ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 июля 2022 года N 516-РП

Об утверждении Основных направлений повышения финансовой грамотности населения города Москвы



В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, и в целях повышения уровня финансовой грамотности населения города Москвы:

1. Утвердить Основные направления повышения финансовой грамотности населения города Москвы (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Зяббарову Е.Ю.

Мэр Москвы
С.С.Собянин



Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 22 июля 2022 года N 516-РП



Основные направления повышения финансовой грамотности населения города Москвы



1. Общие положения


Основные направления повышения финансовой грамотности населения города Москвы (далее - Основные направления) разработаны в целях создания основ для дальнейшего повышения финансовой грамотности населения города Москвы, определяют цель и задачи в области повышения финансовой грамотности, способы и инструменты их достижения, способствуют формированию системы финансового образования и повышению информированности населения города Москвы в данной области, а также определяют основные требования к формированию Региональной программы по повышению финансовой грамотности населения города Москвы.

Основные направления разработаны в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, планом мероприятий ("дорожной картой") реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (на период 2021-2023 годов) от 28 июля 2021 г. N ПМ-01-59/135/12-12-11/ВН-36478.

2. Актуальность повышения финансовой грамотности населения города Москвы


Реализация Основных направлений осуществляется с учетом особенностей экономического развития Москвы как города федерального значения и столичного региона.

Для города Москвы характерны:

- высокий уровень экономической активности населения города Москвы;

- высокий уровень доступности разнообразных финансовых инструментов;

- высокий уровень цифровизации финансовых услуг;

- высокий уровень знаний населения города Москвы в области финансовой грамотности, характеризующийся информированностью о распространенных финансовых услугах, базовых финансовых понятиях, включая соотношение риска и доходности;

- сравнительно высокий относительно других субъектов Российской Федерации уровень навыков финансово грамотного поведения населения города Москвы, включая наличие способности принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни;

- у представителей отдельных целевых групп населения отмечается недостаточный уровень финансовых установок, ориентирующих на достижение долгосрочных финансовых целей.

Вместе с тем отдельные группы населения города Москвы, в том числе молодежь и население старшего возраста, демонстрируют недостаточный уровень финансовых знаний, навыков и установок.

Актуальность повышения финансовой грамотности населения города Москвы обуславливается в том числе следующими факторами:

- экономическими условиями, требующими рационального использования финансов;

- активным пользованием финансовыми услугами;

- возникновением новых и сложных для понимания финансовых инструментов;

- распространением финансового мошенничества.

3. Целевые группы населения города Москвы, на которые направлена реализация Основных направлений


Основные направления нацелены на предоставление финансового образования и просвещения для формирования финансово грамотного поведения различных целевых групп населения города Москвы с учетом их особенностей.

В рамках реализации Основных направлений выделяются следующие целевые группы населения:

1. Дети и молодежь, в том числе:

- обучающиеся образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального, основного общего образования, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- дети из неблагополучных семей.

2. Население среднего возраста, в том числе:

- граждане, склонные к рисковому типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах;

- граждане с ограниченными возможностями здоровья;

- одинокие родители, молодые и многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах;

- граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения города Москвы;

- субъекты предпринимательской деятельности и граждане, планирующие осуществлять предпринимательскую деятельность;

- государственные служащие и работники бюджетного сектора экономики.

3. Население старшего возраста, в том числе:

- граждане предпенсионного возраста;

- пенсионеры;

- граждане пенсионного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- граждане пенсионного возраста с низким уровнем грамотности в сфере информационных технологий.

4. Цель и задачи Основных направлений


Целью Основных направлений является создание основ для повышения финансовой грамотности населения города Москвы, в том числе формирование ответственного отношения к личным финансовым средствам, повышение защищенности интересов граждан в качестве потребителей финансовых услуг как необходимых условий повышения уровня и качества жизни населения города Москвы.

Для достижения цели Основных направлений необходимо решение следующих задач:

- расширение охвата и повышение качества финансового образования и просветительской деятельности в области финансовой грамотности населения города Москвы с учетом региональных особенностей;

- обеспечение необходимой институциональной базы, методических и кадровых ресурсов в области повышения финансовой грамотности с учетом развития современных образовательных технологий;

- повышение уровня мотивации населения города Москвы к получению и совершенствованию финансовых знаний, навыков и установок;

- обеспечение информирования населения города Москвы о необходимости повышения уровня личной финансовой грамотности, а также о способах получения сведений в указанной области.

В этой связи при реализации Основных направлений необходимо:

- информировать население о существующих проблемах и возможных последствиях, связанных с недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности, а также о необходимости получения базовых знаний, индивидуальных навыков и компетенций в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;

- обеспечивать формирование у населения города Москвы не только финансовых знаний, но и финансово грамотного поведения, социально ответственного поведения на финансовом рынке;

- делать акцент на формирование установок для долгосрочного финансового планирования;

- стимулировать у населения города Москвы ответственное отношение к личным финансовым средствам;

- содействовать формированию ответственного поведения при выборе инструментов личного финансового планирования;

- содействовать обеспечению защиты прав потребителей финансовых услуг;

- содействовать пониманию рисков предпринимательской деятельности;

- содействовать повышению уровня доверия населения к финансовым институтам.

5. Система повышения финансовой грамотности в городе Москве


Достижение цели и решение задач Основных направлений обеспечивается путем создания единой взаимосвязанной системы повышения финансовой грамотности, предусматривающей ее включение в социокультурную среду города Москвы.

Основным принципом данной системы является проведение Правительством Москвы единой политики в области реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения города Москвы и проведению просветительской деятельности в данной области, предусматривающей согласованность и единообразие:

- подходов к планированию и проведению образовательных и просветительских мероприятий в городе Москве;

- учебно-просветительской и методической базы материалов по финансовой грамотности.

Система повышения финансовой грамотности включает следующие элементы:

- реализация образовательных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения города Москвы с целью дальнейшей разработки и внедрения образовательных программ, способствующих повышению финансовой грамотности обучающихся по программам дошкольного, начального, основного общего образования, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования;

- формирование у педагогических работников образовательных организаций профессиональных компетенций в области преподавания финансовой грамотности;

- повышение интереса и мотивации обучающихся к получению новых знаний в области финансовой грамотности;

- просвещение и информирование населения по вопросам финансовой грамотности с целью повышения финансовой грамотности населения города Москвы путем проведения комплекса просветительских мероприятий, ориентированных на определенные целевые группы, формирование основ рационального финансового поведения;

- повышение уровня мотивации населения города Москвы к получению знаний и формированию навыков в области финансовой грамотности, осознанию ее важности и практической пользы для личного финансового благополучия, повышение личной ответственности за финансовые решения;

- межведомственное взаимодействие с целью обмена опытом и лучшими практиками реализации мероприятий по финансовой грамотности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными участниками деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения в городе Москве;

- организационно-методическое сопровождение (обеспечение) реализации Основных направлений с целью повышения эффективности взаимодействия участников деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения города Москвы;

- проведение мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности населения города Москвы с целью обеспечения достижения цели и решения задач реализации Основных направлений.

6. Механизм реализации Основных направлений


Основные направления реализуются органами исполнительной власти города Москвы совместно с иными участниками деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения в городе Москве (по согласованию), в соответствии с Региональной программой по повышению финансовой грамотности населения города Москвы (далее - Региональная программа).

Региональная программа утверждается по форме и в порядке, определенном Координационным советом по повышению финансовой грамотности населения города Москвы (далее - Координационный совет), созданным в целях реализации Основных направлений.

Полномочия, функции и порядок работы Координационного совета определяются положением о Координационном Совете, утверждаемым Правительством Москвы.

Региональная программа включает мероприятия, направленные на достижение цели и задач Основных направлений, взаимоувязанные с элементами системы повышения финансовой грамотности в городе Москве и основанные на едином методологическом инструментарии (единой рамке компетенций по финансовой грамотности) в области финансовой грамотности, в том числе в инвестиционной, налоговой, пенсионной, бюджетной, цифровой, предпринимательской и потребительской сферах.

Мероприятия включаются в Региональную программу на основании предложений органов исполнительной власти города Москвы и иных участников деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения в городе Москве, исходя из цели и задач реализации Основных направлений.

Региональная программа содержит информацию о сроках, контрольных этапах и результатах реализации мероприятий, а также объеме финансовых ресурсов и источниках финансирования, необходимых для исполнения мероприятий.

Отчет о реализации мероприятий Региональной программы формируется на основании предложений органов исполнительной власти города Москвы и иных участников деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности в городе Москве, направляется в Координационный совет ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, по форме и в порядке, установленном Координационным советом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»