Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Жилье
для молодежи" на 2002-2011 годы"

(с изменениями на 16 ноября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 октября 2009 года
 на основании Закона Ленинградской области
 от 7 октября 2009 года N 73-оз

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 16 ноября 2004 года N 89-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 38, 16.12.2004).

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 декабря 2002 года)

     

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу Ленинградской области "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы".

Статья 2


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Санкт-Петербург,

29 января 2003 года

N 4-оз



Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 29 января 2003 года N 4-оз

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы"

(с изменениями на 16 ноября 2004 года)

     

ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы"

Наименование Программы

Региональная целевая программа Ленинградской области "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Основание для разработки Программы

Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 18 июня 2001 года N 282-рг "О разработке региональной целевой программы государственной поддержки молодежи и молодых семей в Ленинградской области в строительстве и приобретении жилья на 2002-2011 годы" ("Жилье для молодежи")

Период и этапы реализации Программы

2002-2003 годы:

создание организационной структуры управления Программой;
разработка и принятие нормативных актов (положений, правил и так далее), обеспечивающих формирование организационных и финансовых механизмов реализации Программы;
отработка взаимодействия участников системы оказания государственной поддержки молодежи и молодых семей в строительстве или приобретении жилья;
определение подходов к решению проблемы обеспечения жильем молодых специалистов;
проведение социологического исследования среди молодежи;

2004-2006 годы:

подведение итогов первого этапа и внесение необходимых корректировок в Программу;
строительство первых объектов и приобретение жилья по Программе, в основном за счет средств бюджетов различных уровней;

2007-2011 годы:

строительство объектов и приобретение жилья по Программе, в основном за счет средств бюджетов различных уровней, предоставляемых на возвратной основе, привлечение и использование внебюджетных ресурсов;
совершенствование механизмов консолидации ресурсов для обеспечения строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей; выход Программы на самофинансирование

Цель Программы

Создание системы государственной поддержки в обеспечении доступным жильем молодежи и молодых семей в Ленинградской области путем формирования правовых, организационных и финансовых условий на основе опыта молодежных жилых комплексов (далее - МЖК) и с учетом необходимости создания предпосылок для улучшения демографической ситуации в области

Основные задачи Программы

1. Разработка организационного и финансово-кредитного механизма государственной поддержки молодежи и молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья.

2. Создание самофинансируемой системы оказания помощи молодежи и молодым семьям в решении жилищной проблемы при небольшом объеме бюджетной поддержки.

3. Разработка механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи и молодых семей, формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала области.

4. Создание системы областных нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодежи и молодых семей в строительстве или приобретении жилья при их личном участии.

5. Обоснование потребности в необходимых финансовых ресурсах, получаемых из различных источников, в том числе из областного бюджета, для осуществления государственной поддержки молодежи и молодых семей при строительстве или приобретении жилья.

6. Поддержка и стимулирование инициативы молодежи по улучшению своих жилищных условий

Объем финансовых ресурсов, запланированных на 2002 год

Текущее финансирование комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области и финансирование адресной программы капитальных вложений областного бюджета Ленинградской области

Объем осваиваемых в рамках Программы финансовых ресурсов за период действия Программы

 Всего - 398,8 миллиона рублей, из них:
бюджеты муниципальных образований - 54,4 миллиона рублей,
областной бюджет - 344,4 миллиона рублей,
в том числе на строительство или приобретение жилья:
2004-2011 годы - 392,7 миллиона рублей, из них:
областной бюджет - 338,4 миллиона рублей,
бюджеты муниципальных образований - 54,3 миллиона рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2004 года Законом Ленинградской области от 16 ноября 2004 года N 89-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

    1. Обеспечение жильем около 1700 молодых семей (100 тысяч кв. метров жилой площади), в том числе по этапам реализации Программы:
     I этап - 2002-2003 годы - 49 молодых семей (3021 кв. метров)
     II этап - 2004-2006 годы - 327 молодых семей (20218 кв. метров)
     III этап - 2007-2011 годы - 1284 молодые семьи (79444 кв. метра)
     2. Формирование системы государственной поддержки молодежи и молодых семей, в том числе молодых специалистов, ученых в улучшении их жилищных условий.
     3. Привлечение молодежи и молодых специалистов на предприятия области.
     4. Привлечение сбережений населения в объеме не менее 200 миллионов рублей.
     5. Укрепление института семьи, увеличение рождаемости.
     6. Увеличение эффективности вложенных средств за счет многократного использования финансовых ресурсов.
     7. Повышение эффективности молодежной политики

Разработчик Программы

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области и Фонд развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона при участии Союза МЖК России

Сроки разработки Программы

До 30 января 2002 года

Стоимость разработки Программы

100 тысяч рублей за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области на 2001 год

Представитель заказчика

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области", комитет по строительству Правительства Ленинградской области, администрации муниципальных образований, финансово-кредитные организации и учреждения, общественные молодежные объединения и организации, в том числе создаваемые в процессе реализации Программы, строительные организации и фирмы (на конкурсной основе)

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Карташева Раиса Алексеевна, председатель комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области, тел.: 276-19-22

Постановление об утверждении Программы или задание на разработку Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 28 марта 2002 года N 37/1 "О проекте областного закона "О региональной целевой программе "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы"

Система организации контроля за выполнением Программы

Исполнитель Программы представляет ежеквартально отчет о ходе реализации Программы Комитету по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области, который ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Общий контроль осуществляет вице-губернатор, курирующий социальную сферу

     

Законодательное и нормативное обеспечение Программы

     

Нормативная правовая база для подготовки Программы


Программа опирается на существующие в правовом поле законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в области обеспечения жильем и улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья";

постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "Об утверждении "Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";

постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты";

постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года N 168 "Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов";

областной закон "О государственной молодежной политике в Ленинградской области" от 16 апреля 1999* года N 11-оз;

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия следует читать: "16 апреля 1998 года". - Примечание "КОДЕКС"

областной закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз;

постановление Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области";

распоряжение Правительства Ленинградской области от 3 сентября 1996 года N 894/17-р "Об утверждении Положения о руководителе региональной целевой программы Ленинградской области".

В ходе подготовки Программы были использованы некоторые материалы проекта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", разработанной специалистами Союза МЖК России совместно с Департаментом молодежной политики Министерства образования Российской Федерации, которая вошла в федеральную целевую программу "Жилище", а также учтены решения, принятые в некоторых субъектах Российской Федерации в целях обеспечения развития молодежного жилищного строительства.

Направления совершенствования нормативной
правовой базы в жилищной сфере


В современных условиях положение в жилищной сфере определяется растущим спросом граждан, особенно молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях.

Современное региональное законодательство в настоящее время не учитывает молодежь и молодые семьи как льготные категории. Действующие нормативные правовые акты в Ленинградской области ориентированы только на потребности социально незащищенных групп населения. Принятие областного закона о Программе вместе с разработкой необходимых для осуществления Программы документов сможет не только существенно изменить ситуацию в области улучшения жилищных условий населения, но и сделать новый акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенным стабильным доходом и, возможно, имеющего в собственности жилье, полученное в результате приватизации.

Раздел 1

Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации


Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных проблем молодежной политики Ленинградской области. Успех ее разрешения во многом связан со стабильностью социально-экономической ситуации в области, моральным и физическим здоровьем молодых людей, их политическими оценками.

Создание эффективных механизмов обеспечения жильем молодежи и молодых семей является особенно актуальным. Дополнительную остроту проблеме придают демографический кризис и связанная с ним необходимость стимулирования рождаемости, а также нехватка молодых специалистов, которая уже начинает сказываться на возможностях наращивания производства, то есть на темпах развития области.

В настоящее время в Ленинградской области насчитывается более 31 тысячи семей (около 90000 человек), имеющих менее 5,5 кв. метра общей площади на одного человека и состоящих на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Особенно остро жилищный вопрос стоит перед молодыми семьями. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Почти 50 процентов браков распадаются. Средняя продолжительность брака среди молодежи до 30 лет - 3,1 года. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе: здоровье, образование, преступность и другие.

Программа разработана комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области в порядке реализации распоряжения Губернатора от 18 июня 2001 года N 282-рг "О разработке региональной целевой программы государственной поддержки молодежи и молодых семей в строительстве и приобретении жилья на 2002-2011 годы", при участии Фонда развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона и Санкт-Петербургского отделения Союза МЖК России.

Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи в регионе и предлагает финансово-кредитный и организационный механизм оказания государственной и иных видов поддержки молодежи и молодым семьям в строительстве или приобретении жилья на 2002-2011 годы.

Программа предполагает мобилизацию личных средств населения: на первом этапе средства на ее реализацию частично предусматриваются в областном бюджете Ленинградской области на строительство или приобретение жилья и предоставление его в рассрочку молодежи и молодым семьям, в том числе для оказания помощи молодым ученым и специалистам по улучшению их жилищных условий; на втором этапе реализации Программы будет осуществляться погашение части стоимости жилья при рождении детей.

Одной из задач настоящей Программы является создание механизмов, позволяющих консолидировать средства из различных источников и обеспечить их эффективное использование в строительстве или приобретении жилья для молодежи и молодых семей в Ленинградской области.

При этом эффективность не должна оцениваться только по самому факту предоставления квартир молодежи и молодым семьям. Особую важность при оценке эффективности имеет комплексность решения задачи: не только предоставление квартиры, но и формирование условий для повышения социальной активности молодежи, стимулирования рождаемости, повышения организованности молодежи, умения самостоятельно решать свои проблемы с использованием механизмов самоуправления.

Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении жилья может наиболее серьезным образом повлиять на улучшение демографической ситуации в области.

Общий анализ ситуации позволяет утверждать, что жилищная политика в Ленинградской области должна учитывать сложившуюся ситуацию в социальной сфере и определить, как отдельную, жилищную проблему молодежи.

Основные принципы финансовых взаимоотношений молодых граждан и молодых семей и государства, положенные в основу настоящей Программы:

1. Молодая семья имеет право на государственную поддержку в решении жилищной проблемы.

2. На участие в Программе могут претендовать семьи, признанные молодыми в соответствии с федеральным и областным законодательством. Кроме того, претендовать на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и участвовать в Программе могут семьи в первые три года после создания, в которых возраст каждого из супругов не превысил 35 лет и оба супруга впервые вступили в брак.

3. Особое внимание уделяется формированию системы государственной поддержки молодых специалистов и ученых в улучшении их жилищных условий.

4. Программа имеет социальный характер. Первоочередное право на получение государственной поддержки на строительство или приобретение жилья из средств бюджетов всех уровней имеют постоянно проживающие в Ленинградской области молодые граждане и молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Такое право может быть использовано только один раз, при этом получившие государственную поддержку снимаются с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

5. Осуществление государственной поддержки участникам Программы является стимулирующим фактором мероприятий для привлечения личных средств граждан.

6. Основная форма бюджетного финансирования строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей - целевая на возвратной основе.

7. Средства, возвращаемые молодыми семьями, реинвестируются в Программу. Реинвестируемые средства могут быть использованы для направления в качестве поддержки молодежи и молодых семей, не обеспеченных жилой площадью по установленной норме.

8. Заказчик Программы - Правительство Ленинградской области - обеспечивает создание и функционирование организации, реализующей Программу - государственного учреждения "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области", осуществляющей, в свою очередь, функционирование механизма консолидации ресурсов из различных источников с целью финансирования строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей.

1.2. Цели и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»