СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2001 года


[О признании Закона города Москвы от 7 июля 1999 года N 22 "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" противоречащим федеральному закону]



Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Емышевой В.А., с участием прокурора Гнусенко О.Г., при секретаре Тарасовой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-610/2001 по заявлению Комитета территориального общественного самоуправления "Мичуринский 31" о признании закона города Москвы противоречащим федеральному закону,

установила:


КТОСУ "Мичуринский 31" обратился в Московский городской суд с заявлением о признании противоречащими федеральному закону и ущемляющими избирательные права ст.ст.17 п.1, 28 п.1 Закона города Москвы от 7 июля 1999 года N 22 "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" (в ред. законов г.Москвы от 21.02.2001 N 6, от 27.06.2001 N 28, от 11.07.2001 N 29). Одновременно представители заявителя просят признать незаконным весь закон в целом, ссылаясь на то, что закон подписан лицом, не имеющим на это полномочий.

Представители Московской городской Думы и Мэрии Москвы возражали против заявленных требований.

Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить частично, находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.17 п.1 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра и советников Районного собрания в городе Москве" участковая избирательная комиссия формируется районным Собранием не позднее чем за 27 дней до дня выборов с составе 5-19 членов комиссии с правом решающего голоса на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также органов территориального общественного самоуправления, направленных в районную Управу. Глава Управы принимает предложения по составу участковой избирательной комиссии и вносит все поступившие предложения на рассмотрение районного Собрания.

Если районное Собрание не сформировало состав избирательной комиссии в срок, установленный абзацем 1 настоящего пункта, формирование участковой избирательной комиссии или ее части осуществляется территориальной избирательной комиссией в течение пяти дней в порядке, предусмотренном абзацем 1 настоящего пункта.

Заявители считают, что указанная норма закона противоречит ч.2 ст.23 ФЗ Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 30.03.99 N 55-ФЗ, от 10.07.2001 N 89-ФЗ).

Согласно ст.23 ч.2 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий, комиссий референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом (представительными органами) местного самоуправления. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков (в ред. Федерального закона от 30.03.99 N 55-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

А в соответствии со ст.ст.1, 4 Закона города Москвы от 11.09.96 N 28-91 "О Районной управе в городе Москве" (в ред. законов г.Москвы от 10.03.99 N 7, от 01.12.99 N 38, от 14.07.2000 N 23, от 21.02.2001 N 6, от 27.06.2001 N 27, от 24.10.2001 N 58) Районная управа в городе Москве (далее - Управа) является органом местного самоуправления. Полномочия представительного органа населения в Управе осуществляет районное Собрание.

Следовательно, ст.17 п.1 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" не противоречит федеральному закону.

Согласно ст.28 п.1 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, по инициативе избирателя, а также по инициативе группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку кандидата.

Инициативная группа избирателей по выдвижению кандидата в депутаты городской Думы и кандидата на должность Мэра должна составлять соответственно не менее 30 и 50 человек, инициативная группа избирателей по выдвижению кандидата в советники - не менее 10 человек.

Заявители считают, что абз.2 указанной нормы противоречит ст.29 ч.2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ограничивает права граждан на выдвижение кандидатом.

Согласно ст.29 п.1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

2*. Законы субъектов Российской Федерации не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата (кандидатов) непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников. Таким образом, абз.2 п.1 ст.28 Закона города Москвы, ограничивший число инициативной группы избирателей, противоречит Федеральному закону и ограничивает права граждан.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".


Согласно ст.1 п.7 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Следовательно, ст.28 п.1 абзац 2 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в г.Москве" надлежит признать противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о принятии опубликовать в средствах массовой информации, в которых был опубликован закон.

Представители КТОСУ "Мичуринский 31" ссылаются на то, что закон подписан мэром города Москвы, что противоречит федеральному закону, и просят в связи с этим признать недействительным закон в полном объеме. Однако это утверждение заявителей является необоснованным.

В соответствии со ст.29 п.2 Федерального закона от 28 июня 1995 года* N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "6 октября 1999 года". Примечание "КОДЕКС".


Согласно ст.5 п.2, ст.40 п.1, ст.36 п.8 Устава города Москвы (закон города Москвы "Устав города Москвы" (в ред. Закона г.Москвы от 13.07.2001 N 32) 6 октября 1999 года), ст.1 п.1 Закона города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы" высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы. Мэр города подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их.

Оспариваемый заявителем закон подписан Мэром города Москвы Ю.М.Лужковым, как высшим должностным лицом города Москвы, что соответствует федеральному закону.

Доводы заявителей о том, что закон "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" не был опубликован, не соответствуют действительности. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Ведомости Московской городской Думы" (спец. выпуск), 1999, "Тверская, 13" (спец. выпуск), 30.07.99.

Руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:


Заявление КТОСУ "Мичуринский 31" о признании Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в г.Москве" противоречащим федеральному закону удовлетворить частично.

Признать ст.28 п.1 абзац 2 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в г.Москве" противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. В остальной части отказать.

Сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в изданиях:

"Ведомости Московской городской Думы",

"Тверская, 13".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий:
В.А.Емышева



Решение вступило в законную силу 19.02.2002.


* Примечание.

Текст документа публикуется в редакции, принятой Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда.


Текст документа сверен по:
"Ведомости Московской городской Думы",
N 4, 2002 год