Государственная налоговая служба Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 4 марта 1996 года N 11-13/3758


О налогообложении российских граждан, получающих
доходы за работу в представительствах иностранных
юридических лиц и у физических лиц"

Государственная налоговая инспекция по г. Москве сообщает, что в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"* предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источником дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц. Представительства инофирм к ним не относятся и, следовательно, таких обязанностей у них нет.

__________________

* Утратил силу с 1 января 2002 года в связи с признанием утратившими силу всех статей настоящего Закона на основании Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ.  - Примечание "КОДЕКС".


Обложение доходов, выплачиваемых российским гражданам за работу в представительствах иностранных юридических лиц, а также за работу по найму у иностранных физических лиц, производится налоговым органом посредством декларирования гражданами своих доходов согласно главе YII названного Закона и разделам YII и YIII Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

Порядок применения санкций предусмотрен статьей 22 Закона и разделами Х и ХI названной Инструкции Госналогслужбы России.

Вместе с тем, на представительства инофирм согласно статье 20 Закона возложена обязанность представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах.

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-I "О Государственной налоговой службе РСФСР" государственным налоговым инспекциям предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

При этом следует иметь в виду, что согласно статье 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях подлежат привлечению к административной ответственности на общих основаниях с гражданами России находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства.

Уполномоченные представительства инофирм выполняют (постоянно или временно) функции иностранного юридического лица от его имени, то есть они наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями или выполняют такие обязанности по специальному полномочию. Уполномоченное лицо инофирмы, осуществляющее свои должностные обязанности на территории России, подпадает под ее юрисдикцию, то есть на него распространяется законодательство Российской Федерации. (Основание: письмо ГНС РФ от 31.01.96 г. N 08-3-10/31, 65).

Исходя из вышеизложенного, российские граждане, получающие доходы от представительств иностранных юридических лиц и за работу по найму у иностранных физических лиц, должны подать декларации в случае появления в течение года источника дохода, прекращения существования такого источника дохода и по окончании календарного года - о фактически полученных ими в течение календарного года доходах и производственных расходах в сроки, предусмотренные законодательством.

В общем виде налогообложение указанной категории лиц должно производиться на основании подпункта "и" раздела IY вышеназванной инструкции, в порядке, определяемом этим разделом.

Иными словами, гражданин впервые приступающий к такому виду деятельности, обязан подать декларацию о предполагаемом до конца года доходе и произвести авансовые платежи налога в соответствии с пунктом 48 Инструкции N 35 от 29.06.95.

При подаче окончательной декларации о доходах, полученных за отчетный год, гражданин обязан заполнить строку 11 раздела III декларации, а налоговая инспекция - строку 11 (с подпунктами) раздела IY и до 1 июля вручить гражданину платежное извещение на уплату налога по установленным срокам.

Конкретно же, в зависимости от обстоятельств, возможны следующие ситуации.

1. Если инопредставительство или же иностранное физическое лицо - наниматель при выплате дохода своим работникам не удерживает и не перечисляет в бюджет подоходный налог, то применяется общая норма, приведенная выше.

2. Если инопредставительство самостоятельно или через посредника удерживает и перечисляет в бюджет подоходный налог с доходов своих работников и в налоговой инспекции имеются документы, подтверждающие факт удержания и перечисления налога в бюджет (справки по форме приложения N 3 к Инструкции N 35), то в этом случае налоговая инспекция может освободить таких граждан от обязанности подавать декларации о доходах, полученных в отчетном году, при условии, что у таких граждан в течение отчетного года не было иных источников облагаемого дохода. В этом случае гражданин подает заявление с просьбой освободить его от подачи декларации на основании прилагаемой справки по форме N 3, с обязательным указанием в заявлении, что иных облагаемых налогом доходов в отчетном году не получал.

Заместитель начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга                               А.А.Глинкин



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»