ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2022 года N 1086

О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций



В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 2022 года N 1086



Правила государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций



1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор).

2. Предметом государственного надзора являются:

а) реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) реализация исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"объекты надзора" - деятельность федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) по реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

"контролируемые лица" - органы государственной власти, деятельность которых подлежит государственному надзору.

4. Органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в субъектах Российской Федерации (далее соответственно - органы, осуществляющие государственный надзор, территориальные органы).

5. Передача в рамках государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:

а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, к сфере ведения которых относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора;

в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;

г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, к сфере ведения которых относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора (далее - структурные подразделения территориальных органов);

д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.

7. Должностные лица, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 6 настоящих Правил, являются инспекторами.

8. Руководители, заместители руководителей, инспектора органов, осуществляющих государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. В органе, осуществляющем государственный надзор, предусматривается ведение:

а) журнала учета объектов надзора;

б) журнала учета проверок.

10. В журнале учета проверок используется сквозная нумерация в течение года.

11. Срок ведения журналов - 5 лет, срок хранения оконченных журналов - 3 года. Журналы должны быть прошиты, пронумерованы и заверены печатью надзорного органа.

12. Допускается ведение журналов в электронном виде при условии сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежегодной архивации на бумажном носителе.

13. Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - автоматизированная система).

14. Учет объектов надзора также осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

15. При ведении учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее контрольно-наблюдательные дела).

16. Контрольно-наблюдательные дела формируются по каждому объекту надзора и содержат официальные реквизиты контролируемых лиц, копии распоряжений о проведении проверок, акты проверок со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за последние 5 лет.

17. Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.

18. Основанием для включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела является поступление (установление) информации об объекте надзора, не состоящем на учете.

19. Орган, осуществляющий государственный надзор, направляет в 10-дневный срок со дня поступления (установления) первичной информации об объекте надзора, не состоящем на учете, запросы в адрес органов государственной власти, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, с целью включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела.

20. Соответствующие данные в месячный срок со дня формирования контрольно-наблюдательного дела вносятся в журнал учета объектов надзора.

21. Орган, осуществляющий государственный надзор, ежегодно к 15 августа обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора и их закрепление для осуществления государственного надзора за инспекторами.

22. Инспекторами органов, осуществляющих государственный надзор, в отношении контролируемых лиц проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.

23. Организация планирования проверок и проведения внеплановых проверок реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании Правил организации планирования проверок и проведения внеплановых проверок реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 1.

24. Организация планирования проверок и проведения внеплановых проверок реализации исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании Правил организации планирования проверок и проведения внеплановых проверок реализации исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2.

25. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (со дня начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений инспекторов органов, осуществляющих государственный надзор, проводящих плановую выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен органом, осуществляющим государственный надзор, но не более чем на 20 рабочих дней.

26. Для оценки эффективности реализуемых контролируемыми лицами полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органы, осуществляющие государственный надзор, в рамках проведения проверок вправе привлекать в установленном порядке экспертов и экспертные организации.

27. Проверки проводятся инспекторами органов, осуществляющих государственный надзор, на основании распоряжений должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор, уполномоченных на издание распоряжения о проведении проверки.

28. Должностными лицами, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки, являются:

а) руководитель, заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, к сфере ведения которого относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора;

б) руководитель территориального органа;

в) руководитель структурного подразделения территориального органа;

г) руководитель территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа.

29. Изданное распоряжение о проведении проверки, заверенное печатью органа, осуществляющего государственный надзор, регистрируется в течение 3 рабочих дней со дня его подписания в журнале учета проверок, оформляемом в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

30. Информация о плановых и внеплановых проверках объектов надзора, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений реализации полномочий подлежит внесению в единый реестр проверок.

31. Контролируемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки.

32. Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под подпись инспектором (инспекторами) органа, осуществляющего государственный надзор, проводящим (проводящими) проверку, уполномоченному представителю контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка.

33. Проверка должна проводиться только тем инспектором (инспекторами) органа, осуществляющего государственный надзор, который (которые) указан (указаны) в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иного непредвиденного отсутствия) инспектора органа, осуществляющего государственный надзор, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, либо отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственный надзор, издается новое распоряжение о проведении проверки.

34. Если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного представителя контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, либо в связи с иными действиями (бездействием) уполномоченного представителя контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, повлекшими невозможность проведения проверки, инспектор органа, осуществляющего государственный надзор, составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган, осуществляющий государственный надзор, в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких контролируемых лиц плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план проведения проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти и ежегодный план проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации без предварительного уведомления контролируемого лица.

35. Акт о невозможности проведения соответствующей проверки оформляется в день окончания плановой (внеплановой) проверки, установленный в распоряжении о проведении проверки, в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при условии посещения инспектором органа, осуществляющего государственный надзор, контролируемого лица в период проведения проверки не менее 2 раз.

36. К акту о невозможности проведения соответствующей проверки прилагаются документы, подтверждающие невозможность проведения проверки (при их наличии).

37. Контролируемое лицо уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом с приложением копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

38. Если в результате деятельности контролируемых лиц причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

39. В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения контролируемыми лицами предписания об устранении выявленных нарушений, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом, осуществляющим государственный надзор, предписания.

40. Организация документарной проверки (плановой и внеплановой) осуществляется по месту нахождения органа, осуществляющего государственный надзор.

41. В процессе проведения документарной проверки инспекторами органа, осуществляющего государственный надзор, в первую очередь рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении органа, осуществляющего государственный надзор, в том числе акты предыдущих проверок, материалы по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществления в отношении этого контролируемого лица государственного надзора.

42. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего государственный надзор, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить реализацию контролируемым лицом полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, орган, осуществляющий государственный надзор, направляет в адрес контролируемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, о проведении проверки.

43. Контролируемое лицо обязано в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган, осуществляющий государственный надзор, указанные в запросе документы.

44. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся у органа, осуществляющего государственный надзор, и (или) полученным в ходе проверки, информация об этом направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»