ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 1997 года N 382

О проекте
закона города Москвы "О защите населения
и территорий города Москвы от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера"

Рассмотрев проект закона города Москвы "О защите населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подготовленный Главным управлением по делам ГО и ЧС Москвы во исполнение п.6 постановления Правительства Москвы и Коллегии МЧС России от 07.05.96 N 410-6 "О плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить проект закона города Москвы "О защите населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (приложение).

2. Внести указанный законопроект в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Премьер Правительства Москвы                              Ю.М.Лужков


Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 27 мая 1997 года N 382


Проект

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

О защите населения и территорий города Москвы от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера

Настоящий Закон регулирует правоотношения органов государственной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды в пределах границ города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Целями настоящего Закона являются предупреждение, ликвидация чрезвычайных ситуаций и снижение размеров ущерба и потерь от них на территории города Москвы.

I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Население - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории города Москвы.

Территория - все или часть земельного, водного или воздушного пространства, а также окружающая природная среда в пределах границ города Москвы.

Организация - любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, его филиалы и представительства.

Должностное лицо - государственный служащий, руководитель, сотрудник или иной работник организации, обладающий властными полномочиями.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Потенциально опасный объект - производственный или иной объект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф (чрезвычайных ситуаций) и (или) отнесенный в установленном законом порядке к категории опасных.

Вредные вещества - вещества, непосредственный контакт с которыми и (или) их воздействие через окружающую среду создает угрозу жизни и (или) здоровью человека, окружающей природной среде.

Декларация безопасности - документ, содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населению прилегающих к объекту территорий.

Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).

Статья 2. Законодательство о защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций

Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

Статья 3. Московская городская система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций

Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и состоит из функциональных, территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению города, и объединяет в своем составе органы государственного управления, силы и средства с соответствующими системами связи, оповещения и информирования, а также резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются Положением о МГЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с МЧС России.

Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения такой информацией населения, органов власти города и организаций определяется нормативными актами города Москвы.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Полномочия органов власти города в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 5. Полномочия органов власти города в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Московская городская Дума:

а) принимает законодательные акты города Москвы и обеспечивает единообразие законодательного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) устанавливает в соответствии с федеральным законодательством штрафы и иные виды административной ответственности граждан, должностных лиц и организаций за нарушение законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Мэр Москвы:

а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций;

б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка;

в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел города;

г) осуществляет руководство МГСЧС;

д) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

3. Правительство Москвы:

а) принимает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов, законодательных актов и распоряжений Мэра Москвы постановления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности городской администрации, префектур, районных Управ и организаций, расположенных на территории города, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) организует, в соответствии с действующим законодательством, соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;

д) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) обеспечивает создание городских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;

ж) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

з) определяет порядок, осуществляет сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

к) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за помощью.

Статья 6. Орган городской администрации, специально
уполномоченный на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Для осуществления деятельности по защите населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций при Правительстве Москвы создается орган управления МГСЧС, имеющий в префектурах административных округов и районных Управах города подведомственные ему органы, возглавляющие территориальные звенья МГСЧС.

III. Правовое положение граждан, организаций и
общественных объединений  в области защиты
населения и территорий города от
чрезвычайных ситуаций

Статья 7. Права и обязанности граждан в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане имеют право:

а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества;

б) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;

в) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Москвы и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

д) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

е) на бесплатное государственное социальное страхование, медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

ж) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

з) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Граждане обязаны:

а) соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»