• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2007 года N 1121-ПП

О Городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2008-2010 годы)"

(с изменениями на 31 октября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 1 октября 2013 года N 649-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 года N 759-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 47, 25.08.2009);
     постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2009 года N 999-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009);
     постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2009 года N 1313-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 15.12.2009);
     постановлением Правительства Москвы от 13 апреля 2010 года N 306-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, 27.04.2010);
     постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2010 года N 370-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 28, 18.05.2010);
     постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 года N 615-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 10.08.2010 (том 1);
     постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2011 года N 614-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 01.01.2012);
     постановлением Правительства Москвы от 23 октября 2012 года N 593-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 29.10.2012);
     постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2012 года N 611-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 63, 13.11.2012).
____________________________________________________________________


В целях решения задач комплексного социально-экономического развития города Москвы в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере культуры и согласно постановлению Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Городскую целевую комплексную программу "Культура Москвы (2008-2010 годы)" (далее - Программа) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
     

2. Определить основными целями Программы комплексное развитие культурного потенциала города Москвы, сохранение культурного наследия, обогащение культурной жизни столицы, создание условий для творческого досуга и художественного самообразования детей и подростков, интеграцию культуры мегаполиса в европейское и мировое культурное пространство.

3. Возложить на Департамент культуры города Москвы функции государственного заказчика - координатора работы по выполнению мероприятий Программы.

4. Возложить функции государственных заказчиков Программы на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, префектуры административных округов города Москвы.

5. Департаменту культуры города Москвы - заказчику-координатору Программы представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы в установленные Правительством Москвы сроки отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы с использованием отчетных данных государственных заказчиков, направляемых заказчику-координатору Городской целевой программы: до 15 февраля о выполнении Программы за отчетный год, до 31 октября - о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год.

6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы при формировании бюджетов города Москвы на 2008-2010 годы включать Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы.

7. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы включить в Единый поадресный перечень объектов, подлежащих вынесению на конкурсы и аукционы, объекты по адресам согласно приложению 3.2 к Программе.

8. Пункт утратил силу с 10 августа 2010 года - постановление Правительства Москвы от 27 июля 2010 года N 615-ПП..

9. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы, Комитету общественных связей города Москвы в ходе реализации Программы обеспечить взаимодействие с Московской федерацией профсоюзов, общественных детских, молодежных, студенческих организаций города Москвы с учреждениями культуры, а также поддержку негосударственных организаций, действующих в сфере культуры.

10. Комитету по контролю и регулированию инвестиционных программ города Москвы с целью приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством и законодательством города Москвы об объектах культурного наследия отдельных правовых актов Правительства Москвы, предусматривающих строительство, реконструкцию, регенерацию объектов недвижимости, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе, в I квартале 2008 года подготовить перечень указанных правовых актов и предложения по внесению в них соответствующих изменений и дополнений в установленном порядке.

11. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы и Департаментом культуры города Москвы во II квартале 2008 года подготовить предложения по созданию на базе Дворца культуры имени М.Горького (ул.Вятская, д.41а) государственного учреждения культуры города Москвы.

12. Префектурам административных округов города Москвы в I квартале 2008 года рассмотреть возможность организации на территориях районов города Москвы пунктов книговыдачи, библиотечно-информационных центров, филиалов централизованных библиотечных систем.

13. Департаменту культуры города Москвы:

13.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы в I квартале 2008 года провести социологическое исследование по обеспеченности различных категорий населения районов города Москвы услугами культурного профиля.

13.2. Определить потребности в создании филиалов учреждений культуры на территориях районов города Москвы и подготовить концепцию развития сети учреждений культуры на территориях районов города Москвы.

13.3. Во II квартале 2008 года организовать на территориях районов города Москвы пункты книговыдачи, библиотечно-информационные центры, филиалы централизованных библиотечных систем по предложениям префектур административных округов в помещениях, соответствующих вышеуказанному назначению.

13.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в I квартале 2008 года:

13.4.1. Внести в Правительство Москвы предложения по сохранению и модернизации зданий, занимаемых негосударственными организациями и учреждениями культуры, в первую очередь размещающихся в объектах культурного наследия.

13.4.2. Составить перечень зданий ведомственных дворцов, домов культуры и клубов, расположенных в районах города Москвы, для рассмотрения вопроса об их передаче (приобретении) по согласованию сторон (с согласия или по просьбе собственников зданий) в собственность города Москвы с целью организации на их базе государственных учреждений культуры.

13.5. Осуществлять расходы на реализацию мероприятий Программы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год.

13.6. Внести в Правительство Москвы во II квартале 2008 года предложения о повышении уровня оплаты труда работников отрасли культура.

13.7. Во II квартале 2008 года проработать вопрос и внести в Правительство Москвы предложения о возможности льготного предоставления услуг и обеспечении доступности учреждений культуры различным категориям населения.

13.8. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 555-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане города Москвы на 2008-2010 годы" внести в установленном порядке предложения о включении в Реестр расходных обязательств города Москвы показателей Программы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
 

14. Префектуре Юго-Западного административного округа совместно с Департаментом культуры города Москвы в I квартале 2008 года представить в установленном порядке предложения о внесении в распоряжение Правительства Москвы от 22 сентября 2006 года N 1905-РП "О реконструкции и переоборудовании здания кинотеатра "Ханой", расположенного по адресу: Литовский бульв., д.7, и новом строительстве" изменений и дополнений, предусматривающих возможность создания на базе здания кинотеатра государственного учреждения культуры города Москвы.

15. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать работу по информационному обеспечению Программы в городских средствах массовой информации.

16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

     О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)"

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 25 декабря 2007 года N 1121-ПП

(с изменениями на 31 октября 2012 года)

Паспорт городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)"

Наименование Программы

Городская целевая комплексная Программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)"

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Москвы от 22.03.2007 N 482-РП "О разработке проекта Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)".

Государственный заказчик -
координатор Программы

Департамент культуры города Москвы

Руководитель Программы - руководитель Департамента культуры города Москвы Худяков С.И.

Государственные заказчики Программы

Департаменты: городского заказа капитального строительства города Москвы, внешнеэкономических и международных связей города Москвы, образования города Москвы, семейной и молодежной политики города Москвы, социальной защиты населения города Москвы, здравоохранения города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы, комитеты: общественных связей города Москвы, межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, по архитектуре и градостроительству города Москвы, префектуры административных округов города Москвы.

Разработчики Программы

Структурные подразделения Департамента культуры города Москвы. Государственное научно-исследовательское учреждение города Москвы "Московский институт социально-культурных программ". Институт социально-политических исследований Российской Академии наук. ООО "Экокультура".

Основные исполнители Программы

Департамент культуры города Москвы, органы исполнительной власти города Москвы, учреждения и организации культуры города Москвы, научные и образовательные организации, творческие Союзы и деятели искусств.

Сроки и этапы выполнения Программы

2008-2010 годы.

Цель Программы

Комплексное развитие и реализация культурного потенциала Москвы, сохранение материального и нематериального культурного наследия, гармонизация и обогащение культурной жизни столицы, создание условий для творческого досуга и художественного самообразования детей и подростков, интеграция культуры мегаполиса в европейское и мировое культурное пространство.

Основные задачи Программы

-обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения; включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, путем приспособления учреждений отрасли к посещению данными группами, а также создания системы льгот для малообеспеченных граждан и многодетных семей;

- достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания жителей города;

- комплексная модернизация социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры;

- поддержка культурной деятельности различных этнических групп, проживающих в Москве и социально-культурная адаптация мигрантов, расширение зон русского языка в сфере этнических групп;

- стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, защита и обеспечение свободы творчества;

- увеличение культурных благ для населения за счет расширения культурного пространства города, особенно - в районах массовой жилой застройки;

- сохранение и пропаганда культурного наследия, воспитание экологической культуры, особенно в молодежной среде;

- развитие межрегиональных и международных культурных связей Москвы и прямых партнерских связей ведущих творческих коллективов и учреждений;

- организация деятельности учреждений культуры в соответствие с принципом бюджетирования, ориентированного на социально значимый результат, внедрение системы мониторинга реализации программных мероприятий;

- обеспечение эффективного диалога и внедрение инновационных форм взаимодействия городских учреждений и организаций культуры с некоммерческими и коммерческими организациями, частными предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга и художественного образования.

Основные мероприятия Программы

1. Система мероприятий Департамента культуры города Москвы по типам учреждений культуры и видам деятельности.

2. Система программных мероприятий органов исполнительной власти города Москвы.

3. Система программных мероприятий Департамента культуры города Москвы с Московским городским профессиональным союзом работников культуры.

4. Система мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений культуры.

5. Мероприятия по организации деятельности учреждений культуры в соответствие с принципом бюджетирования, ориентированного на социально значимый результат, а также по внедрению системы мониторинга реализации программных мероприятий.

Финансовое обеспечение Программы

Финансирование мероприятий в период 2008-2010 годов предусмотрено Программой по трем вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому.

Объем средств бюджета города Москвы, направляемых на реализацию программных мероприятий, подлежат уточнению при формировании бюджетных показателей и проектов Адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующие годы.

N
п/п

По источникам финансирования и статьям

По годам, млн. руб.

ВСЕГО, млн.руб.

расходов

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

1

Бюджет города Москвы,

24794,1

25231,6

28459,4

78485,1

в том числе:

инвестиции

4690,0

2800,0

2674,7

10164,7

прочие текущие расходы, из них:

20104,1

22431,6

25784,7

68320,4

- расходное обязательство Департамента культуры по Программе, т.ч.:

19839,5

22100,0

25397,9

67337,4

- по разделу 07

3909,7

4471,4

5394,2

13775,3

- по разделу 08

15929,8

17628,6

20003,7

53562,1

- средства бюджета города Москвы, предусмотренные префектурам

264,6

331,6

386,8

983,0

2

Внебюджетные источники

9698,9

12978,7

14986,1

37663,7

в том числе:

инвестиции

5000,0

7100,0

8000,0

20100,0

текущие расходы

4698,9

5878,7

6986,1

17563,7

ИТОГО

34493,0

38210,3

43445,5

116148,8

Кроме того:

N
п/п

Главные распорядители бюджетных средств

По годам, млн.руб.

Всего, млн.руб.

2008

2009

2010

1

Департамент образования города Москвы

69,40

70,70

77,80

217,9

2

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы

20,85

23,10

9,5

53,45

3

Комитет общественных связей города Москвы

85,35

85,35

47,55

218,25

4

Департамент социальной защиты населения города Москвы

32,17

32,17

28,9

93,24

5

Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы

53,80

61,60

29,189

144,589

6

Департамент физической культуры и спорта города
 Москвы

11,00

22,50

2,4

35,9

7

Департамент здравоохранения города Москвы

10,0

10,0

10,0

30

ИТОГО

282,57

305,42

205,339

793,329

(Раздел Финансовое обеспечение Программы в редакции, введенной в действие с 18 мая 2010 года постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2010 года N 370-ПП

Ожидаемые результаты

1.

Социально ориентированное, динамичное развитие сферы культуры столицы.

выполнения Программы

2.

Повышение качества и разнообразия услуг в области культуры и искусства (театральной, концертно-гастрольной, музейно-выставочной, досуговой деятельности, кинопрокате, сфере художественного образования, а также - в социально значимых городских программах и проектах).

3.

Создание многофункциональных культурных центров с развитой инфраструктурой.

4.

Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее международного авторитета.

5.

Повышение эффективности деятельности и развития кадрового потенциала отрасли.

6.

Внедрение системы комплексной оценки результатов деятельности организаций и учреждений культуры города по объективным целевым показателям и индикаторам.

Наименование показателей

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

1.

Количество объектов культуры, охваченных мероприятиями Программы

ед.

900

907

926

2.

Количество рабочих мест в отрасли

тыс.чел.

57

60

53

3.

Театры и концертные организации

3.1.

количество учреждений

ед.

110

110

114

3.2.

показатели театров на своих площадках

- количество спектаклей

ед.

16020

16240

16558

- число зрителей

тыс.чел.

3580

3760

3609

- коммерческая вместимость зрительных залов

ед.

28104

28704

28130

- число новых постановок

ед.

186

198

163

4.

Библиотеки

4.1.

количество учреждений

ед.

437

437

439

4.2.

количество читателей

тыс.чел.

2600

2652

2670

4.3.

книговыдача (количество выданных книг)

тыс.ед.

52100

52300

52200

4.4.

количество изданий в библиотеках

тыс.ед.

26850

27000

26000

5.

Музеи и выставочные залы

5.1.

количество учреждений

ед.

63

63

64

5.2.

количество посетителей

тыс.чел.

4436

4657

4889

5.3.

количество выставок

ед.

915

1002

1025

6.

Учреждения образования

6.1.

количество учреждений

ед.

139

139

140

6.2.

количество учащихся, занимающихся в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств

тыс.чел.

61,2

61,2

61,2

7.

Кинотеатры

7.1.

количество учреждений

ед.

9

10

9

7.2.

количество посещений кинотеатров

тыс.чел.

147,0

160,0

230,0

8.

Клубы и дома культуры

8.1.

количество учреждений

ед.

90

97

93

8.2.

количество участников

тыс.чел.

120,0

125,5

122,4

культурно-досуговых формирований

9.

Парки культуры и отдыха, зоопарк

9.1.

количество учреждений

ед.

15

15

15

9.2.

количество посетителей

тыс.чел.

12960

14200

15500

10.

Мероприятия

10.1.

количество проведенных межрегиональных и международных культурных акций

ед.

90

95

50

10.2.

количество общественно значимых и культурных мероприятий

ед.

180

190

200

7. Устойчивое функционирование и развитие учреждений культуры города за счет стабильного финансирования в сумме 116148,8 млн. рублей (базовый вариант), 136315,7 млн. рублей (реалистический вариант), 186750,4 млн. рублей (оптимистический вариант), за счет проведения капитального ремонта при базовом варианте - 42 объекта культуры, при реалистическом варианте - 76 объектов культуры, при оптимистическом варианте - 98 объектов культуры.

(Раздел Ожидаемые результаты выполнения Программы в редакции, введенной в действие с 18 мая 2010 года постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2010 года N 370-ПП
     

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Осуществляется путем создания эффективных вертикальных и горизонтальных управленческо-информационных связей между заказчиками и исполнителями Программы.

Руководителем Программы является руководитель Департамента культуры города Москвы, который несет ответственность за ход и конечные результаты реализации Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализации Программы.

Руководитель Программы обеспечивает управление реализацией целевой Программой, предусматривающее выполнение организационно-финансового плана реализации Программы, использование механизмов корректировки программных мероприятий, обеспечение постоянного мониторинга реализации Программы с применением целевых индикаторов.

Для контроля за ходом реализации Программы, руководитель Программы ежегодно представляет сводные отчеты о ходе ее выполнения и об эффективности расходования финансовых средств в Департамент экономической политики и развития города Москвы: до 1 марта - отчета о выполнении Программы за отчетный год и до 15 ноября - отчетов о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год, после чего уточняет показатели эффективности Программы на соответствующий год.

Государственные заказчики Программы по курируемым направлениям представляют государственному заказчику-координатору сводные отчеты о ходе ее выполнения и об эффективности расходования финансовых средств: до 15 февраля - отчета о выполнении Программы за отчетный год и до 31 октября - отчетов о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год.

Государственный заказчик - координатор Программы организует:

- отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;

- сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий,

- внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях эффективного управления реализацией Программы;

- мониторинг реализации программных мероприятий и социокультурной и общественной значимости результатов их выполнения.

Введение


     Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)" является среднесрочным стратегическим планом, состоящим из аналитического материала, системы мероприятий, определяет цели и задачи отрасли культуры Москвы, направленные на ее эффективное развитие в современных условиях.
     
     Программа предполагает осуществлять развитие сферы культуры города Москвы в направлении ее оптимизации и модернизации, творческого и технологического совершенствования, повышения роли культуры и искусства в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей столицы, а, следовательно, в целях повышения уровня и качества жизни в городе.
     
     Приоритетные направления развития отрасли предусмотрены постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года" и будут реализованы в рамках настоящей Программы.
     
     Концептуальные положения Программы учитывают взятый Правительством Москвы курс на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач. Они разработаны с учетом основных положений государственных реформ (административной и бюджетной). Программа создает предпосылки для адаптации отрасли культуры Москвы к этим реформам, вводит применение целевых индикаторов для ориентации учреждений культуры на общественно-значимые результаты.
     
     Программа является основой и практическим инструментом для создания территориальных ведомственных программ Департамента культуры, а также основным базовым документом для разработки планов и отдельных проектов учреждений культуры, финансирующихся из бюджета города, других организаций культуры, претендующих на государственную поддержку в 2008-2010 годах. Она направлена на создание основ для динамичного развития сферы культуры Москвы и консолидированного участия в этом органов исполнительной власти города Москвы, учреждений, осуществляющих культурную деятельность на территории города.
     
     Программа разработана с учетом результатов социологических исследований, проведенных Государственным научно-исследовательским учреждением города Москвы "Московский институт социально-культурных программ". Информационно-аналитическими источниками Программы являются материалы Департамента культуры города Москвы, подразделений Комплекса социальной сферы города Москвы, Московского городского комитета государственной статистики, ГИВЦ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Института социально-политических исследований Российской академии наук, официальная информация органов государственной власти, учреждений культуры, общественных объединений и творческих союзов.
     
     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1.1. Постановка проблемы, анализ причин ее возникновения на основе оценки сложившейся ситуации в отрасли культура


     Москва, как столица Российской Федерации, историческая, духовная и культурная доминанта страны и одновременно - один из крупнейших центров мировой культуры, играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности культурных традиций и культурного воспитания новых поколений россиян. Программа развития сферы культуры столицы в 2008-2010 годах учитывает опыт реализации предыдущих комплексных программ, отражает преемственность с программами "Культура Москвы" прошлых годов, определяет основные проблемы столичной сферы культуры и намечает пути их решения.
     
     Позитивную роль в деле сохранения и развития отрасли культуры Москвы должна сыграть Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 годы)" на завершающем этапе ее реализации.
     
     Выполнение системы программных мероприятий отраслевыми учреждениями позволит достичь определенных успехов в приобщении к культуре самых разных социальных групп населения.
     
     В сфере театрального искусства период реализации предшествующей программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому жанру. В 2006 году театры выпустили 163 премьерных спектакля, на 17 больше, чем в 2005 году. Общее количество сыгранных спектаклей составило 16613. Число зрителей достигло 3589,4 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в 2005 году. На детских спектаклях побывало более 1 млн. детей, что превышает данные 2005 года на 12%.
     
     В рамках программных направлений развития культуры Москвы значительное внимание уделялось созданию условий для раскрытия творческого потенциала молодых талантливых режиссеров, драматургов и актеров (проект "Открытая сцена").
     
     Важным направлением работы с творческой молодежью оставалась организация и проведение различных фестивалей и смотров, число которых в 2006 году превысило 50. При этом возросла государственная поддержка уже апробированных проектов, в частности "Международного театрального фестиваля им.А.П.Чехова", Всероссийского театрального фестиваля "Золотая Маска", а также инновационных и молодежных проектов - фестиваля молодежных и инновационных театральных проектов "Открытая сцена", фестиваля студенческих дипломных работ "Твой шанс" и др. Для дальнейшего расширения работы с молодежью создано Государственное учреждение культуры "Дирекция "Открытая сцена".
     
     За последние годы активно шло совершенствование музейного дела столичного мегаполиса. Основные фонды музеев города к настоящему времени доведены до 2 млн. единиц хранения, годовая посещаемость московских музеев выросла до 4 млн. человек.
     
     В культурную жизнь города введена новая традиция ежегодного проведения на базе музейных коллекций с привлечением учреждений и организаций Комплекса социальной сферы города Москвы в Центральном выставочном зале "Манеж" общегородской культурной акции "Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие свершения столицы".
     
     Открыта с новой постоянной экспозицией "Подводная лодка - музей".
     
     Проработаны предложения по превращению ряда ведущих музеев города в современные многофункциональные учреждения культуры, органически сочетающие музейно-выставочную, музейно-образовательную, музейно-экологическую и музейно-рекреационную работу, примером чего является реорганизация практической деятельности Государственного музея-заповедника "Царицыно", Музейного объединения "Музей истории Москвы", Московского государственного объединенного музея-заповедника ("Коломенское", "Лефортово", "Люблино", "Измайлово").
     
     Значительное внимание было уделено внедрению информационных технологий, обеспечивающих создание качественно новых музейно-выставочных экспозиций интерактивного типа, электронную каталогизацию экспонатов и т.д.
     
     Москва в 2005-2006 годах стала лидером по уровню информатизации библиотек. Каждая пятая библиотека в городе имеет каталоги на электронных носителях (по России - в среднем 2 процента) и выход в Интернет, в них оборудовано около 3 тысяч компьютерных рабочих мест, в 42 базовых библиотеках создана корпоративная информационная сеть.
     
     Библиотеки Москвы активно внедряют инновационные проекты и технологии. Так, например, в библиотеке-филиале N 81 ЦБС "Люблино" совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы открыт интеллект-центр для детей-инвалидов. В нем работают: театр "Книга на сцене", кукольный театр, спортивный комплекс, оборудованный специальными тренажерами реабилитационного центра В.Дикуля.
     
     В целях поднятия престижа книги и чтения, создания положительного имиджа работника библиотеки в 2006 году на базе Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А.Некрасова проведен Форум молодых библиотекарей России.
     
     Наиболее посещаемые учреждения культуры города - парки культуры и отдыха в течение последних лет стали центрами проведения многих общественно значимых культурных мероприятий (Новый год и Рождество Христово, День защиты детей, День города и др.). Годовая посещаемость городских парков составила более 10 млн. человек.
     
     В 2006 году был разработан и утвержден Правительством Москвы проект планировки территории Государственного учреждения культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького" с учетом территории природного комплекса "Нескучный сад", введен в эксплуатацию после капитального ремонта Малый и Большой розарий в парке "Сокольники", обновлено аттракционное хозяйство в Измайловском парке, идет разработка проектов планировок парков "Сокольники", "Измайлово" и "Фили".
     
     В 2006 году в городе осуществлялась деятельность 90 государственных учреждений клубного типа, в которых активно проводили работу более 6000 любительских объединений и творческих коллективов.
     
     На постоянной основе в данных учреждениях культуры занимается около 100 тысяч человек, проводится более 15 тысяч культурно-массовых мероприятий. В содержании работы клубов находят практическую реализацию все действующие городские и окружные программы социально-воспитательной направленности.
     
     Система учреждений художественного образования Департамента культуры города Москвы насчитывает 144 организации, из которых 18 находятся в непосредственном подчинении Департамента культуры города Москвы, 126 - в ведении окружных управлений культуры.
     
     Всего в образовательных учреждениях системы Департамента культуры города Москвы обучаются на бюджетных формах около 62 тыс. человек, на внебюджетных формах - около 6 тыс. человек. Ежемесячно проходят семинары, мастер-классы, лекции, методические совещания, творческие встречи с деятелями науки и культуры и другие мероприятия, способствующие росту педагогического мастерства и качества управленческой деятельности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений.
     
     В ведении Департамента культуры города Москвы находится 37 кинотеатров, из них 24 кинотеатра находятся или на ремонте, или выставлены на городской инвестиционный конкурс. Ежегодно 13 действующих городских кинотеатров посещают более 250 тысяч зрителей. В 2006 году демонстрировалось около 12500 сеансов только российских фильмов, организовано более 270 киномероприятий, в которых приняли участие около 154 тысяч зрителей.
     
     Завершилось преобразование ГУП города Москвы "Московское кино". В настоящее время реорганизованы в структурные подразделения ГУПа 28 кинотеатров. На базе кинотеатра "Художественный" создан "Центр российских кинопремьер", деятельность которого направлена на поддержку отечественного кинематографа.
     
     Ежегодным событием фестивальной жизни Москвы стал Московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера".
     
     В сети ГУК "Московские кинотеатры для детей и юношества" насчитывается 8 кинотеатров, из них отремонтированы и переоборудованы в соответствии с современными требованиями 6 кинотеатров.
     
     Основное внимание в работе детских кинотеатров уделялось репертуарной политике преимущественно детской и молодежной направленности, а также привлечению молодого зрителя к классическим отечественным фильмам прошлых лет и анимационным лентам.
     
     В рамках этой работы впервые организованы благотворительные акции "Пойдем в кино" с использованием созданной цифровой коллекции по номинациям "Экранизация", "Классика", "Мультипликация". Проведены фестивали "Сказка", "Фестиваль аудиовизуальных искусств в ВДЦ "Орленок". Возросла аудитория детских фестивалей и количество площадок их проведения.
     
     В 2005-2006 годах организовано художественно архитектурное проектирование, изготовление и торжественное открытие 11 памятников и 33 мемориальных досок Героям Советского Союза, Героям Великой Отечественной войны, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства.
     
     Активная работа по международному и межрегиональному культурному сотрудничеству осуществлялась в рамках выполнения протоколов, соглашений поручений Правительства Москвы, а также на основе прямых связей между учреждениями культуры Москвы, зарубежных городов и регионов России.
     
     В настоящий момент действуют 13 документов, подписанных Комитетом по культуре города Москвы с партнерами по международному сотрудничеству и 23 - с партнерами в регионах России.
     
     В соответствии с планом Правительства и поручениями Мэра Москвы в ходе реализации Программы Комитет по культуре города Москвы провел культурные программы в рамках 22 крупных городских акций (13 международных и 9 межрегиональных). Например, проведены культурные мероприятия в рамках таких крупномасштабных международных и межрегиональных акций, как Дни Москвы в Ереване (Армения), Пекине (Китай), Вьентьяне (Лаос), фестиваль "Русская зима" в Лондоне; Дни культуры Москвы в Республике Карелия, Дни Москвы в Ростовской, Томской области.
     
     В Москве - Дни Киргизии, Вены (Австрия), Вьентьяна (Лаос), Дели (Индия), Загреба (Хорватия); Детско-юношеские Дни культуры Ханты-Мансийского АО, Дни Республики Алтай, Дни культуры Чеченской Республики и др.
     
     Представители московских учреждений культуры принимали участие в региональных и международных научно-методических конференциях, семинарах, оказывали консультативную помощь музеям, библиотекам, учебным заведениям системы художественного воспитания и т.п.
     
     Одним из заметных направлений Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 годы)" является осуществление системы мер по повышению престижа работы в отрасли культуры. Особое внимание уделяется при этом поощрению наиболее квалифицированных работников. С этой целью проведены профессиональный конкурс "Московские мастера", отраслевые конкурсы "Лучший по профессии", которые получили развитие и поддержку в организациях, подведомственных Комитету по культуре города Москвы, и прошли во всех административных округах города Москвы. В частности, свыше 200 специалистов учреждений культуры приняли участие в отборочных окружных конкурсах "Лучший по профессии", а 52 из них стали участниками финальных конкурсов профессионального мастерства.
     

***


     Сеть учреждений культуры, подведомственных Департаменту и финансируемых из бюджета, в 2007 году составит 900 учреждений культуры, из них 169 учреждений городского подчинения и 731 учреждение окружного подчинения.
     
     В 2007 году в систему Департамента культуры вошли театр "На Покровке", Технический центр Департамента, Хореографическое училище имени Лавровского, дирекция "Открытая сцена".
     
     Сумма бюджетного финансирования в 2007 году на текущее содержание учреждений отрасли составляет 15293,3 млн.руб., что соответствует увеличению финансирования отрасли по сравнению с 2006 годом на 30,8%.
     
     В соответствии с принятыми нормативными документами Правительства Москвы, касающимися повышения тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, заработная плата работников подведомственных учреждений культуры в 2007 году увеличится по сравнению с предыдущим годом на 51%. По предварительным итогам в 2007 году среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры составит в целом 17022,0 руб., в том числе в театрах - 21109,0 руб., музеях - 17273,0 руб., парках культуры и отдыха - 17179,0 руб., библиотеках - 15083,0 руб., детских музыкальных школах - 14969,0 руб., детских кинотеатрах - 12392,0 руб., выставочных залах - 9717,0 руб., домах культуры и клубах - 9881,0 руб.
     
     Объем бюджетных ассигнований по программе бесплатного посещения подведомственных музеев и театров группами учащихся образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям в 2007 году составит 71,7 млн.руб., что позволит бесплатно 550 тысячам учащихся посетить театры и музеи города Москвы.
     
     В рамках программы Года ребенка в 2007 году организовано бесплатное посещение театров и музеев детьми из семей группы риска. Выделенные из бюджета города ассигнования на эти цели в сумме 5 млн.руб. позволят организовать бесплатное посещение около 24 тысяч детей театров и музеев города.
     
     На реализацию мероприятий по бесплатному посещению многодетных и малообеспеченных семей Правительством Москвы предусмотрено 40 млн.руб., что позволит в 2007 году посетить театры города Москвы около 200 тысяч детей и родителей из многодетных и малообеспеченных семей.
     
     Ожидаемый объем реализации платных услуг населению в 2007 году учреждениями культуры составит 2401,1 млн.руб. что соответствует 15,7% от средств, вложенных в развитие сферы культуры. В том числе, по театрам - 1284,0 млн.руб., окружным учреждениям культуры - 430,1 млн.руб., паркам культуры и отдыха - 327,0 млн.руб. концертным организациям - 180,0 млн.руб., музеям - 128,0 млн.руб., и детским кинотеатрам - 17,0 млн.руб.
     
     К началу 2007 года вся система программных мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных Правительством Москвы на развитие культуры, в 2005-2006 годах полностью выполнена.
     

***


     Объем капиталовложений направленных на развитие отрасли в период реализации Программы "Культура Москвы (2005-2007 годы)" приблизился к уровню оптимистического варианта финансирования. Осуществлен ввод уникальных объектов отрасли (Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, ЦВЗ "Манеж", театр ЕТ СЕТЕРА, объекты музея-заповедника "Царицыно" и др.). За прошедшие три года удалось решить задачу ликвидации долгостроя, в том числе фондохранилища Дарвиновского музея, Московского культурного фольклорного центра под руководством Л.Рюминой, завершить основные работы на новом здании театра - мастерской П.Фоменко, приступить к реконструкции и реставрации зданий мультимедийного комплекса актуальных искусств.
     
     Благодаря поддержке Правительства Москвы за истекший период на укрепление материально-технической базы были выделены значительные дополнительные средства позволившие увеличить объем финансирования капитального и текущего ремонта более чем в 2 раза, благодаря чему выполнен ремонт зрительных залов театра "Ромэн", Московского молодежного театра под руководством В.Спесивцева, помещений "Школы фотографии" Мультимедийного комплекса актуальных искусств, осуществлен ремонт входных групп театров "Школа современной пьесы", "Жар-птица", ремонт системы наружного энергоснабжения Музея-панорамы "Бородинская битва", по утвержденной документации проведены работы в театрах имени Моссовета, Оперетты, На малой Бронной, Камерная сцена, "Ап Арте", выполнен значительный объем работ по воссозданию и капитальному ремонту зеленых насаждений в парке "Сокольники", ремонту эстрады в ЦПКиО имени М.Горького, отремонтировано большое колесо обозрения в парке "Измайлово", начаты работы по комплексному капитальному ремонту малой сцены театра им.М.Ермоловой, помещений театрального центра "Вернисаж".
     
     Также реализован большой объем работ по техническому оснащению отрасли за счет средств, выделяемых городом на текущее содержание объектов культуры, а также доходов от основной и предпринимательской деятельности организаций и учреждений культуры.
     
     Особое внимание уделялось оснащению организаций и учреждений современными системами безопасности: кнопками экстренного вызова милиции, металлодетекторами, системами видеонаблюдения и охранной сигнализацией, более чем на 40 процентов в учреждениях культуры произведена замена музыкальных инструментов на новые.
     
     В связи с этим, можно констатировать, что проводимая в столице культурная политика определила в целом устойчивый поступательный характер развития отрасли и исполнение Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 годы)" осуществлялось по базовому варианту, а в ряде направлений - по оптимистическому.
     

***


     Задача дальнейшего развития сферы культуры Москвы как важного ресурса социального и экономического развития мегаполиса требует от отрасли проведения ряда системных преобразований, на осуществление которых и направлена Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)".
     
     Результаты социологических исследований Государственного научно-исследовательского учреждения города Москвы "Московского института социально-культурных программ", проведенных совместно с Институтом социально-политических исследований Российской Академии наук, свидетельствуют о возрастании культурных запросов населения Москвы, прежде всего - молодежи, о недостаточной удовлетворенности москвичей объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством и оснащением учреждений культуры массового спроса.
     
     По данным исследования "Культура, общество, государство"О Городской целевой комплексной программе более половины (58,2%) москвичей называют ведущей роль культуры для развития государства и общества. Культура, по мнению большинства, формирует у людей представления о добре и зле, что является отправной точкой развития личности. 44,5% москвичей волнует тот факт, что современная молодежь не обладает тем уровнем культуры, которым располагают старшие поколения. При этом половина жителей столицы считает, что в последние годы возможностей для культурного развития стало больше. Шесть из каждых десяти участников исследования считают, что правительство России сегодня не в полной мере обеспечивает культурную безопасность страны. Около семидесяти процентов москвичей считают, что государство обязано защищать культуру России от экспансии бездуховной западной культуры и предлагают введение нравственной цензуры.

________________

О Городской целевой комплексной программе      МИСКП, Москва, 2006.
     
     
     Признавая общемировое значение русской культуры (73,8% респондентов), большинство москвичей (66,3%) считают, что защита духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций является приоритетной задачей для России. Результаты этого и других исследований, проведенных МИСКП и ИСПИ РАН, легли в основу положений настоящей программыО Городской целевой комплексной программе .

________________

О Городской целевой комплексной программе      "Культурно-досуговая сфера Москвы в оценках населения". - М., 2006; "Молодежь Москвы. Шаг в XXI век". - М., 2005-2006; "Актуальные проблемы обеспечения культурной и информационной безопасности". - М., 2006; "Развитие творческого потенциала молодежи в московских театрах". - М., 2006.
     
     
     Наибольший недостаток по всем видам культурного обслуживания наблюдается, в первую очередь, в новых жилых районах столицы, где культурно-досуговая сеть (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, детские музыкальные школы, школы искусств и прочие.) в количественном отношении не соответствует расчетным показателям, определенным в нормативах проектирования планировки и застройки Москвы, а также социально-культурным стандартам удовлетворения культурно-досуговых потребностей в расчете на душу населения (таблица N 1). В нижеприведенной таблице представлены данные о количестве учреждений культуры системы Департамента культуры города Москвы в сравнении с данными о плотности населения и распределении учреждений культуры в административных округах города.
     
     

Таблица N 1. Плотность населения и распределение учреждений культуры в административных округах города Москвы

Таблица N 1

________________

О Городской целевой комплексной программе      См.: "Прогнозируемые направления развития отрасли "Культура города Москвы до 2020 года". Москва, 2006 год, страница 7.
     
     

Название округа

Количество районов

Площадь округа (кв.км) и в % от общей площади города

Население округа (тыс. чел.) и в процентах от общей численности населения города

Кол-во учреждений культуры в округе

Кол-во учреждений культуры на 100 тыс. жителей

Центральный

10

64,1 (6,1%)

700,6 (6,7%)

700

100

О Городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2008-2010 годы)" (с изменениями на 31 октября 2012 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 01.10.2013 N 649-ПП)

Название документа: О Городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2008-2010 годы)" (с изменениями на 31 октября 2012 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 01.10.2013 N 649-ПП)

Номер документа: 1121-ПП

Вид документа: Постановление Правительства Москвы

Принявший орган: Правительство Москвы

Статус: Недействующий

Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 8, 06.02.2008
Дата принятия: 25 декабря 2007

Дата начала действия: 25 декабря 2007
Дата окончания действия: 01 октября 2013
Дата редакции: 31 октября 2012