ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2008 года N 318-ПП

О Концепции развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 29.11.2016);

постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2021 года N 2237-ПП (Вестник Москвы N 7, 01.02.2022).

____________________________________________________________________



В целях определения долгосрочных приоритетов развития системы библиотечно-информационного обслуживания населения, расширения видов библиотечных учреждений и форм их деятельности, улучшения качества библиотечных фондов, повышения профессионального уровня работников библиотек Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Определить в качестве приоритетных целей реализации Концепции:

- создание Московского филиала Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, организацию взаимодействия данного филиала с библиотеками города;

- создание полноценной структуры библиотек в соответствии с действующими градостроительными нормативами и схемой развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП, предусматривающей строительство не менее 30 новых многофункциональных культурных центров районного уровня, включающих библиотечно-информационные комплексы;

- поэтапную модернизацию всех библиотек, предусматривающую компьютеризацию не менее 3000 рабочих мест специалистов и пользователей, подключение локальных библиотечных сетей к корпоративной информационной системе, перевод каталогов на электронные носители, обеспечение доступа в Интернет;

- повышение качества фондов библиотек на основе электронной каталогизации, увеличения объема поступлений, в том числе изданий на электронных носителях, а также улучшения характеристик обновляемости фондов;

- создание в ходе мероприятий по модернизации на базе действующих библиотек молодежных интеллект-центров и библиотек семейного чтения как многофункциональных интеллектуальных, информационных и культурно-досуговых центров;

- обеспечение бесплатного доступа пользователей библиотек к фондам и базам данных на электронных носителях, требующих использования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских порталов для информирования населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве;

- реализацию общегородских проектов по оказанию библиотеками новых информационных услуг на основе единого электронного каталога московских библиотек, внедрения единого электронного читательского билета на базе социальной карты москвича, организации специализированной экспедиторской службы доставки документов из фондов библиотек;

- организацию системы непрерывной переподготовки кадров для библиотек города;

- обеспечение формирования и использования информационных ресурсов города Москвы в рамках библиотечно-информационной базы и автоматизированной системы Центра мониторинга и управления системой центров общественного доступа города Москвы;

- создание на базе библиотек технических систем и услуг для обслуживания инвалидов, маломобильных категорий населения и детей с отставанием в развитии.

3. Органам исполнительной власти города Москвы учитывать положения Концепции при разработке проектов законодательных и иных правовых актов, для актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, проектов планировки территории города, программ социально-экономического развития административных округов и районов в части развития сферы культуры на период до 2015 года.

4. Департаменту культуры города Москвы:

4.1. До 1 октября 2008 года:

4.1.1. Разработать план мероприятий по реализации Концепции на период до 2015 года на основе основных показателей Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" и для учета при формировании новых городских целевых программ.

4.1.2. При разработке плана мероприятий (п.4.1.1) предусмотреть создание на базе публичных библиотек города молодежных интеллект-центров и семейных библиотек как многофункциональных интеллектуальных, информационных и культурно-досуговых центров.

4.1.3. Осуществить на основе принципов и задач Концепции мероприятия по мониторингу законодательных и других правовых актов, регулирующих деятельность библиотек, и в рамках своей компетенции в установленном порядке внести предложения по их актуализации.

4.2. В течение 2008 года:

4.2.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы провести детальный анализ обеспеченности населения районов города Москвы библиотечным обслуживанием, оказать содействие учреждениям культуры в создании филиалов централизованных библиотечных систем на основе опыта их организации в Центральном и Западном административных округах города Москвы.

4.2.2. На основании проведенного анализа (п.4.2.1) совместно с Департаментом имущества города Москвы определить в районах с наиболее низким уровнем обеспеченности населения библиотечным обслуживанием перечень нежилых помещений с целью организации на их базе библиотечно-информационных центров.

4.3. Разработать и утвердить в установленном порядке технологическое задание на создание объекта культуры модульного типа из быстровозводимых конструкций, включающего библиотечно-информационный комплекс.

5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2021 года N 2237-ПП. - См. предыдущую редакцию.

6. Управлению информатизации города Москвы совместно с Департаментом культуры города Москвы предусмотреть создание в установленном порядке библиотечно-информационной системы "Библиогород" и межведомственного библиотечного портала в качестве единой точки доступа к библиотечным информационным ресурсам и услугам с использованием единого электронного читательского билета.

7. Пункт утратил силу с 10 декабря 2016 года - постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП. - См. предыдущую редакцию.

8. Департаменту культуры города Москвы, Департаменту образования города Москвы в целях организации взаимодействия публичных библиотек с общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования, направленного на нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей, пропаганду и поддержку чтения:

8.1. До 1 сентября 2008 года разработать планы мероприятий образовательных учреждений и публичных библиотек, направленные на поддержку деятельности школьных библиотек.

8.2. Организовать методическое обеспечение взаимодействия публичных библиотек города Москвы с детскими образовательными учреждениями.

9. Комитету общественных связей города Москвы оказывать поддержку в популяризации профессии и повышении профессионального мастерства библиотечных работников в рамках программы "Московские мастера".

10. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать организационное содействие в размещении социальной рекламы (социально значимой городской рекламы) проводимых библиотеками мероприятий в соответствии с правовыми актами города Москвы.

11. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы:

11.1. Представить в установленном порядке предложения по включению в состав Московского городского совета книгоиздания представителей публичных и школьных библиотек города Москвы.

11.2. Совместно с Департаментом культуры города Москвы формировать книжные фонды для оказания помощи в комплектовании публичных библиотек городов и регионов Российской Федерации на основе двухсторонних соглашений в области гуманитарного сотрудничества.

12. Департаменту культуры города Москвы обеспечить финансирование расходов, связанных с изготовлением, монтажом и демонтажом социальной рекламы (социально значимой городской рекламы) проводимых мероприятий, в соответствии с пунктом 4.1 распоряжения Правительства Москвы от 4 декабря 2006 года N 2499-РП "О распространении социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе Москве".

13. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы оказать содействие библиотекам в организации стационарных объектов, временных точек общественного питания и торговли, расположенных на их площадях, для обслуживания посетителей.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2008 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 апреля 2008 года N 318-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
развития библиотечного обслуживания населения
города Москвы на период до 2015 года

В Российской Федерации библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны и реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям.

Идеология идущих в стране преобразований подразумевает переход к экономике знаний, построению информационного общества. В этой ситуации роль библиотек как информационных центров и центров культурной жизни становится все более актуальной.

Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений развития отечественной культуры, решение задач, поставленных в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором отмечается: "В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования, она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело".

Концепция предполагает организацию целенаправленной деятельности органов государственной власти и общественных структур города по созданию эффективной системы формирования, сохранения и предоставления пользователям библиотечно-информационных ресурсов и услуг на основе единого системного подхода в рамках нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

Настоящая Концепция учитывает многоаспектные потребности Москвы как крупнейшего научного и культурного центра страны и является неотъемлемой частью городской социально-экономической политики.

В настоящее время, наряду с развитой системой публичных библиотек города, в Москве функционируют библиотечные учреждения федерального и ведомственного подчинения, в том числе: 8 федеральных библиотек, 10 отраслевых научных библиотек, относящихся к различным органам государственной власти и ведомствам, более 90 библиотек высших учебных заведений, свыше 2000 библиотек средних школ, колледжей и других средних специальных образовательных учреждений; ряд библиотек профсоюзных организаций, иных общественных объединений, творческих союзов.

Суммарные информационные ресурсы ведомственных и государственных библиотек Москвы насчитывают, по экспертным оценкам, более 200 млн.единиц хранения.

При этом основной объем услуг населению города оказывают библиотеки системы Департамента культуры города Москвы. В настоящее время библиотечное обслуживание населения Москвы осуществляют 440 публичных библиотек, в число которых входят 5 городских библиотек, 36 централизованных библиотечных систем (ЦБС) и 12 самостоятельных библиотек.

Общий книжный и документальный фонд библиотек города насчитывает более 26,6 млн.книг и других изданий, в том числе документов на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных (постоянных) пользователей составляет 2514,0 тысяч человек, в течение года библиотеки города посещают не менее 17500,0 тысяч пользователей.

В ходе модернизации библиотек города создано 175 информационных интеллект-центров, оборудовано 3,9 тысячи компьютеризированных рабочих мест, все централизованные библиотечные системы подключены к корпоративной информационной системе на основе оптоволоконной связи, имеют каталоги на электронных носителях, доступ в Интернет.

На базе библиотек города с использованием современного оборудования создано 50 информационных центров, в основном правовой, окружной и муниципальной направленности, 16 центров видео-конференц-связи, организовано более 150 различных форм обучения, в том числе дистанционного, более 120 клубов и объединений, студий компьютерной графики и вэб-дизайна. Ряд библиотек, особенно в новых районах, играют роль многофункциональных культурных центров.

При этом система государственных библиотек города еще не в полной мере соответствует потребностям жителей в образовательной и культурной деятельности, информационном обеспечении. Неудовлетворительное техническое состояние большого числа публичных библиотек не способствуют полноценному выполнению их социального предназначения как общедоступных центров культуры, информации, эстетического и нравственного воспитания детей и молодежи.

На одну библиотеку в Москве приходится более 22 тысяч жителей, на одного библиотечного работника - в среднем до 6 тысяч посетителей и участников библиотечных формирований.

В 19 районах Москвы библиотеки размещаются в помещениях квартирного типа или в приспособленных помещениях на условиях аренды, не имеют необходимых условий для обработки и хранения фондов, читальных залов, информационных центров. Значительная часть библиотек не оборудована компьютерами и современными средствами телекоммуникаций.

Здания и помещения библиотек недостаточно оснащены системами охраны и современным оборудованием для обслуживания инвалидов и других маломобильных категорий населения.

Эффективному использованию ресурсов и качественному оказанию информационных услуг мешает ведомственная разобщенность библиотек, слабое взаимоиспользование библиотечных фондов.

Использование современных компьютерных технологий и телекоммуникационных систем предъявляет новые требования к подготовке и переподготовке кадров.

Современная городская политика в области библиотечного обслуживания призвана устранить сложившееся в настоящее время противоречие между обособленной работой библиотек и потребностями населения, создать возможности и условия для доступа к услугам и ресурсам библиотек по месту работы, отдыха и проживания горожан.

Концепция обеспечивает реализацию межведомственной политики, ставящую в центр внимания социальную направленность библиотечного обслуживания, предоставляемого населению в пределах шаговой доступности, и создание единого информационного пространства города.

Стратегическая цель инновационной
 библиотечной политики

Важнейшей линией городской политики является установка Правительства Москвы на возрастание капиталоемкости Москвы за счет увеличения доли интеллектуальной собственности, интеллектуального труда в объеме производства.

Следовательно, стратегическим направлением библиотечной политики должно стать создание условий для самообразования, креативной деятельности различных категорий населения, развитие творческой индустрии, инновационных культурных программ, информационного обеспечения художественно-творческой деятельности. Путь к этому - создание единого информационного пространства, а приоритетными задачами библиотек на долгосрочную перспективу являются:

- сохранение и актуализация культурного наследия народов России;

- организация межкультурных и общественных коммуникаций;

- поддержка самообразования личности;

- формирование социального заказа издателям;

- воспитание гармоничного сочетания патриотизма и толерантности.

Инструментом для решения этих задач явится обеспечение доступа каждого жителя Москвы к максимально полному комплексу услуг библиотек на базе мощной компьютерной библиотечно-информационной системы "Библиогород".

Она должна быть построена таким образом, чтобы раскрывать и предоставлять пользователям книжные фонды и электронные ресурсы всех публичных библиотек города во взаимодействии с федеральными и специальными библиотеками различных ведомств, а также путем удаленного доступа к региональным и мировым ресурсам.

Намеченное в Концепции развитие городских библиотек как интегрированной системы позволит решить задачу создания межведомственного библиотечного портала в качестве единой точки доступа к библиотечно-информационным услугам. При этом будет предусмотрено также взаимодействие "Библиогорода" с создаваемой на федеральном уровне Президентской библиотекой им.Б.Н.Ельцина.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»