МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 июня 2022 года N 250

Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации


См. Сравнительный анализ Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250 и Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.



В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; 2011, N 30, ст.4596; 2019, N 30, ст.4135), подпунктом 5.2.37 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2011 г., регистрационный N 19627);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 210 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2011 г., регистрационный N 21758);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 162 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2012 г., регистрационный N 24735);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 164 "О внесении изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2012 г., регистрационный N 24613);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 57 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37020);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 330 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 декабря 2015 г., регистрационный N 39978);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 382 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2015 г., регистрационный N 40409);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 145 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2016 г., регистрационный N 42676);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. N 257 "О внесении изменений в приложение N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2016 г., регистрационный N 44248);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2018 г. N 36 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50716);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. N 54 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 мая 2018 г., регистрационный N 50958);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 октября 2018 г. N 349 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2018 г., регистрационный N 52897);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 472 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2019 г., регистрационный N 55235).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 августа 2022 г. и действует шесть лет со дня его вступления в силу.

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

20 июля 2022 года,

регистрационный N 69324

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 23 июня 2022 года N 250

     

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации

I. Общие положения

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают систему организации движения поездов, требования к технической эксплуатации сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и определяют обязанности работников железнодорожного транспорта общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт, работники железнодорожного транспорта соответственно).

_______________

Абзац четвертый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; 2018, N 32, ст.5105) (далее - Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации).

Абзац шестой пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).

Абзац седьмой пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).

Абзац второй пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).

Абзац третий пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).

2. Правила и приложения к ним обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожных путей, сооружений и устройств инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования и находящихся на них сооружений и устройств, железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и работниками железнодорожного транспорта.

_______________

Абзац девятый пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).

Абзац восьмой пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).

3. Требования к видимым и звуковым сигналам для обеспечения безотказной и безопасной работы железнодорожного транспорта, типы сигнальных приборов для передачи сигналов на железнодорожном транспорте приведены в Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 1 к Правилам.

_______________

Подпункт 6 пункта 3 ГОСТ Р 27.102-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 8 октября 2021 г. N 1104-ст (М., "ФГБУ "РСТ", 2021) (далее - ГОСТ Р 27.102-2021).

4. Правила приема, отправления и пропуска поездов, выполнения маневровой работы и закрепления железнодорожного подвижного состава, правила приема и отправления поездов в условиях выполнения ремонтно-строительных работ, порядок назначения поездов и выполнения поездной и маневровой работы, приведены в Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 2 к Правилам.

_______________

Абзац тридцать пятый пункта 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 августа 2011 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об утверждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст.632), Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст.5310) (далее - ТР ТС 001/2011).

II. Обязанности работников железнодорожного транспорта

5. Работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями должны обеспечивать выполнение Правил и приложений к ним, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Соблюдение требований Правил работниками железнодорожного транспорта обеспечивается организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями, выполняющими функции работодателя по отношению к указанным работникам.

6. Ответственными за содержание и (или) исправное техническое состояние железнодорожных путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением периодичности выполнения ремонтов, установленных нормативной технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

Работники железнодорожного транспорта в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и содержать в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, выполнять техническое обслуживание и ремонт в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией, соблюдать метрологические требования, установленные Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

_______________

Подпункт 12 пункта 3 ГОСТ Р 27.102-2021.

Подпункт 14 пункта 3 ГОСТ Р 27.102-2021.

Подпункт 22 пункта 3 ГОСТ Р 27.102-2021

Абзац тридцатый пункта 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"* (ТР ТС 003/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 августа 2011 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об утверждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (далее - ТР ТС 003/2011).

Абзац пятьдесят четвертый пункта 4 ТР ТС 003/2011.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3021; 2021, N 24, ст.4188.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта". - Примечание изготовителя базы данных.     

7. Работники железнодорожного транспорта обязаны соблюдать правила и нормы по охране труда, промышленной, экологической, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы в соответствии со своими должностными обязанностями и должностными инструкциями.

Работники железнодорожного транспорта обязаны незамедлительно оповещать любыми доступными средствами связи руководителя о ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

_______________

Абзац восьмой части второй статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

8. В случаях обнаружения неисправностей, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения, а также при проследовании поезда без установленных в приложении N 1 к Правилам поездных сигналов, работники железнодорожного транспорта, обнаружившие такую неисправность или отсутствие установленных в приложении N 1 к Правилам поездных сигналов, обязаны подавать сигнал остановки поезду, маневрирующему составу или отдельно идущему локомотиву в соответствии с приложением N 1 к Правилам, принимать незамедлительные меры к его остановке, устранению неисправности и (или) к ограждению опасного места в соответствии с приложением N 1 к Правилам и (или) сообщить дежурному по ближайшей железнодорожной станции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»