Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О региональной целевой программе "Профилактика и снижение заболеваемости
туберкулезом в Ленинградской области на 2003-2006 годы"

(с изменениями на 9 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 августа 2005 года на основании
закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 62-оз
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 22 декабря 2003 года N 104-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 2, 19.01.2004);

Законом Ленинградской области от 9 сентября 2004 года N 58-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 29, 30.09.2004).

____________________________________________________________________



Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
25 февраля 2003 года)

     

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области на 2003-2006 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

18 марта 2003 года

N 20-оз

 УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 18 марта 2003 года N 20-оз
(приложение)

     
Региональная целевая программа
"Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области
на 2003-2006 годы"

(с изменениями на 9 сентября 2004 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом в
Ленинградской области на 2003-2006 годы"

Полное наименование Программы

Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области на 2003-2006 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1;

Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ;

постановление Правительства Российской Федерации "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 25 декабря 2001 года N 892
;

постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" от 13 ноября 2001 года N 790

Период реализации Программы

2003-2006 годы

Цели Программы

Разработка и реализация комплекса профилактических и лечебных мероприятий, способных обеспечить необходимый уровень защиты общества от дальнейшего распространения туберкулезной инфекции и стабилизацию показателей распространенности заболевания среди различных категорий населения с тенденцией дальнейшего снижения.

Развитие материально-технической базы учреждений, кабинетов туберкулезного профиля.

Внедрение передовых медицинских технологий для улучшения диагностики и лечения туберкулезных больных

Основные мероприятия Программы

Капитальный и текущий ремонт противотуберкулезных учреждений;

оснащение противотуберкулезных учреждений лечебно-диагностической аппаратурой, расходными материалами;

приобретение противотуберкулезных препаратов для лечения полирезистентных форм;

обеспечение государственной системы мониторинга туберкулеза

Объем финансовых ресурсов, освоенных в рамках региональной целевой программы "Снижение заболеваемости туберкулезом" на 2000-2002 годы

58679,3 тысячи рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 26789,9 тысячи рублей;

областной бюджет - 31889,4 тысячи рублей

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2003 год

26000 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 16000 тысяч рублей;

областной бюджет - 10000 тысяч рублей

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

76000 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 39000 тысяч рублей;

областной бюджет - 37000 тысяч рублей;

2004 год - 33000 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 19000 тысяч рублей;

областной бюджет - 14000 тысяч рублей;

2005 год - 21500 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 10000 тысяч рублей;

областной бюджет - 11500 тысяч рублей;

2006 год - 21500 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 10000 тысяч рублей;

областной бюджет - 11500 тысяч рублей

Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы

1. Снижение распространенности туберкулеза до 250 на 100000 населения (2003 год - до 260; 2004 год - до 257; 2005 год - до 254; 2006 год - до 250).

2. Обеспечение профилактических противотуберкулезных мероприятий среди детского населения:

охват туберкулинодиагностикой и прививками вакциной БЦЖ не менее 95 процентов (2003 год - 91; 2004 год - 92; 2005 год - 93; 2006 год - 95).

3. Повышение качества и своевременности диагностики туберкулеза:

проведение бактериоскопического обследования мокроты всех больных, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения области с жалобами на длительный кашель с мокротой;

уменьшение частоты фазы распада среди впервые выявленных больных туберкулезом органов дыхания менее 50 процентов.

4. Повышение эффективности лечения больных туберкулезом:

увеличение частоты закрытия полости распада до 65 процентов (2003 год - до 56; 2004 год - до 59; 2005 год - до 62; 2006 год - до 65) и абациллирования до 70 процентов (2003 год - до 60; 2004 год - до 63; 2005 год - до 66; 2006 год - до 70);

снижение первичной инвалидности по туберкулезу до 2,7 на 10000 (2003 год - до 2,9; 2004 год - до 2,8; 2005 год - до 2,8; 2006 год - до 2,7);

прекращение роста смертности от туберкулеза и снижение до 16,0 на 100000 (2003 год - до 18; 2004 год - до 17,5; 2005 год - до 17,0; 2006 год - до 16,0).

5. Совершенствование системы мониторинга туберкулеза.

6. Улучшение условий пребывания больных в туберкулезных стационарах

Разработчик Программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер

Срок разработки Программы

Первый квартал 2002 года

Представитель заказчика Программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области

Исполнители и соисполнители

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер, муниципальные учреждения здравоохранения, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Корнеев Юрий Валентинович - главный врач Ленинградского областного противотуберкулезного диспансера, телефон: 273-68-61

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.

Для осуществления оперативного контроля за выполнением Программы руководители учреждений и служб, участвующих в ней, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы.

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе выполнения и финансирования Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области

     

     

Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

     

1. Обоснование Программы


Реализация комплекса организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий в рамках региональной целевой программы по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом на 2000-2002 годы позволила повысить ресурсное обеспечение противотуберкулезной службы и добиться улучшения некоторых качественных показателей лечебно-диагностической работы на стационарном и амбулаторном этапах. Существенную роль при этом сыграло использование некоторых клинико-диагностических алгоритмов, призванных повысить экономическую эффективность профилактических и лечебных мероприятий, интенсифицировать выявление наиболее опасных в эпидемиологическом отношении категорий больных. Но добиться положительной динамики основных показателей, характеризующих распространенность туберкулеза, не удалось.

Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Ленинградской области остается неблагоприятной. Она отражает общие негативные тенденции, характерные для территорий Российской Федерации.

В 2001 году уровень первичной заболеваемости вырос по сравнению с предшествующим годом (59,4) на 7 процентов и составил 63,6 на 100000 населения. С учетом больных из числа лиц без определенного места жительства и находящихся в местах лишения свободы, а также населения, обслуживаемого ведомственными медицинскими учреждениями, показатель заболеваемости составил 72,3 на 100000 (в 2000 году по Ленинградской области - 69,1, по России - 90,3).

Наиболее высокая заболеваемость в 2001 году отмечалась в Лужском районе (100,5 на 100000 населения) и Колтушской волости (107,1); в городах Волхове (100,2), Коммунаре (99,4), Светогорске (97,9) и Приозерском районе (91,9). Наиболее низкая - во Всеволожском (44,4) и Выборгском (42,2) районах, в городах Пикалево (23,3), Новой Ладоге (36,7), Сертолово (35,7), Сосновом Бору (36,8).

Продолжается рост числа больных туберкулезом из социально-дезадаптированных категорий (лица без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики и прочие). Вместе с тем многие вопросы социальной профилактики туберкулеза в области не решаются, что способствует росту числа лиц, лишенных средств к существованию, для которых единственным источником дохода является пенсия по инвалидности.

Особое беспокойство вызывает возрастание в два раза заболеваемости детей (с 14,3 на 100000 детского населения в 2000 году до 30,6 в 2001 году). Это косвенно может свидетельствовать о заражении их больными туберкулезом, не состоящими на учете, то есть о наличии значительного скрытого резервуара туберкулезной инфекции, что, возможно, связано с курсирующими между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью бездомными и мигрантами, больными туберкулезом, уклоняющимися от лечения. Кроме того, отмечается значительный рост количества детей и подростков, заболевших из числа контактных с больными туберкулезом (в 2001 году - 14, в 2000 - 2), что требует усиления мероприятий по защите детей в очагах инфекции.

Следует отметить возрастание за 2001 год числа заболевших, произошедшее за счет больных без распада легочной ткани, что свидетельствует об активизации работы по раннему выявлению туберкулеза. Заболеваемость деструктивными формами снизилась на 1,5 процента - до 28,0 на 100000, а частота фазы распада среди больных туберкулезом легких уменьшилась с 54 до 50 процентов при сохранившемся в последние годы уровне охвата населения флюорографическим обследованием (67 процентов). Улучшилось также взаимодействие фтизиатрической службы с общей лечебной сетью.

В последние годы проведена большая работа по повышению качества микробиологической диагностики туберкулеза. Наличие в Ленинградской области централизованной бактериологической лаборатории, оснащенной современным оборудованием и укомплектованной квалифицированными кадрами, позволяет оперативно и достоверно получать информацию о наличии у больного бактериовыделения, устойчивости микобактерий туберкулеза к противотуберкулезным препаратам. Создан единый регистр бактериовыделителей. Об эффективности микробиологических исследований говорит и показатель соотношения выявления бактериовыделения к регистрации фазы распада у больных туберкулезом легких, который за последние два года повысился с 0,82 до 0,91.

Показатель заболеваемости внелегочными локализациями в 2001 году составил только 1,7 на 100000 (в 2000 - 2,4), следовательно необходимо обратить больше внимания на усиление мероприятий в Ленинградской области по выявлению не только туберкулеза органов дыхания, но и внелегочного туберкулеза.

В 2001 году болезненность туберкулезом составила 257,9 на 100000, что на 3,1 процента больше чем в 2000 году (250,2). Смертность от активного туберкулеза выросла с 14,7 до 17,8 на 100000. У 18 процентов из числа умерших больных заболевание выявляется в запущенной форме, и они погибают в первый год наблюдения.

Показатель закрытия полости распада у впервые выявленных больных составил 53,8 процента, а прекращения бактериовыделения - 55,8 процента. На эффективности лечения отрицательно сказывается недостаточное качество больничных коек, так как больные часто отказываются от госпитализации или выписываются раньше срока с нарушением режима, прерывая лечение.

Наиболее сложной проблемой лечения туберкулеза является борьба с лекарственной устойчивостью возбудителя, уровень которой только у впервые выявленных больных составляет 18 процентов. Наличие лекарственно устойчивых штаммов возбудителя резко увеличивает экономическую стоимость лечения, ухудшает прогноз заболевания и в ряде случаев приводит к хроническому течению процесса, не поддающемуся излечению.

Несмотря на меры по улучшению состояния материально-техническая база противотуберкулезных учреждений во многих случаях не соответствует современным требованиям, необходимы дополнительные средства на завершение начатых ремонтных работ и частичную реконструкцию учреждений.

2. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является разработка и реализация комплекса профилактических и лечебных мероприятий, способных обеспечить необходимый уровень защиты общества от дальнейшего распространения туберкулезной инфекции и стабилизацию показателей распространенности заболевания среди различных категорий населения с тенденцией дальнейшего снижения.

Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

Достижение высокого уровня охвата специфической профилактикой детского населения (90-95 процентов).

Совершенствование эпидемиологического надзора за распространенностью туберкулезной инфекции на территории области и динамикой основных эпидемиологических показателей (заболеваемость, болезненность, смертность).

Повышение эффективности профилактических флюорографических осмотров за счет улучшения материально-технической базы и внедрения цифровой флюорографии.

Внедрение мониторинга лечения больных туберкулезом на стационарном и амбулаторном этапах.

Интенсификация противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

Организация непрерывного мониторинга лекарственного обеспечения туберкулезных учреждений специфическими препаратами и современными антибиотиками широкого спектра действия.

Улучшение подготовки кадров лечебно-профилактических учреждений и служб госсанэпиднадзора по вопросам профилактики туберкулезной инфекции среди различных категорий населения, организации лечения и реабилитации больных.

Выполнение  необходимого  объема ремонтно-строительных  работ  для совершенствования материально-технической базы противотуберкулезных учреждений в соответствии с современными требованиями и стандартами.

Совершенствование взаимодействия с противотуберкулезной службой Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и учреждениями комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области.

3. Система мероприятий Программы


Основными мероприятиями Программы являются:

Капитальный и текущий ремонт противотуберкулезных учреждений.

Оснащение противотуберкулезных учреждений лечебно-диагностической аппаратурой, расходными материалами.

Приобретение противотуберкулезных препаратов для лечения полирезистентных форм.

Обеспечение государственной системы мониторинга туберкулеза.

Обеспечение лечебно-диагностической аппаратурой и противотуберкулезными препаратами учитывает учреждения Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и учреждения комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области.

Выполнение указанных мероприятий позволит повысить своевременность диагностики туберкулеза, добиться более высоких результатов лечения.

Основополагающими элементами для выполнения мероприятий являются адекватное финансирование и своевременное выполнение работ по улучшению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.

4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы


Реализация мероприятий Программой обеспечит:

1. Снижение распространенности туберкулеза до 250 на 100000 населения.

2. Обеспечение профилактических противотуберкулезных мероприятий среди детского населения: охват туберкулинодиагностикой и прививками вакциной БЦЖ не менее 95 процентов детей.

3. Повышение качества и своевременности диагностики туберкулеза:

проведение бактериоскопического обследования мокроты всех больных, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения области с жалобами на длительный кашель с мокротой;

уменьшение частоты фазы распада среди впервые выявленных больных туберкулезом органов дыхания менее 50 процентов.

4. Повышение эффективности лечения больных туберкулезом:

увеличение частоты закрытия полости распада до 65 процентов и абациллирования до 70 процентов;

снижение первичной инвалидности по туберкулезу до 2,7 на 10000;

прекращение роста смертности от туберкулеза и снижение до 16,0 на 100000.

5. Совершенствование системы мониторинга туберкулеза.

6. Улучшение условий пребывания больных в туберкулезных стационарах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»