Ингушетия является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития народов, проживающих в Республике Ингушетия.


3. Правовую основу Концепции составляют федеральное законодательство, законодательство Республики Ингушетия, договоры (соглашения) между органами государственной власти Республики Ингушетия.


4. Концепция разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения национальной безопасности, социально-экономического развития, региональной, миграционной, молодежной политики, образования и культуры, а также иных документов, затрагивающих деятельность в сфере государственной национальной политики Республики Ингушетия.


5. Концепция опирается на исторические традиции народов Российской Федерации, проживающих в Республике Ингушетия, природно-климатические, социально-политические, социально-экономические и социально-культурные условия и особенности их жизни, а также отражает современную этносоциальную и этнополитическую ситуацию в Республике Ингушетия.


6. Концепция исходит из того, что Республика Ингушетия является неотъемлемой составной частью Российской Федерации и состоит из девяти территориально-административных единиц: городских округов - Магас, Назрань, Малгобек, Карабулак, Сунжа и муниципальных районов - Назрановского, Малгобекского, Сунженского и Джейрахского.


7. Целями Концепции являются обеспечение конституционных прав и свобод граждан, интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности Российской Федерации, социально-экономической и социально-политической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, достижение межнационального (межэтнического) согласия, сохранение этнокультурной самобытности, развитие национальных языков, этнокультурное взаимообогащение народов, проживающих в Республике Ингушетия.


8. Концепция носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и предназначена для развития потенциала народов, проживающих в Республике Ингушетия.


9. Приоритетами государственной национальной политики в Республике Ингушетия являются:


а) сохранение и развитие культур, национальных языков, укрепление духовной общности народов, проживающих в Республике Ингушетия;


б) укрепление гражданского единства и гражданского самосознания народов, проживающих в Республике Ингушетия;


в) гармонизация межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов;


г) создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан;


д) укрепление статуса Республики Ингушетия как исторического, духовного и этнокультурного центра ингушского народа;


е) укрепление общероссийской гражданской и региональной идентичностей, способствующих консолидации общества.


10. Концепция призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению единства народов, проживающих в Республике Ингушетия.



II. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Ингушетия


11. В настоящее время Республику Ингушетия можно отнести к моноэтническим регионам. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность населения составила 412529 чел., из которых 93,5% - ингуши.


12. В Республике Ингушетия проживают представители 71 национальности. Исторически многонациональность Республики Ингушетия не являлась причиной напряженности в межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных взаимоотношениях, а привела к формированию и упрочению традиций добрососедства, взаимоуважения, взаимопонимания и веротерпимости.


По итогам социологического опроса в Республике Ингушетия 86,2% опрошенных ответили, что этническая принадлежность другого человека не будет оказывать влияния на отношение к нему; 65,2% оценили как низкую вероятность возникновения в регионе межэтнических противоречий и конфликтов на этнической почве; 82,6% оценили состояние межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений в регионе как благоприятное, спокойное; 77,4% оценили вероятность возникновения в регионе конфликтов на религиозной почве как практически нулевую.


13. Историко-культурные особенности ингушского народа, являющегося титульной нацией в Республике Ингушетия, сложились в ходе многовековых политических, экономических, культурных и межнациональных контактов с другими народами России. Находясь у истоков зарождения и развития кавказской цивилизации, ингуши, наряду с другими народами Кавказа, испытали взлеты и падения в историческом развитии и прошли сложный и драматичный путь.


Государственная национальная политика в Республике Ингушетия включает в себя и вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего ингушского народа как носителя древних традиций и языка: уникальных памятников материальной и духовной культуры (башенных комплексов, древних храмов, уникальных склепов, являющихся ныне архитектурным наследием народа) и богатого фольклора (этнографических и литературных памятников: нартского эпоса и эпоса "Илли").


14. Большое влияние на становление и развитие народов Республики Ингушетия оказал русский народ, его менталитет, культура и ценностные ориентиры. Вопросы этнокультурного развития русского народа также являются неотъемлемой частью государственной национальной политики в Республике Ингушетия.


15. Современная этнополитическая ситуация в Республике Ингушетия определяется разнохарактерными взаимосвязанными и взаимодействующими факторами, где главную роль играют национальное самосознание, осознание национальных интересов, что связано, в основном, с недавним историческим прошлым: репрессиями и депортацией целых народов. В то же время сохраняется множество различных проблем национального характера, в том числе и проблема вынужденных переселенцев.


16. В Республике Ингушетия выстроена система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, где определяющая роль отведена органам государственной власти, органам местного самоуправления и институтам гражданского общества. В последние годы из-за распространения нетрадиционных религиозных идей, негативно отражающихся как на этнической идентичности, так и на гражданской консолидации общества, возрастает необходимость в разработке комплекса мер, способствующих сохранению и укреплению этнической и общероссийской идентичностей, как факторов социально-политической консолидации народов, проживающих в Республике Ингушетия.


17. К актуальным проблемам в сфере межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Ингушетия относятся:


а) социальное и имущественное неравенство населения Республика Ингушетия является одним из самых густонаселенных и малоземельных субъектов Российской Федерации, что способствует обострению социальных проблем в регионе. По плотности населения Республика Ингушетия находится на пятом месте среди всех субъектов Российской Федерации: на 1 января 2021 г. плотность населения в регионе составила 165,09 чел. на кв.м.


Треть населения республики имеет доходы ниже величины прожиточного минимума. Также наблюдается сложная ситуация на рынке труда, характеризующаяся высоким уровнем безработицы, отставанием средней заработной платы от среднероссийского уровня, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда;


б) размывание традиционных духовно-нравственных ценностей и ориентиров народов, проживающих в Республике Ингушетия;


в) правовой нигилизм, коррупция;


г) недостаточность культурно-просветительских и иных мероприятий по формированию и укреплению общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального (межэтнического) диалога, изучению истории, культуры, традиций и обычаев народов, проживающих на территории Республики Ингушетия, их солидарности в защите и укреплении государства;


д) угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма.



III. Цель и принципы государственной национальной политики в Республике Ингушетия


18. Основная цель государственной национальной политики в Республике Ингушетия - формирование и сохранение духовно-нравственных, социально-экономических, политико-правовых и культурно-бытовых условий для:


а) достижения социальной и политической стабильности в обществе, упрочения национального согласия и развития демократических институтов;


б) повышения уровня общероссийского гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности народов, проживающих в Республике Ингушетия;


в) укрепления межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;


г) обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;


д) социальной и культурной адаптации и интеграции в общество иностранных граждан.


19. Государственная национальная политика в Республике Ингушетия построена на следующих принципах:


а) признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от расы, национальности, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, места жительства, религиозных убеждений и иных обстоятельств;


б) профилактика и устранение дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, социальной или религиозной принадлежности;


в) обеспечение равных условий для развития народов и этнических общностей, проживающих в Республике Ингушетия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»