Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Совершенствование
психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 августа 2005 года на основании
закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 62-оз
____________________________________________________________________

     
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
25 февраля 2003 года

     

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Совершенствование психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург,

26 марта 2003 года

N 24-оз


Официальный

электронный текст
ИПС "Кодекс"

УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 26 марта 2003 года N 24-оз
(приложение)

Региональная целевая программа
"Совершенствование психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы"

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Совершенствование психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы"

Полное
наименование
Программы

Региональная целевая программа "Совершенствование
психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы"
(далее - Программа)

Основание для разработки
Программы

"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения" от 22 июля 1993 года N 5487-1;

Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года N 3185-1;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами";

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2002 года N 98 "Об отраслевой программе "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)"

Период реализации Программы

2003-2006 годы

Цели и задачи Программы

1. Создание условий для реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

2. Совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Ленинградской области.

3. Осуществление четкого контроля за состоянием и перемещением лиц, страдающих психическими расстройствами.

4. Совершенствование подготовки психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, доукомплекгование штата работников указанных учреждений.

5. Реконструкция, организация, оснащение психиатрических учреждений до уровня, отвечающего требованиям современной психиатрии.

6. Повышение качества психиатрического освидетельствования и снижение числа возврата призывников с психическими расстройствами.

7. Сокращение числа социально опасных действий, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами.

Основные
мероприятия

     1. Укрепление материально-технической базы психиатрических учреждений:

Программы

     проведение строительных и ремонтных работ;

     оснащение пищеблоков и котельных современным оборудованием;

     оснащение санитарных узлов и палат;

     расширение автопарка психиатрических стационаров.

     2. Улучшение качества диагностики и лечения психических заболеваний (приобретение медицинского оборудования).

     3. Создание локальной компьютерной сети (приобретение 8 компьютеров типа Pentium II и модема).

     4. Подготовка кадров в области психиатрии:

     подготовить 45 взрослых и 14 детских психиатров, 46 психотерапевтов, 29 психологов, 43 социальных работников;

     повысить квалификацию 66 взрослых и 10 детских врачей-психиатров, 17 психотерапевтов, 13 психологов, 17 социальных работника

Объем освоенных средств в рамках региональной целевой Программы "Совершенствование психиатрической помощи населению" за 1997-1998 годы

2459 тысяч рублей за счет средств областного бюджета (в ценах 1997 года)

Объем финансовых ресурсов по Программе на 2003 год

2000 тысячи рублей за счет средств областного бюджета

Объем финансирования, необходимый для завершения

49150 тысяч рублей за счет средств областного бюджета,
из них:

Программы

2004 год - 14191,7 тысячи рублей,

2005 год - 13719,3 тысячи рублей,

2006 год - 21239 тысяч рублей

Ожидаемые конечные

Реализация Программы и разработок на ее основе позволяет:

результаты, социальный и экономический эффект Программы

     1. Прекратить рост первичной инвалидности среди лиц, страдающих психическими расстройствами, за счет применения современных методик лечения, ранней диагностики психических заболеваний (в 1999 году были признаны инвалидами 544 человека, в 2000 году - 576 человек), что обеспечит экономический эффект за счет выдачи бесплатных лекарственных препаратов в сумме около 250 тысяч рублей в год (в ценах 2000 года).

     2. Сократить количество психиатрических стационарных коек на 30 процентов к 2007 году за счет введения в строй сети полустационарных психиатрических учреждений, что даст экономический эффект около 24000 тысяч рублей в год (в ценах 2001 года) без снижения качества лечения.

     3. Сократить сроки лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре на 10 процентов, что даст экономический эффект около 1000 рублей на человека, или порядка 8740 тысяч рублей в год (в ценах 2001 года), без снижения качества лечения.

     4. Улучшить санитарные нормы содержания лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре, довести фактическую площадь на одну койку до 5,5 квадратного метра.

     5. Своевременно проводить рентгенологический, кардиологический, электроэнцефалографический контроль за состоянием лиц, страдающих психическими расстройствами, что позволит своевременно выявить сочетанную патологию, назначить адекватную терапию и, как следствие, сократить сроки пребывания лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре.

     6. Улучшить качественные показатели проведения судебно-психиатрических экспертиз, сократить сроки их проведения на 10 процентов, совершенствовать критерии экспертной оценки при применении новых юридических форм.

     7. Создать специализированные отделения: геронтологическое (минимум на 50 коек - одно отделение), психосоматическое, соматопсихиатрическое (минимум на 70 коек - два отделения), дополнительное отделение для принудительного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших преступление и по определению суда признанных недееспособными (минимум на 50 коек - одно отделение), реабилитационное психотуберкулезное отделение (минимум на 50 коек - одно отделение). Создание указанных отделений позволит сократить сроки пребывания больных в стационаре.

     8. Открыть общежитие на 50 коек для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, на базе Дружносельской психиатрической больницы, что позволит создать условия для предотвращения социально опасных действий со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами.

     9. Приобрести автотранспорт, что создаст условия для своевременного оказания специализированной психиатрической помощи и консультаций лицам, страдающим психическими расстройствами, их своевременной и адресной госпитализации; минимизировать сроки с начала или обострения заболевания до момента оказания психиатрической помощи.

     10. Создать локальную компьютерную сеть (приобретение 8 компьютеров и модема) и отслеживать движение лиц, страдающих психическими расстройствами, внутри психиатрической службы (амбулаторная помощь - стационар) и изменение адресов проживания больных, обеспечив своевременный контроль за их психическим состоянием.

     11. Подготовить к 2007 году 45 взрослых и 14 детских врачей-психиатров, 46 психотерапевтов, 29 психологов, 43 социальных работника; повысить квалификацию 66 взрослых и 10 детских врачей-психиатров, 17 психотерапевтов, 13 психологов и 17 социальных работников, что позволит улучшить качество оказания психиатрической помощи населению, внедрить в лечебную практику современные методики диагностики и лечения.

     12. Приблизить условия содержания лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрических стационарах к существующим мировым стандартам за счет приобретения современного технологического оборудования (кухня, прачечная, санитарные блоки, оснащение палат).

     13. Назначать максимально адекватную терапию лицам, страдающим психическими расстройствами, создать условия для их адаптации в обществе.

Разработчик Программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области

Сроки разработки Программы

Четвертый квартал 2001 года

Основной исполнитель и соисполнитель Программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, государственное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной психоневрологический диспансер"

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Воинков Евгений Владимирович - главный врач государственного учреждения здравоохранения "Ленинградский областной психоневрологический диспансер", тел.: 272-70-03

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в Программе, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы. Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе выполнения и финансировании Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области

        

     

1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Обоснование Программы


Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июня 1992 года N 3185-1, постановлений Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", реализация федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи" на 1995-1997 годы явились выражением существенных изменений в государственной политике в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.

Региональная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Ленинградской области на 1997-1998 годы", утвержденная распоряжением Губернатора Ленинградской области от 11 апреля 1997 года N 139-рг, позволила на практическом уровне перейти к выполнению действующего законодательства в области психиатрии и начать материально-техническое переоснащение психиатрической службы Ленинградской области, совершенствовать формы специализированной психиатрической помощи, системы подготовки, укомплектования, аттестации специалистов психиатрических учреждений.

Несмотря на то что региональная целевая программа на 1997-1998 годы не получила полного финансирования, выделение дополнительных целевых финансовых средств позволило сохранить работоспособность систем жизнеобеспечения стационарных психиатрических учреждений, улучшить соблюдение санитарных норм содержания больных при сокращении числа психиатрических коек в области. В указанные годы не отмечались случаи групповой внутрибольничной инфекционной заболеваемости в психиатрических больницах Ленинградской области. Прошли сертификационные курсы усовершенствования 58 врачей-психиатров, и в настоящее время 65 процентов психиатров имеют сертификаты специалистов.

Таким образом, региональная целевая Программа 1997-1998 годов смогла решить самые неотложные вопросы сохранения психиатрической помощи населению Ленинградской области и стала основой для разработки и реализации долгосрочной Программы охраны психического здоровья.

Состояние психического здоровья населения Ленинградской области в значительной мере определено состоянием и уровнем функционирования социальной структуры области, поэтому проблема оказания психиатрической помощи должна рассматриваться и входить в общую социально-экономическую концепцию функционирования, обеспечения и развития Ленинградской области.

Учитывая большую социальную значимость психиатрической службы и то, что контингенты лиц, страдающих психическими расстройствами, являются самыми незащищенными и потенциально опасными для общества, службу следует понимать как один из инструментов, с помощью которого должны решаться многие проблемы области: медицинские, социальные, правовые.

За последние годы психиатрическая служба обнаруживает в своем развитии противоречивые тенденции: с одной стороны, идет активный поиск путей повышения качества психиатрической помощи населению - повышается квалификация кадров, внедряются более эффективные методики лечения, используются более современные препараты, больше внимания уделяется реабилитации и реадаптации лиц, страдающих психическими расстройствами. С другой  стороны, психиатрическая служба испытывает постоянный недостаток финансовых средств, затрудняющий осуществлять реформы, вызывающий кадровый "голод" и, как следствие, не позволяющий полностью реализовать накопленный потенциал.

С 1995 года действует новое штатное расписание психиатрических служб, предусматривающее не только повышение обеспеченности врачами внебольничных и стационарных учреждений, но и введение в их штат ставок психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе и социальных работников.

В настоящее время психиатрическая служба Ленинградской области представлена областным психоневрологическим диспансером, пятью психиатрическими больницами, двумя психиатрическими отделениями в общесоматических больницах, двумя дневными стационарами и 17 психоневрологическими кабинетами. В области занято (от штатного расписания) 72 процента должностей врачей-психиатров, 19 процентов должностей психотерапевтов, 26 процентов должностей психологов.

Особенно тяжелое положение отмечается в амбулаторной психиатрической службе, где от штатного норматива занято только 60 процентов должностей врачей-психиатров; практически отсутствуют психологи и социальные работники и занято только 13 процентов должностей психотерапевтов. Детские врачи-психиатры отсутствуют в шести районах из 17 (таблица 1 приложения 1 к Программе).

Такое положение вызвано помимо низкой оплаты труда оттоком кадров в лечебные учреждения Санкт-Петербурга, нежеланием молодых специалистов работать в структуре здравоохранения Ленинградской области, отсутствием нормальных жилищных условий. Для решения этих проблем необходимо изменение подхода к подготовке психиатров: углубление постдипломной подготовки (первичной специализации) врачей; создание областной программы подготовки и аттестации психиатров; расширение возможностей усовершенствования и повышения квалификации врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов и логопедов совместно с кафедрами психиатрии Медицинской академии постдипломного образования, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, Педиатрической академии, факультетом специальной педагогики Ленинградского государственного областного университета; совместная деятельность с зарубежными психиатрами, психологами и психотерапевтами.

За 1998-2000 годы наблюдается тенденция роста уровня болезненности психическими расстройствами общего числа учетных больных при снижении уровня болезненности больных, состоящих на диспансерном учете (то есть за счет больных, обратившихся за консультативной помощью, - людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи), что свидетельствует о необходимости активного развития психотерапевтической помощи населению в районах области. Одновременно сохраняется рост уровня заболеваемости психическими расстройствами лиц, состоящих в группе диспансерного наблюдения (нуждающихся в наблюдении и лечении у психиатра (таблица 2 приложения 1 к Программе). С 1998 по 2000 год этот показатель вырос на 7,4 процента.

По сравнению с 1998 годом общее количество больных, находящихся под наблюдением психиатров, к 2001 году выросло на 4,6 процента, из них детей - на 12 процентов, подростков - на 11 процентов (таблица 3 приложения 1 к Программе).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»