Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2005 года N 881-ПП


О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве

(с изменениями на 26 августа 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 19 июня 2012 года N 283-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2007 года N 468-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 37, 05.07.2007);

постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 года N 774-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 51, 09.09.2008).

____________________________________________________________________



В целях увеличения доступности ипотечного жилищного кредитования для жителей города Москвы, снижения первоначального и ежемесячных платежей заемщика по возврату кредита в пересчете на эквивалентную банковскую ставку до 4-7% годовых, стимулирования развития рынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Программу развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы (далее - Программа) согласно приложению.     

2. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:

2.1. Выступить в качестве государственного заказчика на строительство жилья по городскому заказу в рамках Программы.

2.2. Совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ежегодно уточнять в адресных инвестиционных программах города Москвы объемы и адреса строительства жилья по Программе.

2.3. По предложениям Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предусматривать в рамках ежегодных адресных инвестиционных программ строительство жилых помещений по городскому заказу в пределах лимитов капитальных вложений, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год, для продажи жилья с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

3. Установить, что:

3.1. Выкупная стоимость жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий или в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, определяется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с Методикой расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ (пункт в редакции, введенной в действие с 19 сентября 2008 года постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 года N 774-ПП, - см. предыдущую редакцию).

3.2. Средства от продажи жилой площади с использованием ипотечного жилищного кредитования зачисляются в доход бюджета города Москвы и администрируются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

3.3. Продажа гражданам жилых помещений (п.2.3) осуществляется в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3.4. Показатели финансового обеспечения Программы уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.

4. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

4.1. Обеспечить ведение аналитического учета средств, поступающих от продажи жилой площади с использованием ипотечного жилищного кредитования, в составе доходов бюджета города Москвы от продажи жилых помещений.

4.2. Ежегодно в сроки, установленные для формирования проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год, представлять:

- в Департамент финансов города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы сведения по объемам прогнозируемых в рамках Программы поступлений денежных средств от продажи жилых помещений в доход бюджета города Москвы (дефис дополнен с 15 июля 2007 года постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2007 года N 468-ПП - см. предыдущую редакцию);

- в Департамент экономической политики и развития города Москвы сведения по объемам финансирования расходов по Программе на соответствующий финансовый год.

4.3. Для активизации участия кредитных и иных организаций в ипотечном жилищном кредитовании жителей города Москвы и создания условий для снижения процентных ставок обеспечить использование маневренного фонда города Москвы при ипотечном кредитовании на условиях заключения соответствующего договора между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и кредитором.

4.4. Обеспечить учет граждан, постоянно проживающих в городе Москве не менее 10 лет, в том числе в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, подавших заявление на участие в Программе.

4.5. Совместно с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в целях снижения затрат заемщиков на ипотечное страхование до 1 апреля 2006 года подготовить предложения по созданию в городе Москве системы страхования объектов залога.

5. Руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы предусмотреть ежегодное выделение дополнительных земельных участков для целевого строительства жилья по городскому заказу для продажи с использованием ипотечного кредитования гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в объемах 200 тыс.кв.м ежегодно в течение срока реализации Программы.

6. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы организовать информационно-разъяснительную работу среди жителей города Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 ноября 2005 года N 881-ПП

ПРОГРАММА
развития ипотечного жилищного
 кредитования в городе Москве
на 2006-2008 годы

     

I. Паспорт Программы развития
ипотечного жилищного кредитования
в городе Москве на 2006-2008 годы

Наименование Программы

Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы.

Основание для разработки

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";

- послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года;

- Закон города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".

Государственный заказчик на строительство жилья за счет средств городского бюджета

Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Разработчики

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Исполнители - органы исполнительной власти города Москвы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, префектуры административных округов.

Отраслевой заказчик - инвестор по строительству жилья за счет средств городского бюджета в рамках Программы, координатор Программы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Цели и задачи

Основными целями Программы являются:

- расширение возможностей улучшения жилищных условий для москвичей, в том числе очередников;

- увеличение доступности жилищного ипотечного кредитования для москвичей;

- увеличение количества ипотечных кредитов, выдаваемых в городе Москве.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

1. Снизить финансовую нагрузку на москвичей (очередников) при приобретении квартиры с использованием кредитных средств.

2. Обеспечить субсидирование первоначального взноса за квартиру, приобретаемую с привлечением средств ипотечного кредита.

3. Организовать продажу жилья, построенного за счет средств городского бюджета, москвичам (очередникам) по себестоимости строительства без отчислений на развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры города с использованием ипотечных кредитов.

4. Обеспечить кредиторов на договорной основе гарантиями по выделению квартир из маневренного жилищного фонда города заемщикам в случае обращения взыскания на находящиеся в их собственности и в залоге у кредитора жилые помещения.

5. Организовать работу по резервированию и реализации москвичам части жилой площади, возводимой строительными компаниями для продажи на рынке жилья.

6. Продолжить работу по формированию и развитию городской накопительно-ипотечной системы.

7. Увеличить долю жилья, строящегося по городскому заказу и направляемого на продажу гражданам с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа.

Участники

Граждане, постоянно проживающие в городе Москве не менее 10 лет, в том числе признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (очередники), подавшие заявление на участие в Программе и заключившие договор на приобретение жилья с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа.

Сроки реализации

2006-2008 годы.

Объемы и источники финансирования

Всего

72400 млн.руб.

в том числе:

бюджетные средства

51100 млн.руб.

внебюджетные средства

21300 млн.руб.

Ожидаемые результаты выполнения

Основными результатами Программы являются:

- увеличение в два и более раза доступности жилищных ипотечных кредитов для москвичей (очередников);

- увеличение в два и более раза количества ежегодно выдаваемых в городе Москве ипотечных кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. к 2009 году с учетом кредитов, выдаваемых в рамках Программы, и прогнозируемого объема предоставления кредитов банками вне Программы;

- предоставление возможности приобретения жилья у города по себестоимости строительства с рассрочкой платежа и использованием жилищного ипотечного кредитования 24,9 тыс. московским семьям (очередникам);

- обеспечение субсидирования первоначального взноса за квартиру, приобретаемую на рынке недвижимости с помощью ипотечного кредита около 5,3 тыс. московских семей за счет предоставления им из бюджета города Москвы субсидии для приобретения в собственность жилого помещения или строительства жилого помещения с целью приобретения его в собственность (субсидия);

- обеспечение рефинансирования строительства жилья по городскому заказу и его продажи москвичам с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа в объеме 1,5 млн.кв.м жилой площади (25 тыс.квартир) за счет средств граждан, поступление которых в бюджет города от реализации Программы прогнозируется в объеме 29,5 млрд.рублей;

- обеспечение резервирования и реализации москвичам с использованием ипотечного кредитования жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке недвижимости, в объеме около 360 тыс.кв.м (6 тыс.квартир).

Контроль за выполнением Программы

Осуществляет Комплекс социальной сферы города Москвы по ежегодно представляемым отчетам Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Департамента имущества города Москвы, префектур административных округов.

     

II. Основные положения Программы      

     

Проблема
 улучшения жилищных условий москвичей
 с использованием ипотечного жилищного
кредитования


Ежегодно в Москве строится более 4,5 млн.кв.метров жилья. Из них около 40% направляется для решения общегородских социальных программ.

Однако большинство коренных жителей столицы лишено шансов на улучшение жилищных условий путем его единовременной покупки. Основных причин этому несколько.

Денежные доходы среднестатистических московских семей несоизмеримы со стоимостью жилья на рынке недвижимости. Для того, чтобы накопить на покупку квартиры из недорогого сегмента рынка новостроек общей площадью 54 кв.м среднестатистической семье москвичей потребуется не менее 14 лет, при условии, что она ежемесячно будет откладывать половину всех своих доходов и рост доходов не будет отставать от роста цен на жилье.

В то же время в городе сохраняется стабильно высокий платежеспособный спрос на жилье со стороны юридических лиц и материально обеспеченных граждан других регионов страны. Как следствие, в последние годы средняя рыночная стоимость жилья в Москве увеличивалась на 30-40% ежегодно и в настоящее время приблизилась к 2000 долл. за кв.м общей жилой площади.

Одним из реальных механизмов обеспечения доступности жилья для москвичей и уменьшения очереди на бесплатное социальное жилье является ипотечное жилищное кредитование.

Сегодня в городе созданы основные условия, необходимые для развития ипотечного жилищного кредитования.

В рамках Московской ипотечной программы действует ОАО Коммерческий банк "Московское ипотечное агентство" со 100% участием города, создана система привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для рефинансирования банков на вторичном рынке ипотечных кредитов, разработаны стандарты ипотечного кредитования, отработан механизм предоставления государственных гарантий городом Москвой по облигациям ОАО КБ "МИА", повышающих надежность и привлекательность облигаций для частных и институциональных инвесторов и обеспечивающих направление средств в сферу жилищного ипотечного кредитования.

В целях увеличения доступности ипотечных кредитов ОАО КБ "МИА" был увеличен срок кредитования с 10 до 30 лет и снижен первоначальный взнос за квартиру с 30 до 10 процентов от ее стоимости. В настоящее время предоставление кредитов осуществляется под 10,5-15,5% годовых в рублях.

Предусмотрено использование маневренного жилищного фонда города при выселении заемщиков из заложенного жилья в случае их неплатежеспособности и обращении взыскания на заложенную квартиру.

Однако, несмотря на имеющиеся условия ипотечное кредитование по-прежнему мало доступно для большинства москвичей.

Начиная с 2000 года, в Москве выдано всего 18 тысяч ипотечных кредитов на покупку жилья (таблица 1). Опыт ипотечного кредитования приобрели более 400 банковских организаций. Однако только 18 банков за этот срок преодолели рубеж в 100 выданных под залог жилья кредитов. При этом условия предоставления жилищных кредитов у большинства кредитных организаций по-прежнему не обеспечивают доступности кредитных ресурсов для большинства москвичей. Срок кредитования - 10-15 лет. Первоначальный взнос за квартиру должен составлять не менее 30% от ее стоимости. Ежемесячные платежи по кредиту не могут превышать 40% от совокупного ежемесячного дохода семьи заемщика.

Чтобы банк принял положительное решение по выдаче кредита на покупку недорогой двухкомнатной квартиры доход семьи заемщика должен быть не ниже 1300-1500 долл. в месяц. В то время как доходы среднестатистических московских семей при сегодняшних рыночных ценах на квартиры и условиях кредитования, как минимум, в два раза ниже уровня доходов, необходимого для получения кредита на покупку стандартной, из дешевого сегмента рынка столичных новостроек, квартиры.

Таблица 1

Количество
 ипотечных жилищных кредитов,
выданных в городе Москве (по данным
 Росрегистрации)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»