Недействующий

О Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы и проекте закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы" (утратило силу с 01.01.2022 на основании постановления Правительства Москвы от 07.12.2021 N 1901-ПП)

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 23 марта 2004 года N 164-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
обращения с отходами производства и
потребления города Москвы

В Москве ежегодно образуется в жилом секторе 2,1 млн.тонн твердых бытовых отходов (далее - ТБО) производства и потребления города Москвы и 655 тыс.тонн крупногабаритного мусора (далее - КГМ), 1,15 млн.тонн ТБО в нежилом секторе, свыше 2 млн.тонн отходов строительства и сноса, 230 тыс.тонн медицинских отходов, 3,2 млн.тонн промышленных отходов производства и потребления, объем загрязненных строительных грунтов составляет 6 млн. тонн, а осадков очистных сооружений - 3,5 млн.тонн. Итого в городе образуется более 18 млн.тонн отходов производства и потребления города Москвы (далее - отходы производства и потребления). Средний прирост объемов образования различных видов отходов производства и потребления на протяжении последних 10-15 лет достаточно стабилен и составляет 3-4% в год. При таких темпах общий объем образования всех видов отходов производства и потребления в городе к 2010 году превысит 22 млн.тонн.

В этом году запланировано подвергнуть термическому обезвреживанию около 24% ТБО, образующихся в жилом секторе города. Доля прессуемых на мусороперегрузочных станциях ТБО приближается к 1 млн.тонн. Часть отходов производства и потребления (порядка 400 тыс.тонн), в основном из ТБО нежилого сектора, собирается в качестве вторичных ресурсов. Остальные ТБО направляются для захоронения на полигоны через сеть МПС РФ и прямым вывозом. С учетом действующих мусоросжигательных заводов (МСЗ N 2, 3 и 4) общий объем обезвреживания ТБО достигнет к 2010 году примерно 700 тыс.тонн в год.

При учете того, что в потоке ТБО жилого сектора содержится 30% пищевой фракции, 30% коммерчески привлекательных фракций (макулатура, отходы полимеров, металлы и т.д.), 10% приходится на отсев, мусоросжиганию должно подвергаться 30% этого потока. Примерно такая же доля мусоросжигания приходится на ТБО нежилого сектора и КГМ. Следовательно, общий объем сжигаемых ТБО в городе должен составить 1,25 млн.тонн в год, т.е. к 2010 году, при условии направления на захоронение только балластной части ТБО, дефицит мощностей мусоросжигания достигнет примерно 0,5 млн.тонн, что эквивалентно двум мусоросжигательным заводам типа МСЗ N 4. Годовой объем сбора, сортировки и предварительной обработки вторичного сырья в городе превысил 850 тыс.тонн.

Анализ структуры образующихся в городе отходов производства и потребления, направляемых на подмосковные полигоны, определяет цель резкого сокращения их количества на фоне увеличивающихся бюджетных расходов и платежей населения, а также постоянного роста платежей за загрязнение окружающей среды размещением отходов.

Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов производства и потребления в городе, являются:

- отсутствие единой системы учета производителей отходов, взимания с них платежей и контроля со стороны налоговой службы, обеспечивающей обязательность такого взимания;

- недопустимый объем направляемых на захоронение отходов производства и потребления, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов, что во многом связано с трудностями сортировки смешанных с пищевой фракцией остальных отходов;

- отсутствие утилизации КГМ, в котором содержатся коммерчески привлекательные фракции;

- отсутствие систем управления опасными, медицинскими и биологическими отходами;

- слабая конкурентная среда, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;

- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления, включая опасные;

- слабое развитие системы предприятий переработки отходов производства по сравнению с городской системой переработки ТБО.

Для успешного решения проблемы отходов производства и потребления города необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие деятельности субъектов малого предпринимательства в этой сфере. При этом в Москве необходимо ввести по примеру всех столиц стран ЕС тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов производства и потребления. Но цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе (или, по крайней мере, в области) была бы организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов производства и потребления.

Для оптимизации управления отходами производства и потребления города Москвы на период до 2015 года необходимо:

1. В первом полугодии 2004 года принять проект закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы", регулирующий взаимоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, стимулирующий деятельность по вовлечению полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот.

2. Провести детальную инвентаризацию образующихся в городе отходов производства и потребления (в том числе уточнить морфологический состав ТБО и КГМ и их вариации по административным округам) и мест их размещения (временного накопления), а также инвентаризацию лицензированных предприятий, занятых сбором, транспортировкой, переработкой и захоронением всех видов отходов производства и потребления.

3. Уполномоченному Правительством Москвы органу исполнительной власти по управлению отходами производства и потребления следует заключить соглашение о взаимодействии по информационному обмену с территориальными органами исполнительной власти города Москвы и Московской области в части переработки опасных отходов производства и потребления с федеральными предприятиями.

4. Ориентироваться на селективный сбор отходов производства и потребления города Москвы, утилизацию ценных компонентов с целью сокращения количества отходов производства и потребления, поступающих на захоронение.

5. Привлекать субъекты малого предпринимательства, население к раздельному сбору компонентов отходов производства и потребления, для чего следует проводить систематизированное обучение, использовать рекламу с помощью кабельного телевидения, средств массовой информации, стимулировать участие в раздельном сборе путем снижения платежей за отходы производства и потребления.

6. Управлению по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы с участием департаментов: природопользования и охраны окружающей среды, науки и промышленной политики, поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг города Москвы:

- разработать целевую программу вовлечения вторичных ресурсов, в том числе и пищевой фракции, содержащихся в отходах производства и потребления, в полезную продукцию, изготовляемую на предприятиях Москвы и Московской области, преимущественно используемую в московском регионе;

- с участием предприятий малого и среднего бизнеса и научной общественности столицы разработать целевые долгосрочные программы вовлечения в хозяйственный оборот отходов автотранспортного комплекса, электронного и электротехнического лома, полимерных материалов;

- провести в течение двух лет эксперимент по управлению всеми видами отходов производства и потребления в одном из муниципальных районов города с целью вовлечения образующихся различных видов отходов производства и потребления, включая КГМ, медицинские и проблемные отходы в системы рециклинга, утилизации и обезвреживания;

- разработать средства малой механизации и прессования отходов производства и потребления;

- вовлечь население и предпринимателей в раздельный сбор и переработку отходов производства и потребления;

- провести оптимизацию финансовых и транспортных потоков;

- обеспечить благоприятные экономические условия для сокращения образования количества отходов производства и потребления с максимальной степенью утилизации;

- создать конкурентную среду;