Внимание! Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства. См. ярлык "Примечания"

     

Вопрос:

В каком порядке осуществляются налоговые проверки предприятий и организаций - субъектов малого предпринимательства?


Ответ:

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО г.МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 26 января 2001 года N 03-05/4495


[О порядке осуществления налоговых проверок предприятий и
организаций - субъектов малого предпринимательства]



В соответствии со ст.30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми органами Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст.32 Кодекса в обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. При реализации названной обязанности налоговые органы пользуются правами, определенными ст.31 настоящего Кодекса.

Контроль за соблюдением предприятиями и организациями налогового законодательства проводится налоговыми органами в форме камеральных и выездных налоговых проверок, порядок проведения которых регламентируется настоящим Кодексом.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также осуществляемая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст.92 настоящего Кодекса.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст.94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами.

С целью экономической поддержки предприятий и организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для малых предприятий предусмотрены налоговые льготы и преференции. Правильность соблюдения условий льготирования, установленных законодательством о налогах и сборах для малых предприятий, является предметом рассмотрения при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, и факты занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, вследствие неправильного применения налоговых льгот могут быть установлены в ходе проведения таких проверок.

Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.Глинкин

     


Текст документа сверен по:
"Московский налоговый курьер", N 6, 2001 год
(приложение к ведомственному журналу
МНС России "Российский налоговый курьер")

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»