• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2005 года N 200-ПП


Об основных направлениях развития бытового
обслуживания населения в городе Москве до 2008 года

(с изменениями на 8 апреля 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 июля 2013 года N 431-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2006 года N 647-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 53, 27.09.2006);
постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 802-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 55, 03.10.2007);
постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года N 260-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, 23.04.2008).
____________________________________________________________________


Московская региональная система бытового обслуживания населения, работающая в рыночных условиях, сформировалась на основе предпринимательской инициативы и насчитывает сегодня около 7000 предприятий.

В период с 2000 по 2004 год открыто 1952 новых и реконструировано 920 предприятий бытового обслуживания населения. На эти цели за счет различных источников привлечено около 15 млрд.рублей инвестиций. В основном эта деятельность осуществлялась за счет средств частных инвесторов.

За счет средств городского бюджета финансируются развитие и содержание кладбищ, строительство и реконструкция муниципальных бань.

Рост реальных доходов населения, общее улучшение экономической ситуации в стране, а также реализация мер поддержки бытового обслуживания населения Правительством Москвы позволили в 2000-2004 годах обеспечить прирост объемов бытовых услуг в 1,8 раза.

Большинство жителей города Москвы постоянно пользуются услугами службы быта и, по данным проводимых опросов, в целом положительно оценивают работу отрасли. Вместе с тем высокий уровень цен на большинство предоставляемых бытовых услуг является главным сдерживающим фактором роста их потребления населением.

Формированию эффективной конкурентной среды, способствующей снижению цен и повышению уровня обслуживания населения, препятствует острая нехватка предприятий бытового обслуживания населения.

За годы реформ в результате массового перепрофилирования сложившаяся инфраструктура была частично разрушена, новые предприятия открывались в неприспособленных помещениях, что привело к нерациональному размещению объектов бытовых услуг и их неравномерному распределению по территории города.

В целях усиления социальной направленности и обеспечения доступности бытовых услуг для всех категорий населения, во исполнение постановлений Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП "Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года" и от 20 апреля 2004 года N 245-ПП "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Основные направления развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года (приложение 1).

2. Утвердить перечень социально значимых видов бытовых услуг, требующих первоочередной поддержки органов исполнительной власти города Москвы (приложение 2).

3. Установить, что определение операторов по развитию сети предприятий бытового обслуживания населения и передача нежилых помещений, вновь вводимых в хозяйственный оборот и высвобождающихся в 2005-2008 годах, осуществляются на конкурсной основе в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Департаменту имущества города Москвы:

4.1. Готовить пакеты конкурсной документации для проведения специальных конкурсов по видам бытовых услуг на предоставление в аренду помещений в соответствии с Критериями отбора участников специальных конкурсов для отдельных видов бытовых услуг на предоставление в аренду нежилых помещений (приложение 3).

4.2. Направлять пакеты конкурсной документации в Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы для проведения специальных конкурсов.

4.3. По результатам специальных конкурсов оформлять права аренды победителям на нежилые помещения в установленном порядке с обязательствами сохранения функционального назначения (п.4.1).

4.4. Учесть выпадающие доходы и подготовить в установленном порядке предложения о корректировке бюджетных показателей 2005 года по арендной плате за нежилые помещения на сумму выпадающих доходов, а также предусмотреть источники покрытия расходов на содержание нежилого фонда по данной категории арендаторов.

5. Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества города Москвы проводить специальные конкурсы на предоставление в аренду помещений по видам бытовых услуг с участием в конкурсных комиссиях представителей департаментов потребительского рынка и услуг города Москвы и поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

6. Префектурам административных округов города Москвы:

6.1. При формировании территориальных проектов развития сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности предусматривать размещение в них предприятий бытового обслуживания населения, в т.ч. комплексных предприятий бытового обслуживания по типу "мультисервис".

6.2. В районах с низкой обеспеченностью стационарными объектами бытового обслуживания населения предусматривать в установленном порядке размещение нестационарных и (или) некапитальных объектов мелкорозничной сети по оказанию отдельных видов бытовых услуг с учетом потребностей населения.

7. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы предусматривать в типовых сериях жилых домов строительство пристроенных помещений, а также индивидуальную планировку помещений первых этажей для размещения предприятий сферы бытовых услуг согласно среднесрочным схемам развития отрасли и размещения объектов на территории города.

8. Москомархитектуре с участием заинтересованных организаций:

8.1. При разработке предпроектных материалов (актов разрешенного использования участков территории градостроительных объектов) для осуществления строительства, реконструкции точечных объектов предусматривать размещение на площадях торговых объектов предприятий бытового обслуживания населения.

8.2. В I квартале 2006 года разработать типовой проект комплексного предприятия бытового обслуживания населения по типу "мультисервис".

8.3. В IV квартале 2006 года подготовить изменения в действующие Московские городские строительные нормы (МГСН 4.18-99) "Предприятия бытового обслуживания населения" с учетом современного состояния сферы бытовых услуг в пределах лимитов, установленных Москомархитектуре как государственному заказчику на проектно-планировочные работы.

9. Утвердить:

9.1. Положение о проведении аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания населения города Москвы (приложение 4).

9.2. Перечень льготных категорий граждан, имеющих право на обслуживание в социальных предприятиях бытового обслуживания населения с предоставлением им установленных скидок (приложение 5).

10. Разрешить префектам административных округов и главам управ районов города Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на финансирование бытового обслуживания льготных категорий граждан (п.9.2), а также иных льготных категорий граждан в аккредитованных предприятиях.

11. Установить для аккредитованных социальных предприятий бытового обслуживания населения минимальную ставку арендной платы, утвержденную нормативно-правовыми актами Правительства Москвы на соответствующий финансовый период (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 802-ПП.

12. Региональной энергетической комиссии города Москвы по предложению Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в первом полугодии 2005 года рассмотреть вопрос о предоставлении для аккредитованных социальных предприятий бытового обслуживания населения льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.

13. Префектурам административных округов города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы рассмотреть вопрос о привлечении на конкурсной основе предприятий по профессиональной уборке помещений (клининговых компаний) к уборке подъездов жилых домов.

14. Принять предложение Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы о создании Городской информационно-аналитической системы мониторинга состояния и прогнозирования развития бытового обслуживания в городе Москве (ГИС "Московская служба быта") и определить Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы государственным заказчиком по ее созданию.

15. Управлению информатизации города Москвы:

15.1. Включить в План мероприятий городской целевой программы "Электронная Москва" на 2006 год работы по созданию ГИС "Московская служба быта" в установленном порядке.

15.2. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" обеспечить в 2005 году выполнение работ по НИОКР "Разработка информационной подсистемы "Реестр сертифицированных предприятий в рамках автоматизированной Системы информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР)".

16. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы:

16.1. Ежегодно проводить исследования по развитию сферы бытовых услуг и представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы основные показатели, выявленные в результате проводимых исследований, для включения их в состав показателей развития города.

16.2. В III квартале 2005 года обеспечить разработку технического задания и технико-экономического обоснования на создание ГИС "Московская служба быта".

16.3. До 31 декабря 2005 года в установленном порядке подготовить и провести конкурс на определение исполнителя работ по созданию ГИС "Московская служба быта".

16.4. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы активизировать работу по привлечению бюджетных кредитов для предприятий бытового обслуживания и компенсации за счет средств бюджета города Москвы части процентной ставки по коммерческим кредитам.

16.5. Координировать разработку инвестиционных проектов предприятий бытового обслуживания населения и готовить заключения для последующего рассмотрения на заседании Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и принятия решения с учетом представленных заключений.

16.6. Организовать в течение 2006 года разработку отраслевой схемы размещения объектов бытового обслуживания населения на территории города Москвы по технологическому заданию, согласованному с Москомархитектурой.

16.7. Совместно с администрацией Московской области продолжить работу по подбору земельных участков для расширения существующих и строительства новых кладбищ и крематориев на территории Московской области и во II квартале 2005 года подготовить предложения об установлении льготных ставок арендной платы за землю на действующих кладбищах в Московской области.

16.8. Совместно с префектурами административных округов города Москвы:

16.8.1. В первом полугодии 2005 года провести организационную работу по внедрению Региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг в городе Москве.

16.8.2. Обеспечивать доведение до органов государственного контроля и надзора информации о сертифицированных предприятиях бытового обслуживания населения для учета при проведении проверок.

16.9. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в 2006 году организовать проведение выставки "Бытовые услуги города Москвы".

17. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы:

17.1 Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и Московским фондом подготовки кадров:

17.1.1. При разработке городской целевой программы подготовки кадров для рыночной экономики на 2007-2009 годы предусмотреть раздел подготовки рабочих кадров для сферы потребительского рынка и услуг, включая сферу бытового обслуживания населения, с привлечением отраслевых учебных заведений, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы.

17.1.2. В 2005 году при наборе слушателей на реализуемые образовательные проекты Городской целевой программы "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы" предусмотреть выделение квот для работников сферы бытового обслуживания населения.

17.1.3. При необходимости оказывать содействие Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы в организации обучения сотрудников предприятий бытового обслуживания населения за счет предприятий.

17.1.4. Совместно с префектурами административных округов города Москвы организовать работу по доведению до предприятий сферы бытового обслуживания населения информации о проводимом обучении.

17.2. Совместно с заинтересованными организациями при реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы предусматривать первоочередное выделение помещений предприятиям сферы бытовых услуг, предоставляющим социально значимые виды бытовых услуг.

18. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы с учетом предложений Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в первом полугодии 2005 года разработать и представить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы предложения об изменении и дополнении Правил размещения средств наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 года N 41-ПП "О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города", предусматривающие упрощенный порядок регистрации и оформления разрешения на размещение информационных конструкций предприятий потребительского рынка, в том числе предприятий бытового обслуживания.

19. Установить, что предприятия бытового обслуживания населения являются предприятиями, выполняющими социально значимые для города функции, и могут быть освобождены от платы за долевое участие в строительстве и реконструкции городских систем инженерного обеспечения на основании распорядительных документов Правительства Москвы.

20. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы при участии Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы обеспечить широкое информирование населения о проводимых мероприятиях по развитию предприятий бытового обслуживания населения в городе Москве (в том числе о создаваемых Правительством Москвы системах аккредитации, добровольной сертификации, их участниках и т.д.), новых видах предоставляемых услуг.

21. Внести в постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2004 года N 245-ПП "О городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы" следующие изменения и дополнения:

21.1. Пункт 20.1 постановления признать утратившим силу.

21.2. Дополнить постановление пунктом 21 в следующей редакции:

"21. Управлению информатизации города Москвы включить на 2005 год финансирование разработки информационной системы "Выполнение мероприятий Программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы".

21.3. Пункты 21-23 постановления считать соответственно пунктами 22-24.

22. Признать утратившими силу постановления Правительства Москвы:

- от 31 марта 1998 года N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 годах";

- от 28 декабря 1999 года N 1220 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31.03.98 N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 годах".

23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И., министра Правительства Москвы Силкина В.Н. и префектов административных округов города Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Основные направления развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 200-ПП


(с изменениями на 11 сентября 2007 года)

1. Общая характеристика сферы бытовых услуг города Москвы

Бытовое обслуживание населения - одна из важнейших сфер городского хозяйства столицы. Мэром Москвы и Правительством Москвы уделяется постоянное внимание развитию этой отрасли.

Своевременное принятие постановлений Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 42 "О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения", от 13 декабря 1994 года N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г.Москвы", от 31 марта 1998 года N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 годах" и отдельных распорядительных документов, направленных на развитие ритуального обслуживания, бань, химической чистки, парикмахерских услуг и т.д., способствовало дальнейшему становлению и развитию бытового обслуживания населения.

В настоящее время сфера услуг города занимает уверенные позиции: в течение последних лет наблюдается стабильный рост объемов реализации услуг, расширение сети предприятий и перечня оказываемых услуг.

В сфере бытового обслуживания города около 7 тыс. предприятий, на которых трудятся более 70 тыс.человек.

Исходя из опросов москвичей, сфера бытовых услуг является одной из приоритетных для граждан и, при условии дальнейшего роста их доходов, горожане будут отдавать все большее предпочтение сфере бытовых услуг.

Объем реализации бытовых услуг по городу за период 2000-2004 годов увеличился с 19 почти до 35 млрд.руб. Наиболее интенсивный рост объемов реализации пришелся на 2004 год: темп роста в фактических ценах за данный период составил 121,9%, в сопоставимых ценах - 108,1%.

Москва, по-прежнему, занимает лидирующее положение на российском рынке услуг. Доля объема московских предприятий бытового обслуживания населения составляет пятую часть от российских.

В целом по Москве объем реализации бытовых услуг на одного жителя в 2004 году составил 3338 руб.

В период с 2000-2004 годов открыто 1952 новых и реконструировано 920 предприятий бытового обслуживания населения. На эти цели за счет различных источников привлечено около 15 млрд.рублей инвестиций. В основном эта деятельность осуществлялась за счет средств частных инвесторов.

За счет средств городского бюджета финансируются развитие и содержание хозяйства кладбищ, строительство и реконструкция муниципальных бань, на что из городского бюджета выделено около 4 млрд.руб.

Таким образом, региональные показатели экономического развития отрасли в целом удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для дальнейшего ее развития.

Вместе с тем динамика цен на бытовые услуги показывает наличие определенных проблем. На отдельные виды бытовых услуг в 2004 году по сравнению с аналогичным периодом 2000 года цены выросли более чем в 2 раза.

Причиной тому помимо увеличения себестоимости услуг и других факторов является недостаточное развитие конкурентной среды.

Высокие цены на бытовые услуги затрудняют возможности их получения населением со средним и ниже среднего уровнями доходов, а для малообеспеченных делают их практически недоступными.

Поэтому в ходе проводимых опросов горожане отмечают нехватку бытовых услуг повседневного спроса.

Кроме того, завышенные цены стимулируют оказание услуг в секторе неформальной экономики, особенно услуг парикмахерских, услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовых машин и приборов и услуг по пошиву и ремонту швейных изделий.

Потребление бытовых услуг в теневом секторе не дает потребителям никаких гарантий и зачастую создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.

Опрос населения также показал недостаточную информированность горожан о сфере бытовых услуг: почти половина опрошенных (45%) сообщила, что информацию о предприятиях и оказываемых ими услугах они получают от своих знакомых и только 9% - из районных средств массовой информации, 2% - из городских средств массовой информации.

Неинформированное население вынуждено обращаться к частному нелегальному бизнесу. В результате, как правило, получает некачественную услугу.

Таким образом, несмотря на положительные в целом показатели экономического развития отрасли, существует целый ряд проблем, которые требуется решить для дальнейшего развития и совершенствования деятельности предприятий бытового обслуживания населения в городе Москве.

2. Характеристика отдельных видов бытового обслуживания населения

2.1. Услуги парикмахерских


По состоянию на 1 января 2004 года в Москве функционирует около 1900 парикмахерских, салонов красоты с численностью свыше 18 тысяч человек.

Объем реализации услуг возрос с 1348 млн.руб. в 2000 году до 2275 млн.руб. в 2004 году. В общем объеме реализации бытовых услуг доля услуг парикмахерских составляет 6,6%.

Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более 2 лет.

В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.

По ценовой доступности все парикмахерские и салоны красоты распределяются следующим образом:

- 100-150 салонов "люкс", высшего класса - предоставляют сложные, комплексные и качественные парикмахерские и косметические услуги с широким выбором услуг (не менее 20-25), обслуживающие 10-15% жителей города. В таких эксклюзивных салонах фактически происходит слияние традиционных парикмахерско-косметических и лечебно-оздоровительных услуг;

- около 1000 салонов-парикмахерских стремятся приблизиться к уровню обслуживания салонов "люкс". В этих предприятиях обслуживается 30-40% потребителей по ценам, ориентированным на потребителя преимущественно с доходами выше среднего уровня;

- свыше 400 обычных парикмахерских предоставляют 5-10 видов услуг. Основными клиентами являются граждане со средним и менее среднего уровнями достатка, что составляет приблизительно 25-30% жителей города.

При этом по данным опросов населения более 60% москвичей считают цены в парикмахерских непомерно высокими, что является одной из причин наличия теневого сектора.

Выводы и предложения:

- услуги парикмахерских на данном этапе активно развиваются в рыночных условиях и не требуют привлечения городских инвестиционных ресурсов и (или) бюджетных средств;

- основной проблемой данного вида услуг является высокий уровень цен. Необходимо ускоренное развитие сети предприятий для формирования конкурентной среды и снижения цен;

- необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий.

2.2. Химическая чистка одежды, услуги прачечных

Услуги по химической чистке одежды оказывают около 120 предприятий с сетью приемных пунктов около 500 ед. Более 20 ведомственных предприятий работают в организациях и учреждениях.

Объем реализации услуг возрос с 320 млн.руб. в 2000 году до 626 млн.руб. в 2004 году. В столице оказывается около половины объема услуг по химической чистке одежды и стирке белья от объема услуг в Российской Федерации.

Большая часть предприятий оказывают полный спектр услуг по химической чистке текстильных изделий, трикотажа, изделий из замши, кожи и меха, игрушек, стирке белья и мужских сорочек.

Оказываются и дополнительные виды услуг, такие как: мелкий ремонт одежды, срочная чистка (в течение 48, 24 часов), экспресс-чистка (в течение 2-5 часов), прием и доставка заказов на дом, чистка мягкой мебели и напольных покрытий на дому и др.

Многие предприятия химической чистки оснащены самым современным высокопроизводительным оборудованием и оказывают услуги на высочайшем европейском уровне.

Для этого вида услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности. Химическая чистка одежды - это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего, технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном, зарубежного производства, что формирует высокую себестоимость услуг.

Кроме того, техническое перевооружение предприятий химической чистки требует значительных финансовых вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.

Для предприятий химической чистки актуальны также проблемы развития сети приемных пунктов в шаговой доступности, совершенствования технологических процессов и нормативной базы, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными знаниями и навыками.

Услуги по стирке белья в Москве оказывают 19 фабрик-прачечных мощностью от 1,5 до 30 тонн белья в день с сетью приемных пунктов около 100 ед.; около 120 химчисток-прачечных с сетью приемных пунктов более 500 ед., 4 банно-прачечных комбината, более 50 ведомственных прачечных и подразделений в гостиницах, больницах, воинских частях; около 10 мини-прачечных и прачечных самообслуживания, в том числе в общежитиях вузов.

Крупные фабрики располагают развитой производственной базой, расположены в отдельно стоящих зданиях площадью от 3 до 12 тыс.кв.м, имеют собственные котельные, теплотрассы, коммуникации, оснащены промышленным прачечным оборудованием. В сфере услуг они являются самыми технически оснащенными предприятиями.

В последние годы на отдельных фабриках-прачечных внедряются самые современные высокопроизводительные поточные стиральные и гладильные линии, позволяющие качественно и бережно обрабатывать весь ассортимент белья.

Однако современное оборудование является дорогостоящим, техническое перевооружение предприятий требует значительных инвестиций - свыше 3 млн.долларов на одно предприятие, при сроке окупаемости от 5 лет, для чего необходимо привлекать кредитные средства, получение которых затруднено из-за существующих условий кредитования.

Основными клиентами крупных городских фабрик-прачечных являются бюджетные организации социальной сферы: больницы, поликлиники, интернаты, детские дома, дома ребенка, детские дошкольные учреждения и др. (их объем составляет 49% от общего объема белья), а также гостиницы, воинские части, общежития, предприятия общественного питания и др. На отдельных фабриках-прачечных объем белья бюджетных организаций социальной сферы составляет более 50%.

Обработка белья населения в настоящее время осуществляется, в основном, химчистками-прачечными. Эти предприятия используют современные моющие средства, новейшие технологии и оборудование, обеспечивают высокое качество обработки и индивидуальную обработку белья.

Стирка белья традиционно пользовалась в Москве высоким спросом у населения, в том числе и у тех категорий граждан, которым она объективно необходима: пенсионеров, инвалидов, студентов и др.

Однако в настоящее время опросы населения показали недоступность этих услуг для населения с низким уровнем доходов.

Необходимо развивать сеть приемных пунктов белья, уделяя особое внимание развитию сети крупных предприятий, которые обеспечивают наиболее низкие цены за услуги.

Высокий уровень технического оснащения предприятий химической чистки и прачечных требует соответствующего уровня подготовки кадров и повышения их квалификации.

Одной из острых проблем также является сокращение сети предприятий химической чистки и прачечных, работающих по методу самообслуживания: если в начале 90-х годов их насчитывалось около 50, то к настоящему времени в Москве действуют 2 прачечные самообслуживания (открытая сеть) и несколько прачечных самообслуживания в студенческих общежитиях; услуги по химической чистке одежды методом самообслуживания оказывает 1 предприятие.

Выводы и предложения:

- услуги химчисток и прачечных на данном этапе активно развиваются в рыночных условиях, но требуется поддержка в виде доступных кредитных ресурсов;

- одной из основных проблем данного вида услуг является высокий уровень цен. Необходимо дальнейшее развитие сети предприятий для ускоренного формирования конкурентной среды и снижения цен;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий;

- необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг;

- необходимо обеспечить не только ценовую, но и территориальную доступность предприятий, ускоренными темпами развивать их сеть в пределах шаговой (пешеходной) доступности;

- возродить сеть предприятий по предоставлению услуг химической чистки и стирки белья методом "самообслуживания", в том числе с использованием механизмов лизинга и франчайзинга;

- следует рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предприятий химической чистки и прачечных через Московский фонд подготовки кадров.

2.3. Фотоуслуги

В Москве функционирует более 400 предприятий по оказанию фотоуслуг.

Фотоуслуги в Москве активно развиваются: объем реализации услуг возрос с 665 млн.руб. в 2000 году до 722 млн.руб. в 2004 году.

Наибольшим спросом у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, проявке пленок и изготовлению любительских фотографий.

Тенденции развития фотоуслуг в настоящее время таковы, что отдельные виды услуг исчезли или резко сократились, другие стремительно развиваются. Вытеснение таких услуг, как изготовление художественной фотографии, портретов, фотокерамики обусловлено рядом объективных причин: обязательное наличие значительных производственных площадей, особые санитарные требования, отсутствие высококвалифицированных специалистов, сложная технология изготовления фотокерамики (свинцовое напыление, эфирные обработки, обжиг и т.д.).

За последние два года на московском рынке наблюдается повсеместный переход фотоуслуг на цифровые технологии, позволяющие предоставлять эти услуги в современном формате.

Кроме того, предлагаемые москвичам фотоуслуги не всегда отвечают качественным критериям. Определяющим фактором и гарантом качества фотоуслуг является высокий уровень профессионализма специалистов.

Однако базовое обучение специалистов сферы услуг в Москве развито слабо, отсутствует эффективная система подготовки и переподготовки кадров для данного вида услуг.

Выводы и предложения:

- фотоуслуги на данном этапе активно развиваются в рыночных условиях;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий;

- целесообразно рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предоставления населению фотоуслуг через Московский фонд подготовки кадров.

2.4. Услуги ломбардов

В настоящее время в Москве действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 миллионов человек.

За год в Москве осуществляется порядка 5 миллионов залоговых операций на сумму около 10 миллиардов рублей. 90% залоговых операций совершаются под залог ювелирных изделий; 4% - под аудиовидеотехнику; 2% - под изделия из кожи и меха; около 3% - под залог автомобилей; 1% - под прочее имущество.

В настоящее время в Москве быстрыми темпами развиваются услуги ломбардов под залог автомобилей, в перспективе планируется создание сети автоломбардов.

Особенностью развития данного вида услуг на современном этапе является то, что ими все чаще пользуются предприятия малого бизнеса.

Сложности с получением кредитов коммерческих банков вынуждают предпринимателей обращаться к более простым схемам залогового финансирования.

В числе негативных тенденций развития данного вида услуг наличие нелегального рынка скупки драгоценных металлов и камней, связанного с отменой лицензирования данного вида деятельности.

Выводы и предложения:

- услуги ломбардов на данном этапе востребованы населением, активно развиваются в рыночных условиях и не требуют привлечения городских инвестиционных ресурсов и (или) бюджетных средств;

- в качестве одного из механизмов пресечения теневого рынка в сфере предоставления услуг ломбардов целесообразно внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.

2.5. Услуги бань

В Москве функционирует 35 бань общего пользования, из которых 5 - государственные унитарные предприятия и более 100 банно-оздоровительных комплексов и саун.

По итогам опросов населения спрос на услуги бань наименее удовлетворен: около половины опрошенных считают, что бань в Москве не хватает.

Этой проблеме Правительством Москвы уделяется постоянное внимание, принимались решения о финансировании строительства муниципальных бань за счет бюджетных средств.

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 11 июня 1996 года N 493 "О стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г.Москве" построены на средства города и введены в эксплуатацию 3 объекта: в 1999 году - ГУП "Некрасовские бани" (Юго-Восточный административный округ), в 2002 году - ГУП "Банно-оздоровительный комплекс "Переделкино" (Западный административный округ), в 2004 году - ГУП "Банно-оздоровительный комплекс на Дубнинской" (Северный административный округ), в 2005 году планируется реконструкция бирюлевских бань в Южном административном округе.

Подобраны земельные участки для строительства муниципальных бань в Центральном, Северо-Восточном, Восточном, Юго-Восточном, Юго-Западном, Зеленоградском административных округах.

Ведутся проектные работы по строительству городских бань в Восточном, Юго-Восточном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах.

Вместе с тем только строительством муниципальных бань за счет средств городского бюджета проблему обеспечения всех категорий населения данными услугами решить нельзя.

Правительством Москвы принято постановление от 18 января 2005 года N 23-ПП "О привлечении инвесторов для строительства и реконструкции бань в городе Москве", которое признает необходимым осуществлять дальнейшее финансирование работ по реконструкции действующих городских бань и строительству новых за счет привлечения средств инвесторов на конкурсной основе.

Необходимо ускорить проведение конкурсов и создать для инвесторов наиболее благоприятные условия с учетом обременений по социальному профилю деятельности бань.

Выводы и предложения:

- для развития услуг бань необходимо активное привлечение как бюджетных средств, так и средств частных инвесторов;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий;

- необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.

2.6. Услуги проката

В Москве функционирует более 200 предприятий проката. Из этого числа более половины предприятий специализируются на видеопрокате. Услугами проката пользуется около 5% москвичей.

С ростом доходов у населения и появлением возможности приобретать товары в кредит спрос на услуги проката претерпел определенные изменения. На сегодня наиболее востребованы услуги по прокату дорогостоящих товаров краткосрочного (сезонного) использования: туристическое снаряжение; свадебные, карнавальные костюмы; сложная бытовая техника, автомобили и т.п.). В перспективе, именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие услуг проката.

У определенной категории потребителей (студенты, проживающие в общежитиях, гости столицы, пребывающие в город на срок до 1 года и снимающие жилье, новоселы-молодожены, не имеющие возможность приобрести все необходимое, и т.п.) продолжает сохраняться потребность в услугах проката предметов домашнего обихода (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п.). Учитывая незначительное количество жителей, пользующихся услугами проката, этот сегмент услуг сохранится в прежних объемах.

Выводы и предложения:

- развитие услуг проката в рыночных условиях соответствует спросу и потребительским предпочтениям населения;

- необходимо расширять ассортимент предметов проката в соответствии с запросами населения;

- развивать услуги проката в студенческих общежитиях и жилых домах для молодых семей.

2.7. Услуги по профессиональной уборке
помещений (клининговые услуги)

По оценкам зарубежных экспертов развитие услуг по профессиональной уборке помещений является признаком роста благосостояния и высокого уровня экономического развития общества.

В столице эти услуги активно развиваются.

Таких фирм в Москве более 200. О качестве их работы ярко свидетельствует санитарное состояние их клиентов: крупных торговых центров, учреждений культуры, вокзалов, аэропортов и др. В порядке благотворительности услуги оказываются отдельным детским домам, интернатам, школам.

При оказании услуг клининговые компании руководствуются Санитарными нормами содержания помещений, Государственным стандартом ГОСТ Р 51870-2000* "Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия". Предприятия, входящие в состав Ассоциации русских уборочных компаний, оказывают услуги в соответствии с Международным стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Система менеджмента и качества".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "51870-2002". - Примечание изготовителя базы данных.


Опыт работы московских клининговых компаний показал, что использование современных технологий профессионального ухода позволяет не только обеспечивать высокий уровень чистоты, улучшать экологическое состояние помещений, но экономить средства за счет уменьшения количества ремонтов, в частности срок службы напольных покрытий увеличивается в 2-5 раз.

В порядке эксперимента с 2003 года осуществляется уборка подъездов 10 жилых домов в Северо-Восточном административном округе города Москвы. Обслуживание проводится в рамках установленных в городе тарифов.

Эксперимент показал, что даже в условиях минимального количества обслуживаемых объектов клининговая компания внесла значительные изменения в порядок уборки подъездов жилых домов: лестничные площадки и марши вместо одного раза в неделю моются дважды, дополнительно введены: генеральная отмывка полов - 1 раз в месяц, генеральная отмывка кабин лифтов - 1 раз в месяц, отмывка ковшей и стволов мусоропроводов. При этом используются современные моющие препараты и средства уборки. Жителям обслуживаемых домов предлагаются услуги по уборке квартир, мытью окон, а также оказываются услуги социально незащищенным категориям граждан.

По оценкам специалистов и отзывам жильцов качество уборки и содержания объектов стало значительно выше.

Выводы и предложения:

- клининговые услуги на данном этапе развиваются в рыночных условиях;

- необходимо расширение сферы деятельности клининговых компаний, их привлечение к уборке подъездов жилых домов, городских организаций социальной сферы: поликлиник, больниц, интернатов, городских учреждений в рамках городского заказа за счет бюджетных средств;

- необходимо организовать работу по широкому информированию населения о преимуществах клининговых услуг;

- развивать клининговые услуги за счет привлечения клининговых компаний к уборке жилых помещений. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий.

2.8. Услуги по ремонту и техническому обслуживанию
бытовой радиоэлектронной аппаратуры,
бытовых машин и приборов

Эти услуги сегодня предоставляют более 400 предприятий.

В то же время в ходе социологических опросов более 60% населения заявило, что таких предприятий недостаточно. Такое мнение москвичей вполне обосновано: в последние годы наблюдается значительное расширение ассортимента таких изделий в торговле, совершенствуются механизмы их продажи: ценовые скидки, продажа в кредит, бесплатная доставка, подключение и др. Все это наряду с ростом доходов позволило населению значительно расширить спектр техники, применяемой в быту, что не могло не сказаться на спросе на услуги.

Объем реализации услуг возрос с 779 млн.руб. в 2000 году до 1262 млн.руб. в 2004 году.

Опыт показывает, что в сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры, имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и музыкальных центров, в том числе сервисные центры при торговых центрах. Таких центров в Москве немного, однако, чтобы услугами таких предприятий смогли воспользоваться все жители столицы, необходимо развивать сеть приемных пунктов, в том числе в районах массовой жилой застройки.

Широкий ассортимент и высокий технический уровень современной бытовой техники требуют соответствующего уровня подготовки кадров, что в настоящее время является одной из основных проблем.

Выводы и предложения:

- услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов остро востребованы населением;

- основной проблемой данного вида услуг является необходимость широкого развития сети предприятий и приемных пунктов, особенно в районах массовой жилой застройки;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий;

- необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать безопасность услуг, а также качество предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг;

- целесообразно рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предоставления населению услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов через Московский фонд подготовки кадров.


2.9. Пошив и ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий


Эти услуги в Москве оказывают около 600 предприятий. В последние годы спрос на услуги заметно возрос. Объем реализации услуг вырос с 665 млн.руб. в 2000 году до 1324 млн.руб. в 2004 году.

В настоящее время москвичи все чаще отдают предпочтение одежде, индивидуально пошитой в ателье или Доме моды.

Высоким спросом пользуются ремонтные виды работ. Это явилось стимулом для развития небольших мастерских в торговых центрах, на рынках.

Возрождаются богатые традиции московских закройщиков и портных, мастеров художественной штопки и ремонта всевозможных швейных и трикотажных изделий.

Однако в целом потребность в этих услугах не удовлетворена. Еще мало предприятий для москвичей со средним достатком, не хватает ремонтных мастерских.

По результатам социологических опросов более 50% опрошенных считают, что таких предприятий недостаточно, особенно предприятий по пошиву кожаных, меховых и трикотажных изделий.

Кроме того, для предприятий данного вида услуг существует проблема нехватки квалифицированных кадров, т.к. профессии непрестижны и, зачастую, малооплачиваемы.

Выводы и предложения:

- услуги по пошиву и ремонту швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий востребованы населением;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий;

- для расширения сети предприятий по пошиву и ремонту одежды для населения со средним достатком необходима реализация системы мер по привлечению инвесторов;

- необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг;

- необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание позитивного имиджа таких профессий, как портной, закройщик, мастер художественной штопки, модистка и т.п.

2.10. Изготовление и ремонт мебели

Услуги по изготовлению и ремонту мебели оказывают более 100 предприятий бытового обслуживания. Торгующие и промышленные предприятия при продаже мебели по образцам также выполняют услуги по изготовлению мебели по размерам заказчика.

Спрос населения на эти услуги и соответственно спектр услуг в последние годы претерпели значительные изменения.

Насыщение рынка разнообразной по качеству и ценам мебелью привело к резкому сокращению спроса на изготовление мебели и ремонтные виды работ по корпусной мебели. Спрос населения на ремонт мягкой мебели сократился в меньшей степени, услуги по ее обивке и перетяжке пользуются спросом у населения.

Возрос спрос населения на услуги по изготовлению встроенной мебели по образцам, однако такие работы, в основном, выполняют промышленные мебельные предприятия, имеющие для этого более совершенную техническую и материальную базу.

Выводы и предложения:

- в существующих условиях необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.

2.11. Ремонт и пошив обуви

Объем реализации услуг по пошиву и ремонту обуви вырос с 337 млн.руб. в 2000 году до 683 млн.руб. в 2004 году.

Услуги по ремонту обуви в Москве оказывают более 500 предприятий, основным потребителем которых является население с невысоким уровнем доходов.

Требуется дальнейшее развитие сети этих предприятий, что приведет к развитию конкурентной среды и снижению цен на услуги.

Количество предприятий по пошиву обуви в последние годы резко сократилось. Причина - в насыщении рынка обувью разнообразного ассортимента и ценовых категорий. Услугами по пошиву обуви пользуются лица, не имеющие возможности приобретать готовую обувь из-за особенностей в строении стопы, или имеющие желание и возможности заказывать эксклюзивную обувь по индивидуальным образцам.

Насыщение рынка обувью также определило тенденцию к резкому снижению спроса населения на сложный ремонт, реставрацию, окраску обуви. Это в свою очередь привело к росту сети мелких предприятий по ремонту обуви, оказывающих ограниченный перечень услуг и располагающихся в киосках, на небольших площадях в магазинах, торговых центрах, предприятиях бытового обслуживания иного профиля.

Дальнейшее развитие сети таких предприятий сдерживается трудностями с выделением и оформлением земельных участков под киоски и палатки.

Кроме того, для предприятий по ремонту обуви, как и для других небольших предприятий бытового обслуживания населения, существует проблема предоставления населению информации об их местонахождении, в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных помещениях жилых домов.

Выводы и предложения:

- услуги по ремонту и пошиву обуви развиваются в рыночных условиях в соответствии со спросом населения;

- необходимо создание условий для дальнейшего развития сети, в том числе через включение киосков по ремонту обуви в схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории административных округов и районов, а также в торговых центрах и комплексах;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий;

- необходимо решить вопрос об установлении для предприятий, расположенных в подвальных, полуподвальных помещениях, во дворах без выхода на основные пешеходные улицы, упрощенного порядка регистрации размещения информации для населения без взимания платы.

2.12. Ритуальные услуги

В Москве создана и стабильно функционирует система оказания ритуальных услуг населению.

В настоящее время на территории Москвы и Московской области расположено 71 городское кладбище, входящее в состав Государственного унитарного предприятия города Москвы по специализированному обслуживанию населения "Ритуал", которое осуществляет основную деятельность в сфере организации похоронного дела в городе Москве.

Ежегодно, в среднем на 1800 га кладбищ ГУП "Ритуал" производится более 100 тысяч захоронений, в т.ч. 10-12 тыс. умерших жителей Московской области.

Кроме того, в целях оказания ритуальных, обрядовых, юридических и иных видов услуг, связанных с погребением умерших, в Москве в порядке, установленном Законом города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", создано 20 городских специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Учитывая социальную значимость похоронной отрасли, Правительство Москвы уделяет постоянное внимание ее развитию и укреплению материально-технической базы. На строительство и реконструкцию объектов ритуального назначения (кладбищ, крематориев и т.д.) в Адресной инвестиционной программе города ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Однако выделяемых на эти цели средств недостаточно для реализации запланированных мероприятий в полном объеме.

Требуется обеспечить стабильное финансирование в полном объеме похоронной отрасли.

Другой задачей отрасли является обеспечение наличия свободных территорий под захоронение умерших.

В существующих условиях резерв земель для захоронений должен быть создан за счет расширения существующих и строительства новых кладбищ в Московской области.

Эффективность использования земельных площадей для захоронения зависит и от рационального использования имеющихся мест захоронений городских кладбищ, находящихся в черте города. С целью выяснения ситуации с указанными местами захоронений начиная с 2000 года за счет бюджетных средств реализуется программа инвентаризации территорий городских кладбищ.

Одной из целей данной программы является выявление неухоженных мест захоронения. Уже первые этапы работы показали, что на городских кладбищах имеется около 20% неухоженных мест захоронения, что равносильно земельной площади порядка 80 гектар.

В рамках продолжения работы по инвентаризации территорий городских кладбищ была разработана геоинформационная система "Ритуал", позволяющая выдавать электронный паспорт захоронений.

Одно из наиболее перспективных направлений деятельности в похоронной отрасли - создание мест для семейных (родовых) захоронений. За счет ресурсов, вовлекаемых в коммерческий оборот от продажи мест под склеповые захоронения, уменьшится нагрузка на городской бюджет и будут созданы условия для дополнительного финансирования закрытых кладбищ, являющихся памятниками истории и культуры.

Выводы и предложения:

- для дальнейшего развития сферы ритуальных услуг требуется бюджетное финансирование в полном объеме, в том числе в соответствии с городскими адресными инвестиционными программами;

- в целях дальнейшего расширения и развития кладбищ необходимо решить вопрос о подборе дополнительных земельных участков на территории Московской области;

- необходимо внедрять практику создания мест для семейных (родовых) захоронений;

- необходимо обеспечить поэтапное внедрение электронных паспортов захоронений на территории всех московских кладбищ.

2.13. Комплексные предприятия бытового
обслуживания по типу "мультисервис"

Опыт показывает, что развитие ряда услуг (ремонт обуви, ремонт одежды, ремонт металлоизделий и др.) более эффективно в составе комплексных предприятий бытового обслуживания по типу "мультисервис".

Такие предприятия в Москве оказывают от 3 до 15 видов услуг на сравнительно небольших площадях.

Возможность получения комплекса бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у населения, а наиболее рациональное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта обеспечивает наибольшую эффективность работы и доступные цены на услуги.

Для предприятий типа "мультисервис" существует проблема предоставления населению информации об их местонахождении в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных помещениях жилых домов.

Выводы и предложения:

- необходимо обеспечить условия для развития комплексных предприятий бытового обслуживания по типу "мультисервис" ускоренными темпами, для чего необходимо приоритетное выделение помещений, особенно в районах массового проживания населения;

- рассмотреть вопрос об установлении для предприятий, расположенных в подвальных, полуподвальных помещениях, во дворах без выхода на основные пешеходные улицы, упрощенного порядка регистрации размещения информации для населения без взимания платы.

3. Механизмы реализации основных направлений

В настоящее время развитие отрасли бытового обслуживания населения в столице осуществляется в рыночных условиях.

Однако только на основе саморегулирования рынка нельзя обеспечить эффективное развитие бытовых услуг населению по следующим причинам.

Во-первых, коммерческие структуры ориентированы, в первую очередь, на получение максимальной прибыли от оказания услуг населению, и малорентабельные услуги малообеспеченным гражданам не входят в круг их приоритетов.

Во-вторых, механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на бытовые услуги, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей.

В этих условиях Правительство Москвы должно использовать механизмы государственного регулирования, направленные на:

- создание благоприятного предпринимательского климата и условий для привлечения инвестиций;

- усиление социальной направленности работы предприятий бытового обслуживания населения и обеспечение шаговой (пешеходной) доступности бытовых услуг;

- развитие конкурентной среды, создание условий для обеспечения ценовой доступности бытовых услуг;

- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения.

3.1. Развитие сети предприятий бытового
обслуживания населения

В качестве механизма развития сети предприятий бытового обслуживания населения необходимо максимально использовать возможности города Москвы по сохранению действующих предприятий на прежних площадях, а также предоставлению нежилых помещений из городских источников.

Для решения вопроса развития сети предприятий бытового обслуживания населения необходимо организовать проведение специальных конкурсов и выявлять победителей конкурсов, исходя их уровня цен и качества предоставляемых услуг. При этом, права аренды победителям на нежилые помещения необходимо предоставлять с обязательствами сохранения функционального назначения.

В целях рационального и социально обоснованного размещения предприятий бытового обслуживания населения на территории города, учета интересов населения, обеспечения территориальной доступности предприятий необходимо разработать отраслевую схему размещения объектов бытового обслуживания населения, которая будет использоваться при разработке предпроектной документации и проведении конкурсов.

Кроме того, необходимо предусматривать размещение предприятий бытового обслуживания населения на площадях торговых объектов при осуществлении их строительства или реконструкции.

Для развития сети необходимо также проводить активную работу по размещению предприятий бытового обслуживания в системе предприятий потребительского рынка шаговой (пешеходной) доступности, в т.ч. предусматривать в такой системе размещение предприятий по типу "мультисервис".

В районах с низкой обеспеченностью стационарными объектами бытового обслуживания населения необходимо предусматривать размещение нестационарных и (или) некапитальных объектов мелкорозничной сети по оказанию отдельных видов бытовых услуг с учетом потребностей населения.

3.2. Привлечение инвестиций для
развития производства

В настоящее время перед многими предприятиями бытового обслуживания стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для развития производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий, так как на 30% предприятий отрасли оборудование не отвечает современным требованиям.

Правительству Москвы необходимо активизировать работу по привлечению бюджетных кредитов и компенсации части процентной ставки по коммерческим кредитам за счет средств городского бюджета.

Кроме того, в адресных инвестиционных программах города Москвы предусматривать выделение денежных средств для финансирования затрат на проектирование, строительство и реконструкцию таких социально значимых объектов бытового обслуживания населения, как кладбища, бани, и обеспечить их финансирование в полном объеме.

Принятие системных мер финансовой поддержки отрасли со стороны органов власти города повысит ее привлекательность и для частных инвесторов.

3.3. Повышение уровня обслуживания и качества
предоставляемых бытовых услуг населению

Повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения может быть обеспечено путем применения механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в том числе преимущественно за счет внедрения добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества.

Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 2004 года N 245-ПП, планом мероприятий по ее реализации предусмотрено создание системы добровольной сертификации бытовых услуг в развитие действующих с 1996 года в городе Москве систем добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания.

Принимая во внимание положительный опыт, полученный Правительством Москвы при реализации систем сертификации услуг торговли и общественного питания, а также инициативы предпринимательского сообщества, распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2003 года N 2342-РП "О создании Региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг в городе Москве" создана система добровольной сертификации бытовых услуг, которая зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Организациям бытового обслуживания, прошедшим процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.

Кроме того, в целях обеспечения населения достоверной информацией о качестве предоставляемых услуг предусмотрено внедрение в Москве системы классификации предприятий бытового обслуживания по категориям качества.

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию актуальными становятся требования по сертификации систем качества (стандарт ИСО 9000). Всего в Российской Федерации сертифицировано 3000 таких предприятий, из них 540 - в Москве, но это только начало той большой работы, которая должна быть проделана.

3.4. Аккредитация социальных предприятий бытового
обслуживания населения города Москвы

Система аккредитации социальных предприятий была введена в 2000 году и была апробирована на предприятиях торговли. За прошедшее с 2000 года время аккредитованные социальные магазины показали свою эффективность в решении важной задачи поддержки малообеспеченных категорий граждан, прежде всего - инвалидов и участников Великой Отечественной войны которые получают дополнительные скидки в аккредитованных магазинах.

Решение о создании системы аккредитации предприятий бытового обслуживания населения города Москвы является последовательным шагом в реализации социальной политики города и было предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП "Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года" с распространением льгот социальных магазинов на аккредитованные социальные предприятия бытового обслуживания.

В каждом районе города предлагается аккредитовать не менее двух предприятий бытового обслуживания по каждому виду услуг из числа предприятий, в которых цены не превышают среднегородские по данным Мосгорстата.

Аккредитованные социальные предприятия бытового обслуживания должны взять на себя обязательство оказывать бытовые услуги малообеспеченным категориям граждан, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны с предоставлением скидок на оказываемые услуги.

Аккредитованным социальным предприятиям бытового обслуживания устанавливается минимальная ставка арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Правительства Москвы, и льготы по коммунальным платежам (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 802-ПП.

3.5. Совершенствование государственно-правового
регулирования отрасли

Совершенствование государственно-правового регулирования отрасли в рыночных условиях является необходимым условием эффективного развития отрасли, создания благоприятного предпринимательского климата и привлечения инвестиций.

Вместе с тем современное состояние правовой базы бытового обслуживания на федеральном уровне во многом не соответствует сложившимся экономическим условиям.

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации фактически дублируют положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и не содержат многих существенных положений как по отрасли в целом, так и по отдельным видам услуг.

С учетом появления новых видов бытовых услуг и необходимости исключения устаревших нуждается в доработке Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

Кроме того, имеются противоречия между ОКУН и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Например, услуги ломбардов по ОКУН являются бытовыми, а по ОКВЭД таковыми не являются.

В 2003 году постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации введены в действие санитарные правила и нормы: СанПиН 2.1.21199-03 "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию"; СП 2.2.1289-03 "Гигиенические требования к организациям химической чистки бытовых изделий" и СП 2.2.1/2.1.11200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Правила не учитывают современное состояние производства, оборудования, технологических процессов и создают серьезные препятствия для их деятельности и дальнейшего развития (например, установление необоснованных нормативов по площади и размещению объектов).

В условиях проводимых мер по сокращению административных барьеров в экономике были приняты решения об отмене лицензирования ритуальных услуг и услуг ломбардов.

Отмена лицензирования ритуальных услуг послужила причиной формирования негативных тенденций на данном рынке. Вместе с тем предложения Правительства Москвы о включении их в перечень лицензируемых видов деятельности не было поддержано Правительством Российской Федерации с обоснованием, что в сфере оказания ритуальных услуг целесообразно использовать другие методы государственного регулирования.

В связи с этим первоочередной задачей Правительства Москвы является дальнейшее совершенствование и активное внедрение созданной региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг на предприятиях бытового обслуживания населения в городе Москве.

В качестве механизма государственного регулирования необходимо широко использовать создание за счет бюджетных средств различных информационных ресурсов и автоматизацию процессов управления.

Прорабатываются вопросы создания и формирования Реестра предприятий бытового обслуживания города Москвы в качестве одной из подсистем Системы информационного обеспечения потребительского рынка и услуг (СИОПР).

При создании системы добровольной сертификации бытовых услуг на базе СИОПР будет разработана также информационная подсистема "Реестр сертифицированных предприятий", что позволит развить систему добровольной сертификации и обеспечить доступ к ней в установленном порядке заинтересованных организаций, поставщиков услуг и контролирующих органов.

Учитывая низкую информированность населения о сфере бытовых услуг, необходимо создание Городской информационно-аналитической системы мониторинга состояния и прогнозирования развития бытового обслуживания в городе Москве (ГИС "Московская служба быта") для всех категорий населения с использованием информационных технологий.

Внедрение специализированной справочной службы "Московская служба быта" позволит обеспечить предоставление различной информации о деятельности предприятий сферы бытового обслуживания (месторасположение, виды услуг, формы обслуживания и др.) как населению, так и предпринимателям.

В целях формирования информационного ресурса похоронной отрасли города и автоматизации деятельности диспетчерской службы ГУП "Ритуал" по обеспечению качества и оперативности предоставляемых услуг создана Единая автоматизированная система похоронной отрасли - ЕАС "Ритуал".

Осуществляется разработка и внедрение технологии создания электронного архива захоронений кладбищ, совмещающей информационную и картографическую составляющие с возможностью визуального отображения мест захоронений и надгробных сооружений.

Эти меры позволят существенно повысить полноту и качество предоставляемой информации о работе предприятий похоронной отрасли.

3.6. Кадровое обеспечение

Проводимые мероприятия по вводу в действие и реконструкции предприятий бытового обслуживания, созданию новых рабочих мест требуют подготовки соответствующего количества специалистов, мастеров и управленческого персонала.

Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы координирует вопросы кадрового обеспечения отрасли через реализацию различных городских комплексных программ по подготовке кадров.

Однако для предприятий отрасли вопрос обеспечения квалифицированными кадрами все же стоит достаточно остро.

Опрос руководителей предприятий бытового обслуживания показал, что более 90% приоритетной задачей для развития своего предприятия считают обеспеченность профессиональными кадрами. По сведениям Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г.Москве в 2004 году более 300 предприятий бытового обслуживания заявили о потребности в рабочей силе в количестве более 2500 чел.

Отсутствие на предприятиях стабильных профессиональных коллективов зависят не только от системы подготовки кадров, но и связаны еще с непрестижностью профессий в бытовом обслуживании и с негативным, исторически сложившимся отношением у молодежи к работе в сфере сервиса. В ходе опроса 68% населения отметили, что ни при каких условиях не хотят работать в системе бытового обслуживания.

Кроме того, недостаточно высокие доходы предприятий не дают им возможность предложить своим сотрудникам достойный дополнительный к заработной плате социальный пакет.

Важным шагом по повышению престижности отрасли бытовых услуг среди молодых специалистов является активная деятельность органов исполнительной власти города по организации и проведению различных профессиональных конкурсов в рамках программы "Московские мастера", выставок, смотров, а также широкое информирование об их проведении в средствах массовой информации.

Перечисленные проблемы требуют разработки комплекса мер по созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для бытового обслуживания, а также по созданию позитивного имиджа профессий этой сферы.

Для этого Московским фондом подготовки кадров при разработке городской целевой программы подготовки кадров для рыночной экономики на 2007-2009 годы должен быть предусмотрен раздел подготовки рабочих кадров для сферы потребительского рынка и услуг, включая сферу бытового обслуживания населения, с привлечением отраслевых учебных заведений, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы.

Кроме того, при наборе слушателей на реализуемые образовательные проекты городской целевой программы необходимо предусмотреть выделение квот для работников сферы бытового обслуживания населения.

Приложение 2. Перечень социально-значимых видов бытовых услуг, требующих первоочередной поддержки органов исполнительной власти города Москвы

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 200-ПП

                          

(с изменениями на 8 апреля 2008 года)

_______________
* К социально значимым видам бытовых услуг приравниваются услуги комплексных предприятий бытового обслуживания по типу "мультисервис" при условии включения в состав предоставляемых ими услуг не менее 3 видов услуг, входящих в перечень.

1. Услуги парикмахерских.

2. Услуги по химической чистке одежды.

3. Услуги прачечных.

4. Ремонт обуви.

5. Ремонт бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.

6. Ремонт и пошив одежды.

7. Услуги бань.

8. Услуги по профессиональной уборке помещений (клининговые услуги).

9. Пункт исключен с 3 мая 2008 года постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года N 260-ПП..

10. Ремонт часов (пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 29 августа 2006 года N 647-ПП);

11. Ремонт металлоизделий (пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 29 августа 2006 года N 647-ПП);

12. Фотоуслуги (пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 29 августа 2006 года N 647-ПП).

Приложение 3. Критерии отбора участников специальных конкурсов для отдельных видов бытовых услуг на предоставление в аренду нежилых помещений

Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 200-ПП


1. Основные:

- опыт работы в сфере бытового обслуживания населения не менее 1 года;

- наличие квалифицированных кадров;

- процент снижения уровня цен при обслуживании населения по отношению к среднегородским (по данным Мосгорстата).

2. Дополнительные:

- статус субъекта малого предпринимательства;

- участие в Региональной системе добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг в городе Москве;

- участие в программе аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания населения города Москвы;

- максимальное предложение ставки арендной платы с обязательным сохранением функционального назначения нежилого помещения для размещения предприятий бытового обслуживания населения.

Приложение 4. Положение о проведении аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания населения города Москвы

Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 200-ПП


(с изменениями на 11 сентября 2007 года)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, во исполнение постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП "Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года".

Настоящее Положение не распространяется на оказание услуг по погребению, гарантированный перечень которых предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Законом города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".

1.2. Социальное предприятие бытового обслуживания населения аккредитованное предприятие любой организационно-правовой формы, которое оказывает социально значимые виды бытовых услуг льготным категориям граждан, участникам Великой Отечественной войны и инвалидам и другим категориям граждан (приложение 5 к постановлению) с предоставлением скидок, установленных настоящим Положением.

1.3. Перечень работ по видам услуг в соответствии с приложением 2 к постановлению и периодичность их оказания определяется главой управы города Москвы по согласованию с районными центрами социальной защиты, с учетом мнения районных советов ветеранов.

1.4. В каждом районе подлежат аккредитации не менее двух предприятий бытового обслуживания по каждому виду услуг, определенному в Перечне социально значимых бытовых услуг, требующих первоочередной поддержки органов исполнительной власти города Москвы.

В случае недостаточного количества в районе предприятий бытового обслуживания населения, оказывающих социально значимые виды бытовых услуг, префектурой административного округа города Москвы может приниматься решение о дополнительной аккредитации предприятий бытового обслуживании населения в других районах округа при условии обеспечения их максимального приближения к населению.

1.5. Закрепление льготных категорий граждан за социальными предприятиями бытового обслуживания населения должно быть равномерным (по количеству рабочих мест на предприятиях).

1.6. Выдача приглашений на обслуживание производится управами районов города Москвы по утвержденным главой управы города Москвы спискам, согласованным с районными центрами социальной защиты, с учетом мнения районных советов ветеранов.

1.7. Социальные предприятия бытового обслуживания населения при предъявлении приглашения на оказание социально значимой бытовой услуги обслуживают гражданина с предоставлением установленной настоящим Положением скидки.

1.8. По решению префекта административного округа или главы управы района города Москвы (п.10 настоящего постановления) перечень льготных категорий граждан может быть расширен, уровень скидок на предоставляемые услуги - увеличен при условии финансирования этих расходов за счет целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы.

2. Критерии отбора предприятий бытового обслуживания

Критериями отбора предприятий являются:

- удовлетворительное состояние материально-технической базы и высокий уровень бытового обслуживания населения;

- наличие помещения, расположенного на территории округа и соответствующего установленным требованиям;

- уровень цен на оказываемые предприятием услуги, не превышающий среднегородские, в том числе по данным Мосгорстата;

- профессиональная квалификация работников на предприятиях бытового обслуживания населения в соответствии с занимаемой должностью (подтверждаемая документально), а также организация повышения квалификации и переподготовки кадров на предприятии;

- наличие возможности обслуживания граждан по "социальным картам" москвича;

- наличие специальных приспособлений и оборудования для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан.

3. Порядок аккредитации предприятий бытового обслуживания населения

3.1. Управы районов города Москвы доводят до сведения предприятий бытового обслуживания населения информацию о проводимой работе по аккредитации предприятий, об условиях аккредитации и порядке ее проведения.

3.2. Предприятия бытового обслуживания населения, желающие аккредитоваться, подают в управу района города Москвы (по месту своего нахождения) следующие документы:

- заявление;

- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, заверенные нотариально или органом, осуществляющим регистрацию, или с представлением подлинника для сверки;

- копии правоустанавливающих документов на помещения, занимаемые предприятием бытового обслуживания населения и используемые под обслуживание.

3.3. Управы районов города Москвы принимают заявления на аккредитацию от предприятий бытового обслуживания населения, проверяют претендентов на соответствие установленным критериям отбора, формируют предварительные перечни и направляют их в префектуры административных округов города Москвы.

3.4. Префектуры административных округов города Москвы на основе представленных управами районов города Москвы предварительных перечней предприятий бытового обслуживания населения готовят предложения об аккредитации предприятий в округе и направляют их в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.

Предложения готовятся с учетом обеспечения рационального и, по возможности, равномерного размещения на территории административного округа аккредитованных предприятий бытового обслуживания населения в зависимости от количества граждан, получающих право на пользование социально значимыми видами бытовых услуг.

3.5. Префектурой административного округа города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы может быть проведена оценка соответствия претендентов критериям отбора.

3.6. Решение об аккредитации предприятия бытового обслуживания населения или об отказе в аккредитации принимает Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы.

3.7. Предприятию бытового обслуживания населения может быть отказано в аккредитации в том случае, если в представленных документах имеется недостоверная или искаженная информация, а также, если имеется информация о несоответствии предприятия критериям отбора.

3.8. На основании протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы предприятиям, в отношении которых принято положительное решение об аккредитации, выдается свидетельство об аккредитации социального предприятия бытового обслуживания населения установленной формы.

Срок действия свидетельства - 2 года.

3.9. Продление аккредитации осуществляется в порядке, установленном для получения свидетельства об аккредитации социального предприятия бытового обслуживания населения, для чего аккредитованное социальное предприятие бытового обслуживания населения, имеющее желание продлить срок действия аккредитации, сообщает об этом в управу района города Москвы не менее чем за 3 месяца до окончания срока аккредитации.

4. Льготы, предоставляемые городом социальным предприятиям бытового обслуживания населения

Социальные предприятия бытового обслуживания населения имеют право на установление минимальной ставки арендной платы, утвержденной нормативно-правовыми актами Правительства Москвы на соответствующий финансовый период за арендуемые у города Москвы помещения, используемые для обслуживания малообеспеченных категорий граждан, участников Великой Отечественной войны и инвалидов (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 802-ПП.

Социальным предприятиям бытового обслуживания населения могут быть предоставлены льготы по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Москвы.

5. Требования, предъявляемые к работе социальных предприятий бытового обслуживания населения

5.1. Социальные предприятия бытового обслуживания населения в течение срока действия аккредитации оказывают услуги малообеспеченным категориям граждан, участникам Великой Отечественной войны и инвалидам и другим установленным категориям граждан с предоставлением следующих скидок:

- в размере 20% от цен, установленных прейскурантом предприятия, если в цену включена стоимость материала, запчастей и др.

- в размере 15% - если стоимость материалов, запчастей взимается отдельно.

5.2. Дополнительно к обязательствам, установленным пунктом 5.1 настоящего Положения, предприятия должны:

- удовлетворять критериям отбора, в соответствии с которыми они аккредитовались (пункт 2 настоящего Положения);

- обеспечивать высокий уровень обслуживания и качество предоставляемых бытовых услуг;

- использовать предоставленное в аренду помещение в соответствии с его целевым назначением;

- обеспечивать наличие логотипа "социальная поддержка" при входе в предприятие;

- на информационном стенде дополнительно размещать информацию о предоставляемых скидках, об аккредитации предприятия, размещать свидетельство об аккредитации социального предприятия бытового обслуживания населения или его копию, нормативные документы, в соответствии с которыми предоставляются льготы по бытовому обслуживанию.

5.3. Социальные предприятия бытового обслуживания населения по запросу префектур административных округов города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы представляют сведения, касающиеся организации обслуживания населения.

5.4. Контроль за соблюдением социальными предприятиями бытового обслуживания населения требований аккредитации, установленных пунктами 5.1, 5.2 настоящего Положения, осуществляют управы районов города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, советы ветеранов.

5.5. При выявлении вышеперечисленными органами (пункт 5.4 настоящего Положения) нарушений требований аккредитации социальными предприятиями бытового обслуживания населения вопрос о лишении их аккредитации выносится на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы.

5.6. С момента принятия Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы решения о лишении аккредитации предприятие утрачивает право на предоставление льгот.

5.7. При самостоятельном принятии решения о досрочном прекращении действия аккредитации социальное предприятие бытового обслуживания населения сообщает об этом в управу района города Москвы за 1 месяц до прекращения обслуживания населения.

Приложение 5. Перечень льготных категорий граждан, имеющих право на обслуживание в социальных предприятиях бытового обслуживания населения с предоставлением им установленных скидок

Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 200-ПП


1. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

2. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.

3. Участники обороны Москвы.

4. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

5. Труженики тыла.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

 

Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года (с изменениями на 8 апреля 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.07.2013 N 431-ПП)

Название документа: Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года (с изменениями на 8 апреля 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.07.2013 N 431-ПП)

Номер документа: 200-ПП

Вид документа: Постановление Правительства Москвы

Принявший орган: Правительство Москвы

Статус: Недействующий

Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 26, 27.04.2005
Дата принятия: 12 апреля 2005

Дата начала действия: 07 мая 2005
Дата окончания действия: 04 июля 2013
Дата редакции: 08 апреля 2008