ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 1 января 1995 года


Платежный баланс России за 1994 год

Платежный баланс России за 1994 год составлен в разрезе расширенной номенклатуры показателей, позволяющей глубже анализировать сложившуюся систему внешнеэкономических связей. Помимо консолидированного (сводного), сформированы отдельные балансы для стран дальнего и ближнего зарубежья, отражающие особенности взаимоотношений резидентов с указанными регионами.

Счет текущих операций

Итоги 1994 года свидетельствуют о весьма заметном развитии внешнеэкономической деятельности в целом, что соответствует взятому курсу на ее дальнейшую либерализацию.

Торговый баланс. Внешнеторговый оборот вырос на 17% и составил в долларовом эквиваленте 118 млрд. долларов США.

Необходимо подчеркнуть, что расширение торговых связей происходило исключительно за счет дальнего зарубежья. Экспорт в эти страны увеличился на 17%, импорт - на 12%. Примечательным является то обстоятельство, что движение последнего показателя наполовину определено динамикой "челночных" операций.

Структура экспорта в дальнее зарубежье несколько улучшилась: доля топливно-энергетических товаров стабилизировалась на уровне 46%, возрос удельный вес продукции металлургической и деревообрабатывающей промышленности.

Товарная структура импорта также потерпела изменения: более чем в 5 раз сократились закупки зерновых культур, уменьшилось поступление по импорту машин и оборудования. При этом вдвое возросли поставки сливочного масла и чая, в пять раз - свежемороженого мяса и мяса птицы.

Размеры торговых операций с ближним зарубежьем остались на уровне прошлого года: экспорт несущественно снизился, импорт несколько возрос. Сократился экспорт продукции машиностроения, до 50% увеличилась доля основных топливно-сырьевых товаров.

В конечном счете несбалансированность внешней торговли сохранялась, не позволяя в полной мере пользоваться преимуществами международного разделения труда. Сальдо внешнеторгового оборота в 1994 году составило 15,1 млрд. долларов против 15,4 млрд. долларов в предшествующем году. Основная причина дисбаланса и оттока экономических ценностей - кризисное состояние инвестиционной сферы. Можно отметить, что в этих условиях внешний сектор экономики сыграл роль амортизатора, смягчившего падение производства путем поддержания спроса на отечественные товары извне.

Интенсификации внешних связей способствовала проводимая Банком России политика в области обменного курса рубля. Траектория его номинального значения, несмотря на имевшие место отдельные аномалии, в целом соответствовала текущим условиям внешней торговли, обеспечив приемлемую как для экспортеров, так и для импортеров динамику реального эффективного валютного курса (т.е. с учетом темпов инфляции, уровня таможенных тарифов и региональной структуры торговли). На это указывает упомянутый выше факт одновременного роста экспорта и импорта товаров. Более того, если учесть наряду с товарами также и нефакторные услуги (движение которых напрямую зависит от курсовых соотношений), то окажется, что темпы прироста как входящих, так и исходящих потоков экономических ценностей примерно одинаковы. Убедительным свидетельством приемлемости реального эффективного валютного курса в секторе услуг является, в частности, существенный рост импорта услуг туризма. Для сравнения отметим, что в 1994 году на туристические поездки в дальнее зарубежье россиянами затрачено больше, чем общая выручка от экспорта природного газа в эти страны, а именно - 6,8 млрд. долларов.

Баланс услуг. Пассивное сальдо баланса услуг за 1994 год составило 9,6 млрд. долларов, что на 81% связано с дисбалансом нефакторных и на 19% - факторных услуг.

Наибольший вклад в несбалансированность сектора внешнеэкономических операций, имеющих отношение к нефакторным услугам (- 7,8 млрд. долларов), как уже упоминалось, внесен иностранным туризмом - 5 млрд. долларов. Говоря об экономической подоплеке данного явления, необходимо подчеркнуть, что массовый выезд резидентов за границу (более 10 млн. поездок) стал возможен ввиду благоприятного сочетания динамик мировых и внутренних цен на услуги туризма, а также повышения реального обменного курса рубля.

Блок факторных услуг представлен в платежном балансе услугами труда и капитала.

Первые приведены в форме заработков иностранных работников (в расчет принимались иностранцы, находящиеся в стране не более года и еще не приобретшие статуса резидентов). Учтенный поток таких услуг в Россию в три раза превысил их экспорт, оцениваемый в 100 млн. долларов.

Услуги капитала отражены в виде начисленных и подлежащих оплате в отчетном периоде процентов по кредитам и другим финансовым инструментам, а также доходов от прямых и портфельных инвестиций. В пользу иностранцев в 1994 году следовало произвести платежи указанного характера на сумму около 5 млрд. долларов, 97% которых связано с обслуживанием внешнего официального государственного долга.

График текущих поступлений доходов от экспорта капитала в пользу резидентов, приходящихся на прошедший год, составил 3,4 млрд. долларов, из которых 2,6 млрд. долларов должны были заплатить по кредитам, предоставленным СССР бывшим социалистическим и развивающимся странам (фактически уплачено 0,3 млрд. долларов).

В конечном счете баланс текущих операций с нерезидентами сложился с активным сальдо в размере 5,8 млрд. долларов.

Счет операций с капиталом

Основной вывод, вытекающий из анализа капитальных операций с нерезидентами, сводится к тому, что Россия по-прежнему является иностранным нетто-инвестором. Примечательно, что в роли международного донора выступает как само государство, так и частный сектор. Общий размер предоставленных зарубежным контрагентам средств превышает привлеченный капитал на 6,6 млрд. долларов. В абсолютном выражении вывоз капитала составил 17 млрд. долларов, ввоз - 10,4 млрд. долларов.

В качестве основных форм движения капитала за рубеж можно выделить, прежде всего, предоставление кредитов - 5,9 млрд. долларов, включая прирост задолженности стран СНГ за поставленную им продукцию топливно-энергетического комплекса (2,8 млрд. долларов) и просроченные платежи по прямым хозяйственным договорам (0,4 млрд. долларов). Кроме того, из-за недоверия к России со стороны международных рынков, российские негосударственные структуры были поставлены в условия вынужденного кредитования внешнеторговых операций. Так, широкое распространение получили предоплаты и авансовые платежи по межфирменным импортным поставкам и экспорт со все более длительной рассрочкой платежа.

Другими формами вывоза капитала были прямые и портфельные инвестиции (2,2 млрд. долларов) и накопления наличной СКВ у резидентов (6,2 млрд. долларов).

Последний канал оттока капитала является экономически наименее целесообразным, поскольку означает беспроцентный кредит стране происхождения валюты.

Это явление в прошедшем году приобрело значительные масштабы. Из ввезенных (за вычетом вывезенных) коммерческими банками 21,7 млрд. долларов 70% было реэкспортировано в страны дальнего и ближнего зарубежья в порядке оплаты импортных операций (в том числе "челночных"), услуг туризма, в виде средств, вывозимых мигрантами. Менее 1% использовано на увеличение остатков валюты в кассе банков, около 30% - осело на руках у населения в качестве наиболее надежного средства сбережения. Кроме того, ввоз валюты в страну осуществлялся и физическими лицами - резидентами в форме полученных за границей доходов, подарков (трансфертов) и возвращаемых ранее вывезенных средств, а также нерезидентами, посещавшими Россию в течение года.

Основным источником импорта капитала являлись иностранные кредиты. Общий объем их использования составил 6,4 млрд. долларов.

Привлечение иностранных кредитов на государственном уровне составило 4,2 млрд. долларов (по принятому Государственной Думой Российской Федерации закону устанавливался лимит в 4,7 млрд. долларов).

Половина новых заимствований осуществлялась в форме связанных кредитов, нацеленных на финансирование определенных контрактов. Список кредиторов в этой группе возглавляла Германия, предоставившая России кредитов на сумму 1,6 млрд. долларов. США и Италия выделили кредитных ресурсов примерно по 150 млрд. долларов.

Другая группа кредиторов - международные организации предоставила нашей стране как финансовые кредиты (прежде всего 1,5 млрд. долларов в качестве второго транша STF, выделенного МВФ), так и товарные кредиты (большая часть займов МБРР, ЕБРР и КЭС).

Процесс внешних заимствований частным сектором российской экономики развивался достаточно активно. Был подписан и начал реализовываться целый ряд крупномасштабных соглашений с западными инвесторами по финансированию отдельных проектов, прежде всего в добывающих отраслях.

Сумма иностранных прямых и портфельных инвестиций в российскую экономику составила 1,4 млрд. долларов (прямые инвестиции по отношению к 1993 году сократились более чем в два раза, портфельные увеличились на 80%). То есть по данной позиции также наблюдался чистый вывоз капитала. Можно констатировать, что описанная тенденция в изменении структуры и динамики иностранного инвестирования на рассматриваемом сегменте рынка также свидетельствует о потере доверия иностранных инвесторов к инвестиционной инфраструктуре России образца 1994 года.

Большое влияние на сложившуюся ситуацию оказала неспособность России обслуживать внешний долг. Россия вступила в 1994 год с официальной внешней задолженностью, превышающей 112 млрд. долларов (104 млрд. долларов - задолженность бывшего СССР, 8,8 млрд. долларов - новая задолженность России).

Проблема внешней задолженности России определяется не столько накопленной суммой долга, сколько его структурой, приведшей к высокой концентрации платежей по его обслуживанию в первой половине 90-х годов. Коэффициент обслуживания долга (отношение графика обслуживания долга (основной долг и проценты) к общему экспорту товаров и услуг) для России - 27%, что выше критического уровня.

В 1994 году подлежало оплате в погашение задолженности бывшего СССР (без задолженности бывшим соцстранам) по совокупности (основной долг и проценты) 16 млрд. долларов. В результате переговоров со странами - членами Парижского клуба было достигнуто соглашение о переносе и реструктуризации 7,7 млрд. долларов платежей, падающих на 1994 год. В течение года фактические платежи составили 0,9 млрд. долларов, а 7,4 млрд. долларов дополнительно добавились к просроченному долгу бывшего СССР.

График погашения собственной задолженности России в размере 2,75 млрд. долларов был полностью выдержан.

В целом из общей суммы, выплаченной Россией в погашение своих обязательств, несколько более 1/3 пришлось на процентные платежи, 2/3 - на погашение основного долга. Порядка 0,5 млрд. долларов было перечислено в пользу многосторонних кредиторов, 2,7 млрд. - странам - членам Парижского клуба, 0,1 млрд. - другим официальным кредиторам, 0,1 млрд. - банкам Лондонского клуба, 0,2 млрд. - по облигационному займу. На сумму около 1 млрд. долларов уменьшилась задолженность перед бывшими соцстранами через поставки газа в счет Ямбургского соглашения.

Сложившийся при формировании платежного баланса тип ошибки имеет достаточно весомый кредитовый характер, указывающий на наличие недоучета ввозимого капитала. При этом практически вся ошибка привнесена из сферы взаимоотношений с дальним зарубежьем.

Золотовалютные резервы. Негативные аспекты макроэкономической ситуации 1994 года - относительно высокая инфляция, продолжающийся спад производства, бюджетный дефицит, накопленный до внушительных размеров внешний долг, нестабильность внутреннего валютного рынка обусловили в конечном счете развитие устойчивой тенденции к сокращению официальных золотовалютных резервов. Используемый для их измерения показатель "чистые международные золотовалютные резервы" (ЧМР), представляющий собой разность между валовыми резервными активами (ликвидными валютными активами и резервами золота) Банка России и Минфина России и их иностранными пассивами, снизился в отчетном периоде более чем на 60% и составил на конец декабря 1994 года 2,3 млрд. долларов. Изменение данного показателя в течение года было неравномерным: максимальное его значение зафиксировано в начале июля (более 6,3 млрд. долларов), минимальное - 1 декабря (1,6 млрд. долларов).

В 1994 году сокращались как валютные резервы, так и резервы золота. Валютные резервы Банка России снижались главным образом в результате значительных валютных интервенций, а падение валютных резервов Минфина России было связано, в основном, с погашением внешнего и внутреннего валютного долга. Среди прочих расходов в иностранной валюте Минфина России можно выделить взносы в международные организации, оплату критического импорта и расходы на содержание посольств.

Источниками формирования валютных резервов Минфина России служили поступления от централизованного экспорта, таможенные пошлины в иностранной валюте и кредиты международных организаций. В частности, иностранные пассивы, включаемые в ЧМР, возросли на 1,5 млрд. долларов в результате предоставления Правительству Российской Федерации Международным валютным фондом второй транши кредита на проведение системных преобразований. Последний является новым механизмом кредитования, который был введен в 1993 году для оказания помощи странам, столкнувшимся с проблемой дефицита платежного баланса из-за неблагоприятного положения в их внешней торговле и платежной системе вследствие либерализации внешнеэкономической деятельности.

Дополнительным фактором, который способствовал снижению ЧМР в 1994 году, стало значительное падение курса доллара США по отношению к другим основным свободно конвертируемым валютам и к СДР. В результате этого обязательства перед Международным валютным фондом (пассивы Минфина России), выраженные в СДР, возросли в долларовом выражении примерно на 0,2 млрд. долларов. Что касается положительной курсовой разницы по резервным активам, в валютной структуре которых преобладают доллары США (60 - 80 процентов), то она составила меньшую величину и не скомпенсировала отмеченное выше увеличение пассивов.

В 1994 году Банк России продолжал осуществлять мероприятия по повышению ликвидности, надежности и доходности валютных резервов, находящихся в его управлении. В частности, продолжался перевод средств со счетов в российских коммерческих банках на счета в первоклассных иностранных банковских структурах или размещение их в ликвидные ценные бумаги иностранных государств (США и Германии) (см. поправку 2).

Важным показателем, характеризующим достаточность уровня резервных активов, служит коэффициент, показывающий, сколько месяцев можно финансировать за их счет импорт товаров и услуг. В 1994 году этот коэффициент изменялся в пределах от 1.0 до 1,9 месяцев. Этот уровень вряд ли может быть признан достаточным: в соответствии с мировой практикой достаточным считается уровень резервных активов, "покрывающих" более трех месяцев импорта.

Из аналитического представления платежного баланса следует, что его дефицит в 1994 году составлял порядка 26 млрд. долларов. При всей условности данного показателя (конкретная его величина зависит в конечном счете от целей анализа) сам масштаб явления весьма внушителен. Так или иначе реальность заключается в том, что государство так и не смогло выполнить свои международные обязательства на сумму 15,5 млрд. долларов (просрочки и переносы сроков платежей по внешнему долгу), а для выполнения других прибегло к той же иностранной помощи (привлечение кредитов по линии государства - 4,2 млрд. долларов) или было вынуждено понизить свои международные резервы (на 1,9 млрд. долларов).

Директор Департамента
иностранных операций
Банка Российской Федерации                                А.Потемкин

Платежный баланс Российской Федерации за 1994 год

Данные приведены по сальдо кредитовых (+) и дебетовых (-) проводок. В счете текущих операций положительное сальдо означает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное сальдо - импорт товаров и услуг, выплату доходов и трансфертов. В счете операций с капиталом положительная величина свидетельствует о росте обязательств резидентов России перед нерезидентами и о сокращении требований на нерезидентов, отрицательная величина означает сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований на нерезидентов со стороны резидентов. В строках, в которых данные приведены на нетто-основе, положительная величина означает превышение роста обязательств перед нерезидентами над ростом требований на них; отрицательная величина превышение роста требований на нерезидента над ростом обязательств.

                                              (млрд. долларов США)
+------------------------------------------------------------------+
¦                              ¦ Страны  ¦  Страны  ¦     Всего    ¦
¦                              ¦дальнего ¦    СНГ   ¦       *      ¦
¦                              ¦зарубежья¦          ¦              ¦
+------------------------------+---------+----------+--------------¦
¦                              ¦    1    ¦      2   ¦      3       ¦
+------------------------------------------------------------------+
Счет текущих операций            4836          958        5794

Торговый баланс                 13913         1200       15113

Экспорт товаров                 51626        15042       66668
из них:
- нефть сырая                    9205         2208       11413
- нефтепродукты                  3450          773        4223
- природный газ                  6746         3803       10549
"челночная" торговля             ...           672         672
гуманитарная помощь                 0            4           4
имущество мигрантов              ...           300         300

Импорт товаров                 -36758       -14426      -51184
из них:
- зерно                          -329        - 105        -434
- прочие продовольственные
  товары и
  сельскохозяйственное сырье    -7954        -2164      -10118
- медикаменты                   -1146          -38       -1184
- машины и оборудование        -10018        -3024      -13042
- нефтепродукты                               -350        -350
"челночная" торговля            -8200        -3234      -11434
гуманитарная помощь              -423            -        -423
имущество мигрантов                 0         -800        -800
Поправка на неэквивалентный
  бартер**                       -955          584        -371

Баланс услуг                    -8878         -738       -9615

Нефакторные услуги              -6862         -967       -7829
экспорт услуг                    6906         1298        8204
Транспорт                        3074          926        4000
- водный                         1353          408        1760
- воздушный                      1025          309        1335
- прочий                          696          209         905
Туризм                           2053          359        2412
Строительные услуги               131          ...         131
Банковские и финансовые услуги     79           13          92
Другие услуги                    1571            -        1571
Импорт услуг                   -13769        -2265      -16033
Транспорт                       -2413        -1618       -4031
- водный                         -853         -441       -1292
- воздушный                      -740         -382       -1122
- трубопроводный                 -681         -724       -1405
- прочий                         -140          -71        -211
Туризм                          -6825         -618       -7443
Строительные услуги             -1860          ...       -1860
Банковские и финансовые услуги    -79           -4         -82
Другие услуги                   -2591          -25       -2616
Факторные услуги, в т.ч.:       -2015          229       -1786
Оплата труда                     -200          ...        -200
Доходы от инвестиций, в т.ч.:   -1815          229       -1586
проценты по кредитам            -2177          232       -1945
поступления процентов (график)   2653          232        2885
по кредитам, предоставленным
государством                     2608          232        2840
- "государственные" кредиты      2411          232        2643
- финансовые и банковские
  кредиты                         198          ...         198
по кредитам частного сектора       45          ...          45
платежи процентов (график)      -4830            -       -4830
по кредитам, привлеченным
государством и под гарантию
государства                     -4783            -       -4783
- "государственные" кредиты         0            -           0
- многосторонние кредиты         -279            -        -279
- др. официальная и
неофициальная задолженность
б. СССР                         -2320            -       -2320
- просроченная задолженность
б. СССР                         -1820            -       -1820
- задолженность России по
двусторонним кредитам            -365            -        -365
по кредитам частного сектора      -47          ...         -47
проценты по депозитам,
облигациям                        329           -3         326
дивиденды и прибыль                33          ...          33
Трансферты                       -200          496         296
- гуманитарная помощь            1491           -4        1486
- взносы в международные
организации                      -491            -        -491
- трансферты мигрантов          -1200          500        -700

Счет операций с капиталом       -4836         -958       -5794

Привлеченные долгосрочные и
краткосрочные кредиты          -12213          260      -11953
Использовано                     4589          349        4938
По линии государства и под его
гарантию                         2691            -        2691
- "государственные" кредиты       213            -         213
- многосторонние кредиты          387            -         387
- связанные кредиты              2057            -        2057
- кредиты поставщиков              34            -          34
Частным сектором,                1898          349        2247
в т.ч. взаимозадолженность
предприятий по прямым
хоздоговорам                                   349         349
График погашения               -16802          -89      -16891
По кредитам, привлеченным
государством и под гарантию
государства                    -15318            -      -15318
- "государственные" кредиты     -1318            -       -1318
- многосторонние кредиты         -218            -        -218
- др. официальная и
неофициальная задолженность
б. СССР                        -11900            -      -11900
- задолженность России по
двусторонним кредитам           -1881            -       -1881
По кредитам частного сектора,   -1484          -89       -1573
  в т.ч. взаимозадолженность
  предприятий по прямым
  хоздоговорам                                 -89         -89

Предоставленные долгосрочные и
  краткосрочные кредиты          9826        -2810        7016
Использовано                    -2411        -3443       -5854
По линии государства             -140        -3037       -3177
- "государственные" кредиты      -134         -216        -350
- финансовые и банковские
  кредиты                          -7            -          -7
- прирост задолженности стран
  СНГ за продукцию
  топливно-энергетического
  комплекса                         -        -2821       -2821
Частным сектором,               -2271         -406       -2677
   в том числе
  взаимозадолженность
  предприятий по прямым
  хоздоговорам                                -406        -406
График погашения                12236          633       12869
По кредитам, предоставленным
  государством                  10424          633       11057
- "государственные" кредиты     10424          633       11057
- финансовые и банковские
  кредиты                           0            -           0
По кредитам частного сектора     1813          ...        1813

Коммерческие кредиты (нетто)      ...          ...         ...

Другой долгосрочный капитал     -1135           -7       -1142

Прямые инвестиции                -169           -4        -173
- из России                      -807           -4        -811
- в Россию                        638          ...         638
Портфельные инвестиции           -602           -3        -605
- активы                        -1172           -3       -1175
- пассивы                         570          ...         570
Депозиты                         -322          ...        -322
Другой капитал                    -43          ...         -43

Другой краткосрочный капитал    -8806         2551       -6255

Текущие счета и депозиты         2095          -11        2084
- активы                         1634         -435        1199
- пассивы                         461          424         885
Наличная валюта в кассе банков   -247            -        -247
Рост наличной СКВ вне банков    -6000            -       -6000
Вывоз наличных рублей               -          862         862
Непоступление экспортной
  выручки                       -2200          ...       -2200
Другой капитал                   -754          ...        -754
Реэкспорт СКВ в страны СНГ                    1700        1700
Поправка на реэкспорт СКВ в
  страны СНГ                    -1700                    -1700

Просрочено / перенесено платежей 3543         -843        2700

По основному долгу               2553         -633        1920
Привлеченные кредиты            12114            -       12114
По кредитам, привлеченным
  государством и под гарантию
  государства                   12113            -       12113
- "государственные" кредиты       392            -         392
- многосторонние кредиты            -            -           -
- др. официальная и
  неофициальная задолженность
  б. СССР                       11721            -       11721
- задолженность России по
  двусторонним кредитам             -            -           -
По кредитам частного сектора        0          ...           0
Предоставленные кредиты         -9561         -633      -10194
По кредитам, предоставленным
  государством                  -9544         -633      -10177
- "государственные" кредиты     -9544         -633      -10177
- финансовые и банковские
  кредиты                           0            -           0
По кредитам частного сектора      -17          ...         -17
По процентам                      990         -210         780
Привлеченные кредиты             3310            -        3310
По кредитам, привлеченным
  государством и под гарантию
  государства                    3310            -        3310
- "государственные" кредиты       -88            -         -88
- многосторонние кредиты            -            -           -
- др. официальная и
  неофициальная задолженность
  б. СССР                        1578            -        1578
- просроченная задолженность
  б. СССР                        1820            -        1820
- задолженность России по
  двусторонним кредитам             -            -           -
По кредитам частного сектора        0          ...           0
Предоставленные кредиты         -2320         -210       -2530
По кредитам, предоставленным
  государством                  -2315         -210       -2525
- "государственные" кредиты     -2121         -210       -2331
- финансовые и банковские
  кредиты                        -194            -        -194
По кредитам частного сектора       -5          ...          -5

Чистые золотовалютные резервы    3924            -        3924

Валовые иностранные активы       2392            -        2392
- валютные резервы               1859            -        1859
- золото                          533            -         533
Валовые иностранные пассивы      1690            -        1690
Поправка на переоценку чистых
международных резервов           -158            -        -158

Демонетаризация золота           -533            -        -533
Поправка к международным
резервам***                     -1844            -       -1844

Пропуски и ошибки                2404         -109        2295

Общий баланс                        0            0           0
----------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»