Внимание! Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства. См. ярлык "Примечания"

     

Вопрос:

Предприятие оказывает услуги туроператора, услуги турагента, а также продает авиабилеты на комиссионной основе. Учет по различным видам деятельности ведется раздельно.

Инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 предусмотрено, что общехозяйственные расходы в целях исчисления налога на прибыль по разным ставкам распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.

Согласно инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) для туристско-экскурсионных организаций принимается сумма превышения средств, получаемых от туристов для оплаты оказанных услуг, над средствами, подлежащими перечислению третьим лицам за оказанные туристам услуги.

Вправе ли организация в целях распределения общехозяйственных расходов применять определение выручки для туристско-экскурсионных организаций, данное в инструкции МНС России N 59? Какой показатель необходимо использовать туристско-экскурсионным организациям для определения величины расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения?


Ответ:

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО г.МОСКВЕ

     
ПИСЬМО

     
от 11 января 2001 года N 03-12/873

     
     [Об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения туристических фирм]



На основании Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристских путевок возможна в рамках турагентской или туроператорской деятельности.

Согласно вышеназванному Закону туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор). Туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Турагентом является организация, осуществляющая турагентскую деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, в том числе оформленного туристской путевкой.

Учитывая это, реализация турфирмой путевок, сформированных из услуг по приобретению билетов, транспортному и экскурсионному обслуживанию, не может рассматриваться как туроператорская деятельность по реализации туристских путевок.

В соответствии с Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденных приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 04.12.98 N 402, туристский продукт - это право на тур как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли-продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации.

Туристский продукт может формироваться туристской организацией из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций и (или) из услуг, оказываемых собственными силами.

Согласно п.49 вышеуказанных Методических рекомендаций в том случае, если наряду с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства туристская организация осуществляет продвижение и продажу туристского продукта других туристских организаций и оказывает прочие коммерческие услуги, в том числе агентские услуги по продаже авиабилетов, туристская организация выступает как организация, занятая в торговой, сбытовой или иной посреднической деятельности.

При этом туристская организация должна обеспечить раздельный учет затрат по осуществляемым ею видам деятельности (туроператорской, посреднической). Учет затрат по торговой, сбытовой и иной посреднической деятельности ведется с применением правил, установленных для организаций, занятых указанной деятельностью, в частности "Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания" N 1-550/32-2, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 года.

Порядок формирования выручки от реализации туристических услуг должен определяться понятием выручки, данным в Положении по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), а также гражданско-правовым содержанием договоров на оказание туристических услуг как таковых, а также оказание услуг в виде торговой деятельности или посреднических услуг.

Пунктом 2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" разъяснено, что для обеспечения раздельного учета по видам деятельности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов.

При определении общей суммы выручки для указанных целей по торговой деятельности принимается валовая прибыль, а по иным видам деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одним из основных требований к ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации является непрерывность ведения учета, отражение всех хозяйственных операций своевременно, без пропусков и изъятий. Организация должна вести раздельный учет прямых затрат по различным видам деятельности ежемесячно, и по итогам каждого отчетного периода (месяца) суммировать общехозяйственные и общепроизводственные расходы, распределяя их на основе данных аналитического учета пропорционально полученной выручке за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по каждому из этих видов деятельности.

Порядок и условия отнесения на себестоимость для целей налогообложения расходов на рекламу с 1 апреля 2000 года регулируется приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2000 N 2192).

Согласно вышеназванному приказу предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при расчете налогооблагаемой прибыли, установлены в процентном отношении к объему выручки от продажи продукции (работ, услуг), включающей налог на добавленную стоимость. Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.

Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н, а также инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов.

Однако поскольку объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), определяемый как база для исчисления норматива, включает НДС, то и организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу должны использовать показатель валовой прибыли, включая налог на добавленную стоимость.

При этом предельный размер этих нормируемых расходов, рассчитанный исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иного показателя, используемого при определении финансового результата с учетом налога на добавленную стоимость, включает в себя сумму налога на добавленную стоимость. При определении облагаемой налогом прибыли расходы на рекламу принимаются в предельных размерах, уменьшенных на величину сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению (зачету) из бюджета.

Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.Глинкин

     


Текст документа сверен по:
"Московский налоговый курьер", N 6, 2001 год
(приложение к ведомственному журналу
МНС России "Российский налоговый курьер")

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»