Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 мая 2006 года N 916-РП


О проведении эксперимента по внедрению комплекса мероприятий по обращению с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 771-ПП
____________________________________________________________________

В целях реализации государственной политики в области профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения экономически эффективной и экологически безопасной системы утилизации отходов, образующихся в результате деятельности учреждений здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия в г.Москве:

1. Утвердить Программу пилотного проекта внедрения системы обеззараживания медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы (приложение 1).          

2. Департаменту здравоохранения города Москвы, Управлению здравоохранения Юго-Восточного административного округа с привлечением специалистов Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы и при участии Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы:

2.1. В соответствии с утвержденной Программой пилотного проекта внедрения системы обеззараживания медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы (п.1), провести в 2006-2007 годах эксперимент по внедрению комплекса мероприятий по обращению с медицинскими  отходами лечебно-профилактических учреждений,  находящихся  на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы (приложение 2).

2.2. Включить в схему проводимого эксперимента инфекционную клиническую больницу N 1 с размещением на ее территории установки для измельчения и паровой стерилизации больничных отходов "ЭКОС".

2.3. В срок до 1 января 2008 года по итогам проводимого эксперимента и обобщения полученных данных:

2.3.1. Подготовить предложения о целесообразности распространения опыта Юго-Восточного административного округа города Москвы на другие округа города Москвы.

2.3.2. Разработать городскую целевую программу по утилизации медицинских отходов.

3. Функции координатора деятельности заинтересованных организаций по реализации проводимого эксперимента возложить на рабочую группу (приложение 3).

4. Департаменту здравоохранения города Москвы по согласованию с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве разработать и представить на утверждение в Правительство Москвы в срок до 1 августа 2006 года Положение о порядке учета, сбора, перемещения и утилизации отходов лечебно-профилактических учреждений в городе Москве.

5. Департаменту здравоохранения города Москвы, Управлению здравоохранения Юго-Восточного административного округа города Москвы обеспечить целевое использование ассигнований в объеме 150 млн.руб., выделенных на реализацию мероприятий Программы пилотного проекта внедрения системы обеззараживания медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы, в 2006 году.

6. Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов по заявке Департамента здравоохранения города Москвы в установленном порядке в III квартале 2006 года провести конкурс по выбору поставщиков необходимого оборудования по обеззараживанию медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы.

7. Функции координатора пилотного проекта возложить на закрытое акционерное общество "ТТ-Стандард".

8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение 1
к распоряжению Правительства Москвы
от 30 мая 2006 года N 916-РП

     

ПРОГРАММА
пилотного проекта внедрения системы обеззараживания
медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях,
находящихся на территории Юго-Восточного
административного округа города Москвы


Пояснительная записка

     
Введение


В настоящее время в Москве действует система обеззараживания опасных (класс Б) и чрезвычайно опасных (класс В) медицинских отходов, при которой большинство образующихся в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) отходов после химической дезинфекции вывозится на городские полигоны твердых бытовых отходов и мусоросжигательные заводы, где без предварительного обеззараживания происходит их складирование в потоке с бытовыми отходами и последующее уничтожение путем сжигания или захоронения.

Однако химическая дезинфекция не обеспечивает полного уничтожения инфекционных агентов. В результате накапливающиеся на полигонах медицинские отходы создают потенциальную экологическую и эпидемиологическую опасность либо вследствие их использования лицами, несанкционированно посещающими полигоны, либо путем выделения в окружающую среду вредных для человека веществ под действием природных факторов (солнце, дождь, снег и пр.), что приводит к загрязнению почвы и воды вблизи полигонов как неорганическими соединениями (хлориды, сульфаты), так и патогенными микроорганизмами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в крупных городских мегаполисах с высокой плотностью населения и большим количеством ЛПУ подобная система обеззараживания инфицированных медицинских отходов не отвечает требованиям эпидемиологической и экологической безопасности, и наиболее целесообразным является размещение малогабаритных установок по обеззараживанию медицинских отходов непосредственно в местах их образования (ЛПУ).

В Москве ежегодно образуется около 80 тыс.тонн медицинских отходов, с тенденцией к интенсивному росту. В целях реализации государственной политики в области профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения экономически эффективной и экологически безопасной системы утилизации отходов здравоохранения предлагается разработать городскую целевую программу обеззараживания медицинских отходов путем внедрения наиболее прогрессивных, экономически эффективных и экологически безопасных технологий обеззараживания непосредственно на территории ЛПУ г.Москвы.

Цель


Достижение существенного улучшения в сфере профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия в г.Москве на основе внедрения системы обеззараживания медицинских отходов классов Б и В путем размещения на территории ЛПУ установок, использующих наиболее прогрессивные, экономически эффективные и экологически безопасные технологии гарантированного обеззараживания медицинских отходов, позволяющие предотвратить распространение инфекционного начала и обеспечить невозможность вторичного использования отдельных компонентов отходов.

Основные задачи


Разработка и апробация на примере Юго-Восточного административного округа г.Москвы адресной технической политики в области обеззараживания медицинских отходов классов Б и В на территории ЛПУ на основе использования различных завершенных технологических решений и моделей наиболее приемлемых для потребностей ЛПУ разного профиля.

Состояние дел по обеззараживанию медицинских отходов в РФ


В Российской Федерации в настоящее время ежегодно образуется 0,6-1,0 млн.тонн медицинских отходов, что составляет около 2% общего количества отходов потребления. Контаминированные болезнетворными микроорганизмами и вирусами отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и экологическом отношениях" (В.Г.Акимкин "Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания, временного хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях". Методическое пособие, Москва, 2004).

По имеющимся данным в Москве ежегодно образуется около 80 тыс.тонн медицинских отходов, при этом количество медицинских отходов имеет тенденцию к интенсивному росту. Несмотря на проводимую лечебно-профилактическими учреждениями города работу по сбору, хранению, транспортированию и утилизации медицинских отходов в соответствии с имеющимися нормативными требованиями, положение дел остается неудовлетворительным. Основными причинами являются низкий уровень осуществляемых организационных и практических мероприятий, недостаток материальных средств. Отсутствует четкая программа по обеспечению единой схемы сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ. Остается незавершенной проработка вопросов нормирования объемов образования и размещения отходов, отсутствует принципиальное решение по технологии их обезвреживания. На практике имеет место утилизация отходов всех классов на местных полигонах твердых бытовых отходов. Остается актуальным вопрос обучения персонала правилам сбора, хранения и утилизации отходов в специализированных центрах.

Зарубежный опыт обеззараживания медицинских отходов


Проблема обеззараживания, переработки и захоронения отходов, образующихся в ЛПУ, становится все более актуальной в мире. Этому вопросу особое внимание уделяет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая рассматривает медицинские отходы как опасные и рекомендует всем государствам создавать специализированные службы по их обеззараживанию и утилизации.

До последнего времени инсинерация (сжигание) было почти эксклюзивным методом утилизации инфицированных медицинских отходов. Однако в 1997 году Американское агентство по защите окружающей среды приняло ряд инструкций, предъявляющих более строгие требования к существующим и планирующимся к запуску инсинератором (мусоросжигательным печам). Для большинства госпиталей инвестирование в более эффективную систему фильтров было слишком дорогим. Это привело к закрытию более 5000 инсинераторов медицинских отходов. В 2000 году более строгие лимиты для мусоросжигательных печей были введены в Европейском сообществе. Это оказало влияние на закрытие многих мусоросжигательных печей и привело к появлению установок для утилизации медицинских отходов, не связанных с их сжиганием.

Хотя сжигание медицинского мусора по-прежнему широко распространено в Европе, новые технологии по утилизации медицинских отходов получают все возрастающую поддержку в Европе. Так, в Словении все инфицированные медицинские отходы утилизируются с использованием паровой стерилизации с начала 90-х годов. В Португалии закрыты все 37 мусоросжигательных медицинских печей, медицинский мусор обеззараживается в паровых стерилизаторах. Более 50 операторов во Франции применяют системы с измельчением паровой обработкой и сушкой медицинских отходов вот уже более 10 лет. В 2003 году Объединенный Комитет по утилизации отходов Ирландии принял решение обеззараживать создаваемые медицинские отходы в стерилизаторах с использованием насыщенного пара.

Недавно в Европейское сообщество вступили 10 государств. Применявшиеся в этих странах мусоросжигательные печи не отвечали лимитам ЕС по воздушной эмиссии. Так, в Чехии и Польше большинство мусоросжигательных печей превышали лимит эмиссии диоксина, равный 0,1 нг/м TEQ. Существует два способа решения проблемы: или установка чрезвычайно дорогих фильтров или закрытие мусоросжигательных печей и внедрение альтернативных технологий. Такие технологии не загрязняют окружающую среду и, как правило, значительно дешевле инсинераторов.

В отличие от мусоросжигательных печей новейшие технологии по утилизации медицинских отходов не производят токсичных диоксинов и их внедрение осуществляется в соответствии со Стокгольмской конфекцией по ПОЗ (постоянные органические загрязнения), которая вступила в силу в мае 2004 года.

Проблема загрязнения окружающей среды, создаваемая мусоросжигательными печами медицинских отходов, признается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В документе, названном "Управление медицинскими отходами здравоохранения" (март 2004 года) в качестве долговременной цели объявляется: эффективная полномасштабная поддержка технологий, основанных на несжигании для конечной утилизации медицинских отходов в целях предотвращения появления болезней, связанных:

а) с небезопасным управлением медицинских отходов;

б) с образованием диоксинов и фуранов.

Основные положения


В целях реализации государственной политики в области профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения экономически эффективной и экологически безопасной системы утилизации отходов здравоохранения предлагается разработать городскую целевую программу обеззараживания медицинских отходов путем внедрения наиболее прогрессивных, экономически эффективных и экологически безопасных технологий обеззараживания непосредственно на территории ЛПУ г.Москвы. Такой подход станет важным этапом на пути повышения эффективности мероприятий, реализуемых Департаментом здравоохранения г.Москвы, по профилактике внутрибольничных инфекций и улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации в городских ЛПУ, а также эпидемиологической и экологической ситуации города Москвы.

Апробация современных экологически безопасных технологий по обеззараживанию медицинских отходов на территории ЛПУ, включающая проведение всесторонних контрольных измерений, в том числе биотестирование, и совершенствование нормативно-правовой базы, являются первоочередными задачами для дальнейшего внедрения методов обеззараживания медицинских отходов непосредственно на территории ЛПУ, что позволит перевести опасные (класс Б) и чрезвычайно опасные (класс В) отходы в класс неопасных отходов (А), т.е. в обычный бытовой мусор. Наряду с предотвращением распространения инфекционных агентов, установки по обеззараживанию медицинских отходов будут также выполнять функцию обработки с потерей товарных свойств отходов и сокращения первоначального объема, что сократит расходы на их вывоз с территории ЛПУ специализированными автотранспортными предприятиями.

В ЛПУ по согласованию с Центром госсанэпиднадзора должны быть размещены специализированные установки по обеззараживанию опасных отходов, удовлетворяющие современным представлениям в области обеспечения эпидемиологической и экологический безопасности и требованиям действующих в РФ нормативных документов в области обращения медицинских отходов ("Санитарные правила и нормы N 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений").

Для обеззараживания инфицированных отходов ЛПУ могут применяться химические и физические способы обработки.

В РФ по соображениям экономического характера наибольшее распространение имеет химическое обеззараживание. Химическое обеззараживание отходов ЛПУ должно осуществляться в местах их образования с применением зарегистрированных Госсанэпиднадзором РФ дезинфицирующих средств, при концентрациях и времени экспозиции, соответствующих нормативным показателям.

В то же время метод химического обезвреживания опасных (рискованных) отходов имеет ряд недостатков:

- часто приводит к возникновению аллергических реакций и поражению кожного покрова на руках у медицинского персонала;

- практически не изменяется внешний вид отходов, что не исключает вероятности их повторного использования;

- не гарантируется полное уничтожение возможного инфекционного начала из-за различной чувствительности микроорганизмов к различным препаратам, а также в связи с неравномерностью проникновения дезинфицирующего средства;

- при захоронении отходов, обработанных хлорсодержащими препаратами, возникает большой риск загрязнения окружающей среды (особенно, водоемов) соединениями хлора;

- удельные затраты дезинфицирующих средств (на тонну отходов), а также затраты на предотвращение возможного экологического ущерба, существенно превышают аналогичные затраты для других способов обеззараживания.

Преимущества и недостатки технологий переработки
отходов здравоохранения (Источник: "Обращение
с отходами здравоохранения" ВОЗ, Женева, 1998)

Технологии переработки

Преимущества

Недостатки

Сжигание во вращающихся печах

Применимо для инфицированных, токсичных и фармацевтических отходов и цитостатиков

Высокие капитальные и эксплуатационные затраты

Сжигание в пиролитических печах

Очень высокая степень дезинфекции. Применимо для инфицированных, токсичных и большинства фармацевтических отходов

Неполное разрушение цитостатиков; сравнительно высокие капитальные и эксплуатационные затраты

Сжигание в однокамерных печах

Хорошая степень дезинфекции. Значительное сокращение объема и веса отходов. Остатки могут захораниваться на полигонах ТБО. Не требует высококвалифицированного обслуживания. Сравнительно низкие капитальные и эксплуатационные затраты

Значительные выбросы загрязняющих веществ. Необходимо периодически удалять золу и шлак. Неэффективно для разрушения устойчивых к температуре химических соединений и цитотоксинов

Сжигание в бочках или печах из кирпича

Значительное сокращение объема и веса отходов. Очень маленькие капитальные вложения и эксплуатационные затраты

Разрушается только 99% микроорганизмов. Не разрушаются многие химические соединения и остатки лекарственных препаратов. Значительные выбросы черного дыма, сажи, токсичных и пахнущих веществ в атмосферу

Химическая дезинфекция

Высокая эффективность дезинфекции при хорошем исполнении. Некоторые дезинфектанты сравнительно недороги. Имеется уменьшение объема отходов

Требуется высококвалифицированное обслуживание. Используются токсичные вещества, которые требуют выполнения специальных требований техники безопасности. Неприменима для токсичных отходов, лекарственных препаратов и некоторых инфицированных отходов

Влажная термическая обработка (автоклавная стерилизация)

Экологически благоприятна. Значительное сокращение объема отходов. Сравнительно низкие капитальные и эксплуатационные затраты

Устройства для размола отходов часто ломаются и плохо работают. Требуется высококвалифицированное обслуживание. Неприменима для биологических, фармацевтических и токсичных отходов, а также для отходов, которые плохо проницаемы для пара

Микроволновая обработка

Высокая эффективность дезинфекции при хорошем обслуживании. Значительное сокращение объема отходов. Экологически благоприятна

Сравнительно большие капитальные и эксплуатационные затраты. Возможны проблемы с обслуживанием и техническим сопровождением


С учетом последних рекомендаций ВОЗ по отказу от применения технологий, связанных с химической дезинфекцией и последующим сжиганием, предлагается использовать другие альтернативные технологии по обеззараживанию медицинских отходов. Применение таких технологий позволяет выполнить два основных требования при проведении обработки больничных отходов, а именно: предотвратить распространение инфекционного начала и обеспечить невозможность вторичного использования отдельных компонентов отходов.

Выбор технологий обеззараживания медицинских отходов классов Б и В в ЛПУ г.Москвы должен осуществляться с учетом:

- количества вырабатываемых отходов ЛПУ;

- видов отходов;

- стоимости технологии (на всех этапах);

- производительности технологии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»