ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2002 года N 432
Обсудив обращение депутатов Сахалинской областной Думы, Законодательное собрание Ленинградской области
постановляет:
1. Поддержать обращение депутатов Сахалинской областной Думы к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации.
2. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания
В.Климов
Рассмотрев обращение депутатов Сахалинской областной Думы к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации, в котором изложена просьба внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, запрещающий юридическим лицам при имеющейся задолженности образовывать (создавать) хозяйственные дочерние общества, Сахалинская областная Дума
постановляет:
1. Принять обращение депутатов Сахалинской областной Думы к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации, о котором изложена просьба внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, запрещающий юридическим лицам, при имеющейся задолженности образовывать (создавать) хозяйственные дочерние общества.
2. Направить указанное обращение к представительным (законодательным) органам власти субъектов Российской Федерации.
3. Просить представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации поддержать указанное обращение и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующую законодательную инициативу.
4. Направить настоящее постановление и обращение Сахалинской областной Думы в редакцию газеты "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на председателя постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по законности, законодательству и внешним связям С.А.Пономарева.
И.о. председателя областной Думы
Л.Ф.Шубина
27 декабря 2001 года Государственная Дума Федерального Собрания отклонила проект федерального закона "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации", внесенный в соответствии со статьей 104 Конституции России Сахалинской областной Думой. Суть законопроекта состоит в запрещении акционерным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям образовывать другие (дочерние) юридические лица, если основное общество или предприятие имеет долги по заработной плате и социальным выплатам (ст.ст.105, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
За принятие законопроекта проголосовал - 161, против - 28, не голосовали - 261 депутат.
По фракциям и группам голоса распределились в следующем порядке:
Наименование фракции или группы | Всего | "За" | "Против" | Не голосовало |
Фракция "Коммунистическая партия РФ" | 84 | 81 | - | 3 |
Фракция "Единство" | 82 | - | 15 | 67 |
Фракция "Отечество - Вся Россия" | 50 | 3 | - | 47 |
Фракция "Союз Правых Сил" | 36 | 12 | 24 | |
Фракция "Яблоко" | 17 | 1 | - | 16 |
Фракция ЛДПР | 12 | 10 | - | 2 |
Депутатская группа "Народный депутат" | 58 | 12 | - | 46 |
Депутатская группа "Регионы России" | 47 | 10 | - | 37 |
Агропромышленная депутатская группа | 43 | 41 | - | 2 |
Депутаты, не вошедшие в депутатские объединения | 15 | 3 | 1 | 11 |
Норма п.2 ст.105 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право за дочерним обществом не отвечать за долги основного (образующего) общества и на законном основании не только уйти от ответственности хозяйствующих субъектов за невыплату заработной платы и налогов, но и присваивать государственную собственность.
В соответствии со ст.18 Конституции России права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной властей. Одно из этих прав - это "право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации" (ст.37 Конституции России). Это право как в Сахалинской области, так и в России систематически нарушается, а одна из причин - это злоупотребление юридическими лицами правом на создание новых (дочерних) юридических лиц.
Задолженность предприятий перед работниками по заработной плате в Сахалинском области по состоянию на 01.01.2002 составила 408 млн.руб. Из-за банкротства в Сахалинской области не выплачена заработная плата на сумму более 360 млн.руб.
Задолженность плательщиков по налогам и обязательным платежам в Сахалинской области на 1 января 2002 года составляла: перед пенсионным фондом - 2195,9 млн.руб., безвозвратно - 633,2 млн.руб.; перед фондом обязательного медицинского страхования - 235,1 млн.руб., безвозвратно - 23,4 млн.руб.; перед фондом социального страхования - 21,8 млн.руб., безвозвратно - 1,8 млн.руб.; перед государственным фондом занятости - 114,2 млн.руб., перед бюджетами всех уровней - 5,93 млн.руб., в том числе задолженности, невозможной к взысканию ввиду ликвидации предприятий-плательщиков - 246,1 млн.руб. Только по искам налоговых органов в 2000 году в области ликвидировано 1936 предприятий. Перевод активов в новое предприятие с оставлением пассивов в материнском предприятии стал одним из способов уклонения от конституционной обязанности гражданина платить законом установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции России).
Аналогичная ситуация складывается и в других субъектах Российской Федерации. В то же время права и свободы могут быть ограничены (и должны быть ограничены) федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции России).
Предлагаемое установление ограничений на создание дочерних хозяйственных обществ до погашения материнским (основным) предприятием-учредителем долгов по заработной плате и социальным выплатам не является мерой ответственности (санкцией), а является мерой в целях социальной профилактики и общественной безопасности, так как не связывает субъект права ни с виной, являющейся необходимым условием ответственности, ни с правонарушением - необходимым основанием ответственности.
Для добросовестных предпринимателей создание дочерних предприятий - один из видов корпоративного бизнеса. Однако беспрепятственное осуществление гражданских прав (п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) не должно вести к злоупотреблению этими правами. Предлагаемое ограничение не направлено против предпринимателей, добросовестно исполняющих обязательства по выплате зарплаты и налогов. Добросовестный предприниматель, своевременно исполняющий свои обязательства по выплате заработной платы и уплате налогов и сборов, может создавать любое количество дочерних предприятий.
В то же время права и свободы могут быть ограничены (и должны быть ограничены) федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции России).
В Трудовом кодексе Российской Федерации ответственность за невыплату заработной платы "мизерная". Статья 142 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается Комитет, говорит о том, что работник, если ему задержали выдачу заработной платы более чем на 15 дней, может приостановить работу. А кому от этого плохо? Не вышел на работу - ходи голодным. Ссылка на ст.236 Трудового кодекса Российский Федерации не состоятельна. Согласно этой статье, если работнику в течение месяца не выдали заработную плату, то ему причитается 1/300 часть ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день задержки заработной платы. Считаем: если ставка рефинансирования 25 процентов, то 1/300 часть от 25 процентов будет составлять 0,08 процента. Итак, если у работника средняя заработная плата составляет 4000 рублей, то в день ему причитается 3,3 рубля. Можно ли на них прожить?
Любой социальный строй предусматривает принцип исполнения обязательств, и прежде всего долговых. Однако в законодательстве содержится пробел, позволяющий формально на законных, а, по сути, - неправовых, основаниях беспрепятственно избегать исполнения обязательств по уплате налогов, сборов, оплате производственного труда. На ликвидацию этого пробела и направлен данный законопроект.
И.о. председателя
областной Думы
Л.Ф.Шубина
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнении в статьи 105, 114 Гражданского кодекса
Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, статья 3301) следующие дополнения:
1) пункт 1 статьи 105 дополнить абзацем вторым следующего содержания "Запрещается образование дочернего хозяйственного общества, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет долги по заработной плате, социальным выплатам и налогам.";
2) абзац первый пункт 7 статьи 114 после слов "основанное на праве хозяйственного ведения," дополнить словами "при отсутствии долгов по заработной плате, социальным выплатам и налогам" и далее по тексту.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
г.Москва, Кремль
" __" _____ 2002 года
N_____
Проект
предлагаемого примерного образца
пояснительной записки
к Федеральному закону
"О внесении дополнений в ст.ст.103, 114
Гражданского кодекса
Российской Федерации"
Пояснительная записка
к законодательной инициативе по внесению в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона
"О внесении дополнений в статьи 105, 114 Гражданского кодекса
Российской Федерации"
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей. Одним из этих прав является право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации (ст.37 Конституции РФ). Это право граждан в ___________ области (крае) и в России в целом систематически нарушается ввиду злоупотребления юридическими лицами правом на создание новых (дочерних) юридических лиц.
Задолженность предприятий перед работниками по заработной плате в ____________ области (крае) по состоянию на 01.01.2002 составила ____ млн.руб. Общая продолжительность задолженности по зарплате в 2001 году составляла ____ месяца, в ________________ промышленности _____ месяцев, ___________ - ____ месяца. В _______________, _______________, ______________ районах сотни работников лесной отрасли в последние годы были уволены при смене организационно-правовых форм хозяйствования без выплаты зарплаты за ___ года. Этот долг им гасить уже некому, т.к. основные (материнские) общества или ликвидированы либо просто брошены с долгами учредителями, а активы переведены в другие предприятия. По этому поводу в __________ областную (краевую) Думу проступают многочисленные обоснованные коллективные жалобы.
Задолженность плательщиков по налогам и обязательным платежам в _________ области (крае) на 01.01.2002 составляла: перед пенсионным фондом - ____ млн.руб., безвозвратно - ___________ млн.руб.; перед фондом обязательного медицинского страхования - ___________ млн.руб.; безвозвратно - _____ млн.руб.; перед фондом социального страхования - _______________ млн.руб., безвозвратно - _____ млн.руб.; перед государственным фондом занятости - ____ млн.руб., перед бюджетами всех уровней ____ млрд.руб., в том числе задолженности, не возможной к взысканию ввиду ликвидации предприятий-плательщиков ____ млн.руб. Только по искам налоговых органов в ___ году в области ликвидировано ____ предприятий. Большинство из них так и остались задолжниками. Перевод активов в новое предприятие с оставлением пассивов в материнском предприятии стал одним из способов уклонения от конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ).
Предлагаемое установление ограничений на создание дочерних хозяйственных обществ до погашения материнским (основным) предприятием-учредителем долгов по заработной плате и социальным выплатам не является мерой ответственности (санкцией), а является мерой социальной профилактики и общественной безопасности, т.к. не связывает запрет ни с виной, являющейся необходимым условием ответственности, ни вообще с правонарушением - необходимым основанием ответственности.
Для добросовестных предпринимателей создание дочерних предприятий - один из видов корпоративного бизнеса, однако необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (п.1 ст.1 ГК РФ) не должна превращаться в запрещенное законодателем (ст.10 ГК РФ) злоупотребление правом. Предлагаемое ограничение не направлено против добросовестных предпринимателей (исполни обязательства по выплате зарплаты, налогов, сборов и создавай любое количество дочерних предприятий). В то же время права и свободы могут быть ограничены (и должны быть ограничены) федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).
Существующий механизм субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей по обязательствам дочерних предприятий (пункт 3 ст.56, пункты 2 и 3 ст.105 ГК РФ) не решает данную проблему, т.к. предусматривает ответственность материнских обществ (учредителей) лишь в случае банкротства дочернего общества по вине учредителя либо по сделкам, совершенным дочерним обществом по обязательным указаниям материнского общества. В предлагаемом законопроекте решается проблема недопущения или ликвидации собственных долгов материнского общества до образования дочернего общества.