Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 1996 года N 393


О ходе выполнения комплексной программы "Безопасность Москвы" и задачах на 1996-1997 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 14 марта 2017 года N 102-ПП
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 19.04.94 N 312 "Об утверждении комплексной программы "Безопасность Москвы" и от 17.10.95 N 845 "О безопасности населения и народнохозяйственных объектов в Москве" Штабом по делам гражданской обороны г.Москвы, префектурами административных округов, департаментами, комитетами и другими организациями проведена определенная работа по обеспечению безаварийной работы промышленных предприятий и защите населения города.

Разработано более 20 нормативно-методических документов, регламентирующих создание и функционирование Московской городской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также ряд других документов по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения и продовольствием в условиях чрезвычайных ситуаций.

Из 109 заданий программы, рассчитанной на 1994-1996 годы, по состоянию на апрель т.г. выполнено 59 с общим объемом затрат 2176 млн. рублей.

Разработанные предложения по системе предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в метрополитене на базе излучающих кабелей позволяют создать систему раннего обнаружения и оповещения о задымлении, возгорании, наличии сильнодействующих ядовитых веществ в поездах и тоннелях.

Разработаны и изготовлены опытные образцы малогабаритных электрохимических установок для получения экспресс-методом дезинфицирующих растворов для обеспечения эпидемиологической защиты населения в период чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем ход выполнения программы показывает, что качество некоторых законченных разработок не отвечает требованиям и ожидаемым результатам утвержденной программы.

Отдельные задания выполнены не в полном объеме и без учета возможности использования предлагаемых решений в условиях Москвы. Научно-технические советы направлений в недостаточной мере контролировали ход выполнения научно-технических проектов.

Со стороны заказчика (АО "МКНТ") имели место задержки в заключении договоров с исполнителями проектов, оплате выполненных этапов работ и ее индексации, сокращение объемов финансирования.

В целях дальнейшего повышения безопасности населения и объектов городского хозяйства Правительство Москвы постановляет:

1. Штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы, префектурам административных округов, департаментам транспорта и связи, инженерного обеспечения, энергетики и энергосбережения, строительства, промышленности, здравоохранения, Москомприроде, Москомархитектуре, МГЦ Госсанэпиднадзора совместно с Научно-техническим советом комплексной программы "Безопасность Москвы", АО "Московский комитет по науке и технологиям" и другими заинтересованными организациями обеспечить устранение недостатков, выявленных в процессе реализации программы, и внедрение результатов законченных работ в практическую деятельность подведомственных организаций.

2. Утвердить представленную Научно-техническим советом комплексную программу "Безопасность Москвы" на 1996-1997 годы (приложение N 1).

Обязать организации, ответственные за выполнение намеченных научно-технических проектов и других работ по программе, обеспечить их реализацию в установленные сроки.

3. Поручить АО "Московский комитет по науке и технологиям" исполнять функции заказчика по заключению договоров, финансированию и реализации заданий в сроки, установленные указанной программой.

4. Утвердить научно-технический совет программы "Безопасность Москвы" в новом составе (приложение N 2).

5. Считать утратившим силу приложение к постановлению Правительства Москвы от 25.04.95 N 361 "О ходе выполнения комплексной программы "Безопасность Москвы".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления в целом возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В., а за реализацией комплексной программы "Безопасность Москвы" - на начальника Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы Кистанова Е.М.

Премьер Правительства Москвы
                Ю.М.Лужков

     

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 апреля 1996 года N  393

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКВЫ"
(Этап 1996-1997 годы)


1. Общие положения КП "Безопасность Москвы"

Комплексная программа "Безопасность Москвы" выполняется на основании постановлений Правительства Москвы N 312 от 19 апреля 1994 года и N 845 от 17 октября 1995 года.

Правительство Москвы поручило АО "Московский комитет по науке и технологиям" (АО МКНТ) исполнять функции заказчика по заключению договоров, финансированию и реализации заданий в сроки, установленные указанной Программой. В роли пользователей результатов, полученных при реализации Программы, выступают: Правительство Москвы и департаменты экономической политики и развития г.Москвы, транспорта и связи, инженерного обеспечения, промышленности, энергетики и энергосбережения, продовольственных ресурсов, по строительству, потребительского рынка и услуг, здравоохранения; Штаб ГО и ЧС города; МГЦ ГСЭН; АО МОСЭНЕРГО; ГП "Мосгаз"; Управление Московской железной дороги; Московский метрополитен; УГАИ ГУВД; Москомстат; Москомприрода; Москомархитектура; Мосгорэкспертиза; Москомимущество; Мосводоканал; Комитет социальной защиты и другие организации.

Генеральной целью Программы является разработка и реализация первоочередных мер по повышению безопасности населения, особо рисковых предприятий и объектов городского хозяйства Москвы и территории города с учетом риска возникновения опасных природных геологических и геоэкологических явлений, техногенных аварий и катастроф, других чрезвычайных ситуаций.

По своей тематике Программа базируется на основных направлениях деятельности чрезвычайных комиссий и Антикризисного комитета, определенных постановлением Правительства Москвы N 530 от 21 июля 1992 года, и предусматривает выполнение первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуации.

Конечной продукцией Программы являются: проекты нормативно-технической, правовой и организационно-распорядительной документации по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в Москве; базы данных и методики для анализа и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного, социально-экономического, политического и военного характера и вызываемого ими ущерба применительно к условиям Москвы; концепции экономических механизмов по повышению уровня безопасности населения и охраны окружающей среды применительно к возможным чрезвычайным ситуациям; системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций; предложения и рекомендации о проведении административных, организационных и хозяйственных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности потенциально опасных объектов, надежности систем жизнеобеспечения, эффективности аварийно-спасательных работ, скорейшей локализации и ликвидации последствий от аварий и катастроф, совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим; предложения и рекомендации в основные направления социально-экономического развития Москвы на долгосрочную перспективу.

Москва является, с одной стороны, крупным территориально-производственным региональным комплексом с большим научно-техническим потенциалом, а с другой - мегаполисом, выполняющим функцию культурно-исторического и административного центра России. Эти обстоятельства обусловили двойственный характер Программы - с одной стороны, она является региональной, с другой ее можно рассматривать как программу безопасности больших городов.

Все источники возможных чрезвычайных ситуаций имеют сложное пространственное размещение, что предопределяет крайне дифференцированную по территории Москвы картину. Такая ситуация требует серьезных теоретических и методических разработок для создания полного и целостного образа городской среды с обязательным выделением наиболее эффективных и объективных критериев оценки безопасности.

2. Тематическая структура КП "Безопасность Москвы"

По своей содержательной сути Комплексная Программа "Безопасность Москвы" имеет научно-прикладной характер и не рассчитана как на проведение длительных фундаментальных исследований по вопросам безопасности, так и на осуществление проектов, требующих капитальных вложений. Изначально предполагается, что обеспечение Программы результатами фундаментальных исследований будет осуществляться за счет других программ (например, ГНТП-16). В самой же Программе в основном должны проводиться работы продолжительностью 1-3 года, результаты которых могут быть быстро внедрены в практику в условиях Москвы.

Тем не менее, по своей временной сути настоящая Программа является принципиально долгосрочной - до тех пор, пока существует Москва и ее население, будет существовать проблема обеспечения безопасности; со временем будут лишь изменяться различные аспекты этой проблемы. В этой связи тематическая структура Программы должна позволять проводить оперативную корректировку тематики выполняемых работ в соответствии с изменяющейся обстановкой. С учетом этого обстоятельства и была сформирована структурно-тематическая композиция настоящей Программы.

Основу программы "Безопасность Москвы" составляют пять тематических направлений (Рис.1)

                  +-------------------------------+
+-----------------¦Программа "БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКВЫ"¦
¦                 +-------------------------------+
¦
¦                           Направления:
¦
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  ¦1. Обеспечение безопасности населения и городских¦   ¦       ¦
+--¦   объектов с учетом риска возникновения техно-  +---¦Проекты¦
¦  ¦   генных аварий и катастроф                     ¦   ¦       ¦
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  ¦2. Снижение ущерба и обеспечение защиты населения¦   ¦       ¦
+--¦   и городских объектов от природных и природно- +---¦Проекты¦
¦  ¦   техногенных опасностей с учетом их экологичес-¦   ¦       ¦
¦  ¦   ких последствий                               ¦   ¦       ¦
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  ¦3. Экстренная медицинская и ветеринарная помощь, ¦   ¦       ¦
+--¦   и санитарно-эпидемическое обеспечение ЧС, в   +---¦Проекты¦
¦  ¦   том числе биогенного, зоогенного и фитогенного¦   ¦       ¦
¦  ¦   характера и меры по их предупреждению и сни-  ¦   ¦       ¦
¦  ¦   жению тяжести последствий                     ¦   ¦       ¦
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  ¦4. Обеспечение населения города продовольствием в¦   ¦       ¦
+--¦   кризисных и чрезвычайных ситуациях            +---¦Проекты¦
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  +-------------------------------------------------+   +-------+
¦  ¦5. Общепрограммные проблемы и организационное со-¦   ¦       ¦
+--¦   провождение Программы                         +---¦Проекты¦
   +-------------------------------------------------+   +-------+

Рис.1 Тематическая структура направлений Программы

Тематика первых четырех направлений охватывает практически все наиболее значимые аспекты безопасности населения Москвы - от рассмотрения различных чрезвычайных ситуаций социального, экономического, техногенного и природного характера до мер по их предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тематика пятого направления сфокусирована на вопросах формирования и модернизации Программы, а также на методическом и организационном сопровождении Программы.

Каждое направление Программы включает в себя ряд научно-исследовательских проектов, которые являются основными структурно-тематическими и целевыми элементами Программы. Каждый проект представляет собой самостоятельную работу со сформулированной в терминах конечных результатов целью, основными этапами и сроками их выполнения. При таком подходе сравнительно легко определить для каждого проекта состав исполнителей и пользователей полученных результатов.

В случае необходимости, такой проект может быть трансформирован в отдельную целевую программу.

В оптимальном варианте научно-технические проекты не должны ограничиваться стадией НИОКР и в необходимых случаях предусматривать внедрение выполненных разработок в административные и хозяйственные структуры Москвы.

3. Органы управления программой и порядок финансирования

При формировании системы управления Программой на стадии ее реализации исходили из следующих требований:

1) Система должна функционировать непрерывно на всех стадиях реализации Программы;

2) Система должна удовлетворять требованиям общей теории управления и иметь развитую сеть обратных связей;

3) Система должна обеспечивать взаимоувязку мероприятий с ресурсами, целями, сроками и исполнителями;

4) Система должна быть чувствительной к характеру основных направлений и проектов, обеспечивающих достижение главных целей и подцелей;

5) Информационной базой системы должны быть тематические, временные, финансовые и организационные характеристики выполняемых проектов.

С учетом указанных требований была сформирована и внедрена в практику система управления Программой, схема которой представлена на рис.2. Опыт управления Программой в период 1994-1995 годов дает основания сохранить эту систему управления Программой и на последующий период, внося в нее, по мере необходимости, корректировки, учитывающие неизбежные изменения самой Программы и условий ее реализации.

                       +--------------------+
                       ¦Правительство Москвы+------------+
                       +--------------------+            ¦
                                  ¦                      ¦
                          +-------------+                ¦
                          ¦НТС Программы¦                ¦
                          +-------------+                ¦
      +---------------------------+--------------------+ ¦
      ¦                 ¦         ¦       ¦            ¦ ¦
+-------------+   +-------------+ ¦  +----------+    +--------+
¦НТС Направле-¦   ¦Рабочая груп-¦ ¦  ¦Экспертный¦    ¦АО МКНТ ¦
¦ний          ¦   ¦па           ¦ ¦  ¦совет     ¦    ¦        ¦
+-------------+   +-------------+ ¦  +----------+    +--------+
      ¦    ¦           ¦       ¦  ¦   ¦   ¦                ¦
      ¦    ¦           ¦      +--------+  ¦                ¦
      ¦    ¦           ¦      ¦ВТК-5.4 ¦  ¦                ¦
      ¦    ¦           ¦      +--------+  ¦                ¦
      ¦    +---------+ ¦          ¦       ¦ +--------------+
      ¦            +--------------------------+
      ¦            ¦    Базовые организации   ¦
      ¦            +--------------------------+
      ¦                           ¦
+-----------------------------------------------------------------+
¦           Головные организации или ВТК по проектам              ¦
+-----------------------------------------------------------------+

Рис.2. Органы управления Программой

Во главе Программы стоит НТС Программы, председателем которого является руководитель Программы (по должности - первый заместитель Премьера Правительства Москвы).

Каждое направление имеет свой НТС, возглавляемый руководителем направления. При НТС Программы создан Экспертный совет для экспертизы выполняемых работ.

При НТС Программы функционирует Рабочая группа, главными задачами которой являются общая научно-организационная координация работ по Программе, оперативная поддержка деятельности НТС Программы, включающая подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение НТС Программы, и выполнение управленческих и контролирующих функций в период между заседаниями НТС Программы.

Организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности НТС Программы, Рабочей группы и Экспертного совета возложено на временный творческий коллектив ВТК-5.4.

Деятельность всех указанных органов управления Программой регламентирована соответствующими Положениями, которые утверждены руководителями, обладающими на это правами, и проводится согласно планам их работы.

Руководящий состав органов управления Программой представлен в Таблице 1.

Бюджетные ассигнования, требуемые для выполнения научно-технических проектов Программы, выделяет Департамент экономической политики и развития.

Подготовку предложений по объемам и порядку финансирования работ в рамках Программы в пределах выделенных средств осуществляет Рабочая группа.

Функцию заказчика и финансирующей организации исполняет АО МКНТ, которое заключает договора с базовыми организациями. В свою очередь, базовые организации заключают договора с головными организациями.

Основные результаты работ, выполняемых в рамках настоящей Программы, оформляются в следующих группах отчетов:

- ежегодный аналитический доклад правительству Москвы по безопасности населения и объектов городского хозяйства Москвы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»