Недействующий

О Программе содействия занятости населения г.Москвы на 1997 год (утратило силу с 10.05.2011 на основании постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 N 160-ПП)

Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 18 марта 1997 года N 194


ПРОГРАММА
содействия занятости населения г.Москвы
на 1997 год


Введение

Программа содействия занятости населения г.Москвы на 1997 год (далее - Программа) разработана Комитетом труда и занятости совместно с департаментами и комитетами Правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей, Координационным комитетом содействия занятости населения г.Москвы и Московской городской Думой.

Программа является неотъемлемой частью программы социально-экономического развития Москвы, других городских целевых программ, направленных на структурную перестройку экономики Москвы, социальную защиту групп населения, особо нуждающихся в социальной поддержке.

Приоритетными задачами Программы являются:

сдерживание массового высвобождения работников и темпов роста уровня официально зарегистрированной безработицы;

обеспечение социальной адресной помощи при безработице молодежи, женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

содействие развитию малого бизнеса, предпринимательству и самозанятости, общественных работ в целях обеспечения занятости населения и структурной перестройки экономики города.

Кроме того, важнейшие задачи политики занятости в 1997 году включают в себя:

обеспечение безработным социальных гарантий и материальной помощи, содействие гражданам, потерявшим доход и заработок, ищущим работу или желающим поменять профессию, в профессиональном обучении и трудоустройстве; удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу;

создание и оснащение социально-деловых центров (бизнес-центров, центров делового партнерства, бизнес-инкубаторов, центров трудовой адаптации подростков и молодежи, клубов "ищущих работу" и "женской инициативы" и т.д.);

развитие системы охраны труда на предприятиях Москвы, социального партнерства и коллективных договоров;

регулирование миграционных процессов;

рациональное использование привлекаемой иностранной рабочей силы;

развитие структуры и материально-технической базы городских органов по труду, занятости и миграции населения.

Главные задачи и основные мероприятия Программы, политики Правительства Москвы в области труда, занятости и миграции населения определены на основе прогноза социально-экономического развития г.Москвы, анализа и прогноза ситуации на рынке труда города на 1997 год.

Положение на рынке труда.
Итоги 1996 года

Рынок труда г.Москвы в 1996 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города. Ухудшение ситуации в сфере финансов и платежных отношений (кризис платежей), задержка бюджетного финансирования социальной сферы, оборонных отраслей промышленности, отсутствие инвестиционной активности и деградация материального производства, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.

Спад производства и сложности финансово-экономического характера не сопровождались адекватным сокращением численности занятых из-за стремления многих предприятий сохранить свой кадровый потенциал за счет введения сокращенного рабочего дня (недели) и вынужденных административных отпусков в ожидании экономического роста.

В 1996 году на промышленных предприятиях по инициативе администрации ежемесячно находились в отпусках без сохранения или частичным сохранением заработной платы 43-45 тыс. человек, или 8,6% от среднесписочной численности работников.

Масштабы скрытой безработицы, по оценке Московской Федерации профсоюзов, возросли в 1996 году до 350 тыс. человек (на 70 тыс. человек больше по сравнению с 1995 годом), а реальное число вакансий вторичной занятости, созданных рабочих мест в малом и среднем бизнесе превысили 300 тыс. мест.

Кроме того, в 1996 году было введено более 15 тыс. новых рабочих мест в инфраструктуре города (больницы, школы, объекты коммунально-бытового обслуживания населения, общественного питания и др.).

Комитетом труда и занятости было сохранено и создано более 12 тыс. новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики города, включая социальную сферу (здравоохранение, образование, социальное обеспечение населения), Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства создано около 10 тыс. новых рабочих мест в малом бизнесе. Все это позволило сдерживать переход скрытой безработицы в реальную и общей безработицы - в зарегистрированную безработицу.

Проведенные в 1996 году процедуры финансового оздоровления на 46 неплатежеспособных предприятиях сопровождались высвобождением порядка 9 тыс. человек. По прогнозным оценкам Московского комитета по делам несостоятельности и банкротства в 1997 году могут быть высвобождены порядка 70 тыс. человек (высвобождение работников в связи с банкротством предприятий может растянуться на 1-1,5 года).

Беспрецедентный по своим масштабам и длительности (1992-1996 годы) спад производства привел хотя и не к адекватному, но все же сокращению спроса на рабочую силу. Потребность предприятий, заявленная в службу занятости, сократилась с 62,8 тыс. вакансий в начале 1996 года до 55,1 тыс. вакансий в конце года, причем большинство вакансий непривлекательны (в основном из-за низкого уровня зарплаты, непрестижности профессий) или не являются подходящими для безработных и ищущих работу граждан. Вместе с тем наблюдался существенный рост спроса на рабочую силу негосударственных предприятий и организаций, то есть рыночных структур: с 5,5% в 1992 году до 38% в конце 1996 года (от общего спроса на рабочую силу), что создает благоприятные условия для структурной перестройки экономики.

Потребность экономики города в рабочей силе в отраслях, хронически испытывающих дефицит рабочих кадров, обеспечивалась за счет привлечения иностранных работников. В 1996 году Миграционной службой г.Москвы было выдано около 36,9 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Отраслевая структура занятости привлекаемой иностранной рабочей силы в конце 1996 года составила: в промышленности - 706 человек (удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности занятых в отрасли - 0,08%), на транспорте и связи - 14,0 тыс. человек (3,9%), в строительстве - 41,2 тыс. человек (5,9%), в торговле и общественном питании - 5,7 тыс. человек (0,7%), в прочих отраслях - 7,6 тыс. человек (0,3%).

Для определения эффективности привлечения иностранной рабочей силы в 1996 году по заказу Комитета проведена НИР по теме "Оценка эффективности привлечения иностранной рабочей силы в г.Москве", а в 1997 году будет разработана методика проведения данной оценки.

Кризисные явления в экономике города, а также неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся снижением численности постоянного населения и трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, привели к сокращению численности трудовых ресурсов, экономически активного населения и занятых в экономике города. Одновременно с этим наблюдался рост объемов высвобождения работников и общей, в том числе зарегистрированной безработицы.

В 1996 году трудовые ресурсы города составили 6056,0 тыс. человек в среднегодовом исчислении, или 71% от постоянного населения города. Во всех отраслях городского хозяйства было занято 5066,0 тыс. человек (93% от экономически активного населения). Численность занятых за отчетный период сократилась на 92,9 тыс. человек (таблица 1).

Таблица 1