Недействующий

     

МЭР   МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 мая 1997 года N 366-РМ


О введении в действие "Положения о единой системе контроля качества моторного топлива, реализуемого в г.Москве"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Мэра Москвы от 30 декабря 2014 года N 1186-РМ
____________________________________________________________________

В развитие мероприятий по снижению вредного воздействия автотранспорта на экологическую обстановку и упорядочения контроля качества моторных топлив, реализуемых в Москве, предусмотренных постановлениями Правительства Москвы от 16.04.96 N 341 "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве" и от 18.02.97 N 100 "О ходе работ и дальнейших мерах по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Москвы":

1. Ввести в действие с 15 мая 1997 г. "Положение о единой системе контроля качества моторного топлива, реализуемого в г. Москве" (приложение).

2. Московской транспортной инспекции, Москомприроде и Управлению милиции по предотвращению экологических правонарушений ГУВД г.Москвы осуществлять контроль качества реализуемых на территории Москвы моторных топлив с учетом п. 1 настоящего распоряжения.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

     

Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
 от 7 мая 1997 года N 366-РМ

Положение о единой системе контроля качества моторного топлива, реализуемого в г.Москве

Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Москвы от 16.04.96 N 341 с учетом действующих нормативных актов, положений и нормативных документов, устанавливающих требования к органам, средствам и методам контроля качества нефтепродуктов.

     

     

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает структуру, состав, основные задачи и принципы функционирования единой системы контроля качества моторных топлив, реализуемых в г.Москве.

1.2. Под единой системой контроля качества моторных топлив (далее по тексту - СКТ) понимается комплекс мероприятий, проводимых организациями и учреждениями, обладающими правовыми полномочиями для осуществления контроля за соответствием качества моторного топлива, требованиям нормативной документации, а также нормативных актов в области экологии.

1.3. Основной целью функционирования СКТ является предотвращение реализации в г.Москве моторного топлива, качество которого не отвечает требованиям нормативной документации и нормативных актов Правительства Москвы.

1.4. Основными задачами СКТ являются: контроль за качеством по экологическим и другим показателям моторного топлива (далее по тексту - топлива), поставляемого на автозаправочные станции (АЗС) г.Москвы;

систематическая проверка качества топлива на АЗС и на объектах его хранения;

привлечение к административной ответственности предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и предпринимателей за нарушения, связанные с реализацией топлива, не отвечающего требованиям нормативной документации (ГОСТ, ТУ) и экологическим требованиям;

разработка проектов нормативных актов Правительства Москвы, направленных на совершенствование СКТ, и мероприятий по обеспечению потребителей нефтепродуктами с улучшенными экологическими характеристиками.

1.5. Для повышения эффективности мероприятий по обеспечению качества топлива, реализуемого в г.Москве, предусматривается взаимодействие структурных элементов СКТ с государственными учреждениями и ведомственными органами контроля.

1.6. Для придания гласности работы СКТ должны быть широко использованы все формы массовой информации населения.

1.7. Основные понятия и определения, используемые в области контроля качества нефтепродуктов, приведены в приложении 1.

2. Структура и задачи органов СКТ

2.1. Структурная схема СКТ в г.Москве приведена на рисунке. СКТ включает: органы управления (Управление транспорта и связи, Москомприрода), орган методического руководства (Экспертный совет по улучшению экологических характеристик моторных топлив, масел и присадок к ним), исполнительные органы (МТИ, лаборатории МТИ, аккредитованные испытательные центры, ведомственные службы контроля) и объекты контроля (АЗС, НПЗ, нефтебазы и другие организации, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов).

2.2. Основная деятельность структурных элементов СКТ регламентируется соответствующей нормативно-правовой документацией. В части, касающейся функционирования в составе СКТ, на них возлагаются следующие задачи.

2.2.1. Управление транспорта и связи; Москомприрода:

осуществляют общий контроль за функционированием и совершенствованием СКТ;

представляют Правительству Москвы проекты нормативно-правовых актов, направленных на снижение вредного воздействия нефтепродуктов на окружающую среду;

обобщают результаты основных экологических мероприятий, связанных с реализацией нефтепродуктов в г.Москве;

утверждают используемые в СКТ экспресс-методы контроля качества (в т.ч. экологических показателей) нефтепродуктов;

согласовывают с соответствующими учреждениями и ведомственными службами контроля внеочередные совместные проверки НПЗ, нефтебаз и организаций, осуществляющих поставку нефтепродуктов на АЗС г.Москвы.

2.2.2. Экспертный совет по улучшению экологических характеристик моторных топлив, масел и присадок к ним (далее по тексту - Экспертный совет):

осуществляет методическое руководство СКТ;

Структурная схема единой системы контроля качества моторного топлива, реализуемого в г.Москве


рассматривает и согласовывает перечень экологических показателей качества и экспресс-методы их определения;

обращается в соответствующие сертификационные центры с предложениями о проведении внеочередной сертификации нефтепродуктов с НПЗ, поставляющих в г.Москву нефтепродукты неудовлетворительного качества;

организует и рассматривает результаты проверки фактической точности оценки показателей качества нефтепродуктов в аккредитованных испытательных центрах г.Москвы.

2.2.3. Московская транспортная инспекция (МТИ):

разрабатывает планы проверки качества моторных топлив на АЗС и в организациях, осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов;

непосредственно организует выполнение планов проверки качества реализуемых в г.Москве нефтепродуктов силами лабораторий МТИ и аккредитованных испытательных центров;

рассматривает информацию от юридических и физических лиц о качестве реализуемых в г.Москве нефтепродуктов;

проверяет на АЗС и в организациях, осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов, наличие документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;

привлекает к административной ответственности юридических лиц, реализующих нефтепродукты, качество которых не отвечает требованиям ГОСТ (ТУ) и экологическим требованиям;

согласовывает с Экспертным советом планы распределения (объемы) анализов проб нефтепродуктов между аккредитованными испытательными центрами г.Москвы;

организует (за счет объектов контроля) по установленным тарифам оплату услуг аккредитованных испытательных центров (ИЦ) по проведению плановых анализов нефтепродуктов;

доводит до сведения Экспертного совета результаты проверок и дает предложения по совершенствованию СКТ;

организует обеспечение лабораторий МТИ необходимыми приборами, оборудованием и нормативной документацией.

2.2.4. Аккредитованные ИЦ проводят плановые анализы проб нефтепродуктов в строгом соответствии с требованиями нормативной документации и в установленные сроки представляют результаты анализов в МТИ.

2.2.5. Ведомственные службы контроля осуществляют внеплановые инспектирования НПЗ и нефтебаз в рамках функционирования СКТ.

2.2.6. Объекты контроля СКТ обеспечивают реализацию нефтепродуктов, качество которых отвечает требованиям нормативной документации и нормативных актов Правительства Москвы.

3. Осуществление (порядок) контроля за качеством нефтепродуктов, реализуемых в Москве

3.1. Планирование и проведение проверок качества реализуемых в г.Москве нефтепродуктов и условий их хранения на объектах контроля осуществляет МТИ с использованием своих лабораторий.

3.2. На объектах контроля проверяется:

3.2.1. Наличие документов, подтверждающих качество реализуемых нефтепродуктов:

сертификаты соответствия (копии или подлинники) на каждую марку реализуемых нефтепродуктов (приложение 2);

паспорта качества на каждую марку реализуемых нефтепродуктов;

акты зачистки резервуаров и соответствующие отметки в формулярах (паспортах) резервуаров;

инструкции по контролю качества при приеме и хранении нефтепродуктов (применительно к данному объекту);

технологическая схема обвязки резервуаров (соединения резервуаров с топливораздаточными колонками).

3.2.2. Техническое состояние: наличие комплекта оборудования, предусмотренного проектами АЗС (фильтры, замерные люки, люки-лазы для зачистки резервуаров и т.п.);

герметичность соединений (фланцевых, резьбовых, сварных) трубопроводов и резервуаров.

3.2.3. Обеспечение качества нефтепродуктов: знание и выполнение должностными лицами своих обязанностей по контролю качества реализуемых нефтепродуктов; фактическое качество реализуемых нефтепродуктов.

3.3. Для проверки фактического качества реализуемых нефтепродуктов осуществляется отбор проб. Отбор проб нефтепродуктов оформляется протоколом (приложение 3) в 2 экземплярах. Один экземпляр протокола хранится на объекте контроля, второй - в МТИ. Порядок отбора проб топлив приведен в приложении 4.

3.4. Оценка фактического качества топлив осуществляется:

лабораториями МТИ - с использованием экспресс-методов (непосредственно на объектах контроля) и стандартных методов испытаний;

аккредитованными ИЦ - с использованием стандартных методов испытаний в объеме требований нормативной документации.

3.5. Перечень контролируемых показателей и типовой прейскурант цен на их определение утверждается Экспертным советом.

3.6. Срок выполнения анализов нефтепродуктов не должен превышать 3 суток с момента получения пробы. Результаты анализов оформляются паспортом качества (приложение 5) и передаются в МТИ.

3.7. Если по результатам анализа нефтепродукт признается некондиционным или не соответствующим экологическим требованиям, объект контроля вправе за свой счет провести в любой аттестованной лаборатории арбитражный анализ.

3.8. Для текущего контроля качества нефтепродуктов объекты контроля могут использовать ведомственные или рекомендованные Экспертным советом методы и средства экспресс-контроля качества нефтепродуктов.

4. Финансирование СКТ

Работы, связанные с решением организационных вопросов функционирования и совершенствования СКТ, финансируются из внебюджетных ассигнований.

Приложение 1
к ст. 1.7


Основные понятия и определения в области контроля качества нефтепродуктов

       Сертификационные испытания - испытания товарных нефтепродуктов на соответствие требованиям нормативной документации (стандартам, техническим условиям) по показателям, характеризующим безопасность их применения (экологическая, пожарная безопасность, обеспечение заданных эксплуатационных характеристик автомобилей и т.д.).


Лабораторные испытания (анализ) - оценка соответствия качества нефтепродуктов требованиям стандартов (технических условий), проводимая в условиях стационарной лаборатории с использованием стандартных методов испытаний по установленному перечню показателей качества.

       Арбитражный анализ - установление соответствия качества нефтепродуктов требованиям стандартов (технических условий), проводимое нейтральной лабораторией при возникновении разногласий в оценке качества между объектами контроля и органами контроля. При проведении арбитражного анализа могут определяться все показатели качества нефтепродуктов согласно требованиям стандарта (технических условий) или только те, по которым возникли разногласия. Нейтральная лаборатория выбирается по согласованию сторон; при проведении арбитражного анализа могут присутствовать заинтересованные стороны.

       Экспресс-анализ - анализ нефтепродуктов, проводимый непосредственно на местах проверки или в лабораторных условиях с использованием экспресс-методов, позволяющих качественно оценить соответствие нефтепродуктов требованиям стандарта (технических условий). Если экспресс-анализ показал несоответствие нефтепродуктов требованиям стандарта (технических условий), то для предъявления претензии объекту контроля, пробу нефтепродуктов необходимо подвергнуть лабораторному анализу.

       Стандартный метод испытания - метод оценки показателя качества нефтепродуктов, на который дается ссылка в разделе "технические требования" стандарта (технических условий) на данную марку нефтепродукта: если метод стандартизован, то дается ссылка на номер стандарта, если не стандартизован, то в разделе "методы испытаний" приводится текст метода испытаний.

        Экспресс-метод  - метод испытания, позволяющий качественно оценить соответствие определяемого показателя качества требованиям стандарта (технических условий) за более короткий промежуток времени, чем с использованием стандартного метода. Экспресс-методы могут быть стандартизованными и ведомственными. Ведомственный экспресс-метод утверждается руководством того ведомства, в пределах которого он действует.

         Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие качества марки нефтепродукта требованиям нормативных документов, по которым он выпускается. Сертификат выдается изготовителю продукции или продавцу органом по сертификации. Срок действия сертификата ограничивается указанным в тексте числом, месяцем и годом.

       Паспорт качества - документ, в котором указываются числовые значения нормативных показателей качества и дается заключение о их соответствии нормам, указанным в стандарте (технических условиях).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»