____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 18 февраля 2003 года N 91-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Концепцией дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 марта 2001 года N 262-ПП "О Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве", Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленный проект закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (приложение).
2. Внести проект закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 января 2002 года N 86-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, определяющими особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, Уставом города Москвы регулирует организацию местного самоуправления и устанавливает государственные гарантии его реализации в городе Москве.
1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве (далее - местное самоуправление) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность жителей по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.
2. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах районов города Москвы - внутригородских муниципальных образований (далее - муниципальных образований). Муниципальное образование - предусмотренная в соответствии с Уставом города Москвы настоящим Законом внутригородская территория - район города Москвы, район города Зеленограда, в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления. Территории проживания жителей подлежат обязательному включению в состав муниципальных образований.
3. Установление и изменение границ муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
4. Изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения жителей соответствующих территорий. Гарантии учета мнения жителей соответствующей территории при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законом города Москвы.
5. Реестр муниципальных образований по поручению Мэра Москвы ведет уполномоченный орган Правительства Москвы.
6. Вопросы местного значения - вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей внутригородского муниципального образования, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы и настоящим Законом к ведению муниципальных образований, исходя из приоритетности интересов жителей города Москвы, исторических и иных местных традиций, а также с учетом других особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, определяемых федеральными законами.
7. Предметы ведения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов бюджетов муниципальных образований определяются настоящим Законом, другими законами города Москвы на основе принципа сохранения единства городского хозяйства, а также с учетом других особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, определяемых федеральными законами.
Статья 2. Право граждан на осуществление местного
самоуправления
1. Жители города Москвы - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности (далее - жители) в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Жители имеют право на равный доступ к муниципальной службе.
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.
Статья 3. Основные принципы организации
местного самоуправления
Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
2) приоритетность интересов жителей города Москвы;
3) сохранение единства городского хозяйства;
4) сохранение единства бюджетной системы города;
5) самостоятельность муниципальных образований при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;
7) соразмерность полномочий муниципальных образований их материальным и финансовым ресурсам;
8) поддержка местного самоуправления органами государственной власти;
9) координация деятельности органов местного самоуправления с органами государственной власти города Москвы;
10) контроль за реализацией государственных полномочий, переданных в соответствии с законом органам местного самоуправления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы;
11) ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством физическими и юридическими лицами в соответствии с законом;
12) гласность и учет общественного мнения.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти
города Москвы в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) регулирование законами города Москвы особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
4) определение предметов ведения муниципальных образований;
5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в собственность муниципального образования;
6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и бюджетами муниципальных образований;
7) обеспечение сбалансированности минимальных бюджетов муниципальных образований на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности в пределах предметов ведения муниципальных образований и переданных им государственных полномочий;
8) определение источников и механизма регулирования доходов бюджетов муниципальных образований, осуществление контроля за целевым использованием материальных и финансовых ресурсов, переданных муниципальным образованиям для осуществления государственных полномочий (полномочий города);
9) исполнение бюджетов муниципальных образований на основании соглашений;
10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;
11) предоставление финансовой помощи, в том числе субсидий, субвенций бюджетам муниципальных образований;
12) наделение законами города Москвы органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
13) принятие городских программ развития местного самоуправления;
14) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
15) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
16) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
17) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
18) компенсация органам местного самоуправления увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы;
19) законодательство о муниципальной службе;
20) принятие и изменение законов города Москвы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
21) принятие законом города Москвы примерного Устава муниципального образования и порядка регистрации Уставов муниципальных образований;
22) органы государственной власти города Москвы гарантируют проведение выборов депутатов районных Собраний.
Статья 5. Взаимодействие органов государственной
власти города Москвы и органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий.
2. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по отдельным вопросам могут регулироваться договорами и соглашениями между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления, заключаемыми в порядке, установленном законом города Москвы.
3. В целях координации своей деятельности органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления деятельности таких органов определяется правовыми актами города Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.
4. При осуществлении своих полномочий районные Управы взаимодействуют с городскими службами, контролирующими органами и инспекциями, действующими на территории муниципального образования.
5. Органы государственной власти города Москвы имеют право вносить проекты правовых актов в органы местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением единства городского хозяйства, комплексного социально-экономического развития города Москвы. Органы государственной власти города вправе разрабатывать и предлагать органам местного самоуправления модельные акты по вопросам, отнесенным к ведению муниципального образования.
6. Органы местного самоуправления обладают правом внесения проектов правовых актов в органы исполнительной власти города Москвы.
7. Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления, организуют профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.
8. Органы государственной власти города Москвы осуществляют правовой контроль за соответствием актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления, федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, и в случае выявления такого несоответствия в порядке, установленном федеральным законодательством, обращаются в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.
9. Правительство Москвы вправе предложить органам местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральным Законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу города Москвы, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, а также вправе обратиться в суд.
10. Споры и разногласия между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы рассматриваются согласительными комиссиями, созданными из представителей сторон на паритетных началах и с помощью других согласительных процедур или в судебном порядке.