Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 1996 года N 85



Об инвестиционном проекте организации рынка молока и молочной продукции в Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 19 августа 2014 года N 473-ПП
____________________________________________________________________

Молокоперерабатывающая отрасль Москвы испытывает серьезные экономические трудности, решение которых требует масштабной структурной перестройки, совершенствования экономических взаимоотношений с поставщиками сырья и ценовой политики.

В нынешних условиях при сохранении традиционно высокого спроса на основные продукты питания, среди которых особую роль играют молоко и молочные продукты, произошел резкий спад их общего потребления и производства. Одновременно имеет место увеличение доли импорта указанных продуктов в общей структуре потребления. Повышение в 1995 году таможенных пошлин на импортные продукты питания ограничило объем импорта молочных продуктов и с учетом положения дел в животноводстве и перерабатывающей промышленности России может привести к заметному снижению потребления молочной продукции в Москве. Возможное ухудшение положения на рынке молокопродуктов усугубляется тем, что на протяжении последнего времени цены на товары молочной группы росли быстрее, чем на большинство других продуктов питания.

Сокращение объемов производства молока и молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях Москвы и областей центральной России обусловлено прежде всего снижающимся спросом. При этом биологическая потребность в молокопродукции в Москве удовлетворяется лишь на 58 % при загрузке производственных мощностей московских предприятий в среднем на 42 %. С учетом ввоза молочной продукции из других регионов потребности Москвы в настоящее время удовлетворяются за счет продукции российского производства только на 50 %, а с учетом импорта - на 80 %.

Анализ сложившейся ситуации позволил выявить возможность предотвращения потерь городского бюджета, возникающих за счет сокращения производства на московских предприятиях и отсутствия необходимой инфраструктуры реализации продукции.

Придавая исключительное значение снабжению Москвы высококачественной молочной продукцией, Правительство Москвы

постановляет:

1. Поддержать концепцию организации рынка молока и молочной продукции в Москве, предложенную Департаментом внешних связей, и возложить на него координацию всех работ по реализации данной концепции (приложение).

2. Принять предложение Департамента внешних связей об организации специализированного открытого акционерного общества для реализации инвестиционной программы по организации рынка молока и молочной продукции в Москве.

3. Департаменту внешних связей и Комитету по управлению имуществом Москвы организовать работу по созданию акционерного общества открытого типа с уставным фондом 100 млрд.рублей.

4. Учитывая социальную значимость обеспечения города молоком и молочными продуктами, признать необходимым участие города Москвы в качестве учредителя акционерного общества в размере 25 % уставного фонда. Изменение доли города в уставном фонде может производится только на основании постановления Правительства Москвы.

5. Департаменту внешних связей:

- предусмотреть в валютном фонде города на 1996 год эквивалент 25 млрд.рублей для внесения в уставный фонд акционерного общества;

- привлечь других учредителей акционерного общества из числа российских и иностранных фирм и финансовых институтов;

- при заключении договора о доверительном управлении долей города предусмотреть достижение обоснованных показателей по объемам продаж и доходности вложений.

6. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту промышленности, префектам административных округов оказывать содействие в реализации концепции.

7. Сопровождение инвестиционного проекта по организации рынка молока и молочной продукции в Москве поручить АО "Мосвнешинформ" на договорной основе.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Орджоникидзе И.Н.

     

Премьер
     Правительства Москвы
                       Ю.М.Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 30 января 1996 года N 85

Концепция организации рынка молока и молочной продукции в Москве

Москва 1995


Содержание

Введение

3

1.

Состояние и перспективы развития рынка молока и цельномолочной продукции в Москве

6

2.

Ресурсы сырого натурального молока областей Центрального экономического региона России

13

3.

Выводы по результатам маркетинговых исследований

16

4.

Концепция организации рынка молока и молочной
продукции в Москве

22

4.1.

Поставленные цели

22

4.2.

Решаемые задачи

22

4.3.

Основные показатели концепции

23

4.4.

Организационные принципы осуществления концепции

23

4.5.

Кооперация в рамках осуществления концепции

24

5.

Реализационные основы концепции

30

6.

Эффективность проекта

32

Заключение

34


Введение

Поводом для разработки представляемого проекта послужила ситуация, сложившаяся в середине 1995 года в молочном комплексе Москвы. Она характеризуется значительным сокращением производства молочной продукции на московских молокоперерабатывающих предприятиях (ММП), использованием в производстве молочной продукции большого количества сухого молока, частным отсутствием молочной продукции во многих торговых точках, неудовлетворительной организацией торговли цельным молоком. Все это происходит на фоне сохранения потребления молочных продуктов в Москве на уровне 1992 года, при этом московские предприятия постоянно снижают долю присутствия на рынке, что негативно сказывается также на налоговых поступлениях в бюджет города.

Анализ сложившейся ситуации показал: потери городского бюджета за счет сокращения производства на московских предприятиях; затраты бюджета на закупки недостающей молочной продукции и, в первую очередь, сухого молока; социальную напряженность, возникающую в связи с ростом цен на молоко как продукт первой необходимости.

Выполненная работа построена на анализе и обработке статических данных, а также на данных прямого обследования сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий.

Анализ рынка Москвы и московских молокоперерабатывающих предприятий позволили сделать следующие выводы.

Полная мощность всех ММП по переработке молока (сырье) составляет около 4500 т/сутки.

В настоящее время ММП перерабатывают молоко в объеме около 1300 т/сутки, что составляет менее 35 % от их полной мощности.

С учетом ввоза молочной продукции из других регионов, потребности Москвы в настоящее время удовлетворяются за счет продукции российского производства, лишь наполовину, а с учетом импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья они удовлетворяются на 80 %.

обследование молокоперерабатывающих предприятий рынка молочной продукции в москве показало, что за последние 3 года имеет место неуклонное сокращение объемов производства молока и молочной продукции на ммп в среднем на 13,6 % в год. к концу 1995 года имело место сокращение объемов производства на ммп по сравнению с 1992 года в 1,9 раза. это сокращение компенсируется продукцией региональных производителей из центральных областей россии и импортом из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Неудовлетворительное состояние обеспечения Москвы молоком и молочной продукцией обусловлено тем, что на рынке сложился паритет платежеспособного спроса и предложения на высоком уровне цен, значительно превышающем платежеспособность основной части населения. Проведенные оценки показывают, что в настоящее время цена предложения на молоко в Москве, по крайней мере, в 1,5 раза превышают цену спроса. В этой ситуации простое увеличение загрузки ММП не дает эффекта увеличения потребления (реализации) молока и молочной продукции в Москве.

Высокий уровень цен на молоко и молочную продукцию в Москве в значительной мере обусловлен неудовлетворительным состоянием платежей в молочном комплексе. Задержки в платежах хозяйствам-поставщикам сырья достигаю нескольких месяцев (до полугода и более). В этих условиях хозяйства вынуждены закладывать в отпускные цены инфляционные потери. В результате превышения розничных цен над себестоимостью производства молочной продукции по всему молочному комплексу достигает от 1,65 до 3 раз. Из этого следует, что при вполне удовлетворительной рентабельности всех участников кооперации по производству, переработке и реализации молока на уровне 20 %, существует резерв для относительного снижения цен на молоко и молочную продукцию до 1,5 раз. Это обеспечило бы соответствующее увеличение платежеспособного спроса и оборота в молочном комплексе в целом в 1,3 раза или на сумму около 1,0 трлн. рублей, из которых около 250 млрд. рублей составляют средства, поступающие в бюджет в виде налоговых выплат.

Стихийная организация торговли стала другим фактором, огранивающим развитие производства и потребления молока и молочной продукции в Москве. До 70 % молочной продукции реализуется через мелкие коммерческие структуры, оборот которых достигает 5 трлн. рублей в год. Учитывая, что этот сектор торговли практически не контролируется налоговыми органами, потери бюджета, по нашим оценкам, могут достигать 800 млрд. рублей в год.

При решении вопросов увеличения объемов производства молока и молочной продукции в Москве следует иметь в виду, что возможности транспорта Москвы для перевозки сырья ограничены. Для обеспечения ввоза на ММП дополнительного сырья, которое может быть поставлено Москве хозяйствами Центрального региона России в настоящее время, необходимо оснащение транспортного хозяйства города современными молоковозами разной емкости.

Основными направлениями для развития рынка молока и молочной продукции в Москве являются:

- совершенствование системы расчетов в молочном комплексе на основе создания специализированной банковской структуры, производящей взаиморасчеты в реальном масштабе времени и осуществляющей целенаправленный маневр оборотными средствами;

- оказание в случае необходимости содействия в организации сбора и доставки молока из Московской области в летнее время;

- организация сбора и доставки молока в Москву из центральных областей России в зимнее время, а также организация производства на местах молочной продукции с целью использования жидкого молока в период пиковых поставок из Московской области;

- организация современной адаптированной к требованиям рынка структуры по реализации молока и молочной продукции.

1. Состояние и перспективы развития рынка молока и  цельномолочной продукции в Москве

Настоящий раздел   основан   на    результатах    маркетинговых исследований по состоянию и перспективам развития рынка молока и ЦМП в Москве с  учетом  возможностей  его  совершенствования  на  основе осуществления   предлагаемой  концепции  обеспечения  города  данной продукцией.

Обследование молокоперерабатывающих предприятий и рынка молочной продукции в Москве показало, что за последние 3 года имеет место неуклонное сокращение объемов производства молока и ЦМП на ММП в среднем на 13,6 % в год. На конец 1995 года ожидается сокращение объемов производства на ММП по сравнению с 1992 г. в 1,86 раза.

Вместе с тем, потребление молока и ЦМП в Москве в конце 1995 года ожидается приблизительно на уровне 1992 г., хотя и имеет тенденцию к медленному снижению. Сокращение производства продукции на ММП компенсируется ее притоком на московский рынок непосредственно от региональных производителей из центральных областей России (включая Московскую область) и импортом из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Развитие рынка молока и цельномолочной продукции в Москве в период с 1991 по 1995 гг. иллюстрируется графиками рис.1.1. (см. Прил.)

На этом рисунке обозначено:

1 - усредненный график производства продукции на ММП;

2,3 - нижняя и верхняя границы оценки уровня потребления (в суточных объемах) молока и ЦМП в Москве, соответственно;

4 - полная мощность ММП по переработке молока;

5 - уровень потребности в молочной продукции (молока и ЦМП) в Москве, определенный в соответствии с биологической нормой;

6 - усредненный график производства цельного молока на ММП.

Все графики на рис.1.1 представляют собой зависимости от времени суточных объемов продукции в пересчете на сырое молоко.

Основные показатели, характеризующие московский рынок в 1994 и 1995 гг., представлены в табл.1.1 - 1.3.

Таблица 1.1

Показатели потребности Москвы в молоке и молочных продуктах

N                  Наименование показателей       Значение показателя,
п/п                                                    тыс.т в год
______________________________________________________________________

1   Биологическая потребность в молочных продуктах
    в пересчете на сырое молоко, включая сыры, масло
    и промпереработку                                     3430,0

2   Минимальная физиологическая прожиточная потреб-
    ность в молочных продуктах; с учетом сыра и масла     1872,0

3   Потребность (по нормам Института питания АМН) в
    молокопродуктах в пересчете на сырое молоко (без
    учета сыра, масла и промпереработки)                  1829,0

4   Минимальная физиологическая прожиточная потреб-

          ность в молочных продуктах (без учета сыра и масла)                                          1787,0 5

          Реальная социально-биологическая потребность в

    цельном молоке                                        800,0

6   Минимальная физиологическая прожиточная потребность
    в цельном молоке                                      601,0
______________________________________________________________________

Таблица 1.2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»