УТВЕРЖДЕНО
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
________________ В.Ф.Басаргин
17 мая 2022 года



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА



Руководство по соблюдению обязательных требований по организации перевозки групп детей автобусами



I. Общие положения

     

1. Цели и задачи.

Руководство по соблюдению обязательных требований по организации перевозки групп детей автобусами (далее - Руководство) разработано в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Целью Руководства является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма путем формирования единого подхода к обеспечению и соблюдению обязательных требований по организации безопасной перевозки групп детей автобусами организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачей Руководства является информирование образовательных организаций (учреждений), организаторов перевозок и перевозчиков о способах соблюдения обязательных требований, примеров соблюдения обязательных требований, рекомендациях по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований.

2. Понятие "организованная перевозка группы детей" используется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения":

"Организованная перевозка группы детей" - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

3. Деятельность контролируемых лиц, осуществляемая в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не может квалифицироваться, как нарушение обязательных требований.

4. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.

II. Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований


Ространснадзором на постоянной основе осуществляется работа по повышению эффективности надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности при осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами.

В 2021 году в ходе указанной работы проведено 11975 (рост к АППГ - 169%) контрольных (надзорных) мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, задействованных в организации и перевозке групп детей автобусами.

В том числе проверено 11749 транспортных средств (рост к АППГ - 71%) и выявлено 7163 (рост к АППГ - 145%) нарушения требований законодательства, предъявляемых при организации и осуществлении перевозочного процесса (далее - обязательные требования), основными из которых явились:

- несоблюдение требований по заключению договоров фрахтования;

- отсутствие уведомления Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей автобусами;

- отсутствие списка назначенных сопровождающих и списка детей;

- отсутствие сведений о маршруте перевозки;

- нарушение правил использования контрольного устройства (тахографа);

- нарушение порядка ведения, оформления и заполнения путевой документации.

Всего за нарушения обязательных требований привлечено к административной ответственности 2847 юридических лиц (рост к АППГ - 496%), 2424 должностных лица (рост к АППГ - 255%), 498 индивидуальных предпринимателей (рост к АППГ - 19%) и 1392 водителя (рост к АППГ - 86%). Также к административной ответственности было привлечено 884 организатора перевозки (рост к АППГ - 190%).

Общая сумма наложенных штрафов составила 52019,3 тыс. рублей (рост к АППГ - 73%), в том числе по статье 12.23 КоАП РФ 18609 тыс. рублей (рост к АППГ - 30%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с частью 1 статьи 27.14 КоАП РФ к нарушителям обязательных требований была применена обеспечительная мера в виде наложения ареста на 58 транспортных средств (рост к АППГ - 71%).

Несмотря на то, что ключевым фактором роста показателей контроля (надзора) за перевозкой групп детей автобусами в 2021 году послужило частичное снятие ограничительных мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее соответствующий рост количества эксплуатируемых транспортных средств, задействованных в указанном сегменте пассажирских перевозок, количество нарушений обязательных требований остается на высоком уровне. Указанные нарушения обязательных требований являются типовыми и массовыми.

Ожидаемый результат от применения данного Руководства:

1. Снижение риска причинения вреда жизни и здоровью детей.

2. Устранение условий, причин, факторов, способных привести к нарушению обязательных требований.

3. Уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц.

III. Пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований


Принимая во внимание результаты контрольной (надзорной) деятельности и соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, перевозки групп детей автобусами можно разделить на два вида:

Вид "А": перевозки осуществляются образовательной организацией (учреждением) в рамках транспортного обеспечения обучающихся, а также организациями (учреждениями) дополнительного образования и социальными организациями (далее - Учреждения).

Вид "Б": коммерческие перевозки по заказу (договору фрахтования, заказ-наряду, государственным и муниципальным контрактам).

IV. Примеры соблюдения обязательных требований


Пример перевозки под видом "А".

Средняя общеобразовательная школа, спортивная школа, детский дом, интернат и прочие учреждения используют собственный автобус для организованных перевозок групп детей.

Учреждение имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, автобус внесен в реестр лицензий, перевозки детей осуществляются в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527.

Пример перевозки под видом "Б".

В рамках детской оздоровительной кампании Управление социальной защиты населения привлекает перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей автобусами к местам отдыха.

Для данной перевозки Управление социальной защиты населения заключает договор фрахтования либо заказ-наряд (в случае заключения государственного либо муниципального контракта, в нем должны быть указаны сведения, предусмотренные Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обязательные для договора фрахтования) с перевозчиком, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами и договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОПП).

Специфика перевозки под видом "Б" применима для спортивных федераций, спортивных школ, туристических агентств, родительских комитетов, инициативных групп и прочих, принявших решение об организации перевозки групп детей автобусами.

V. Рекомендации по принятию конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований


Рекомендации по принятию конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований целесообразно разделить на 2 этапа:

- Первый этап, предшествующий осуществлению организованной перевозки групп детей автобусами.

- Второй этап, это непосредственно сама организация перевозки групп детей автобусами.

Вид перевозки "А".

Первый этап, предшествующий осуществлению организованной перевозки групп детей автобусами:

Учреждению для осуществления организованной перевозки групп детей необходимо получить лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Для этого необходимо:

1. Владеть автобусами на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), которые предполагается использовать для перевозки детей.

2. Назначить своего работника, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";

- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью".

Подать заявку на аттестацию ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения возможно на официальном интернет-сайте ФБУ "Росавтотранс" по адресу: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/road-safety/.

3. Иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор оказания услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

Для получения лицензии необходимо через Единый портал "Госуслуги" посредством заполнения интерактивной формы заявления по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/600355/1/form подать заявление о предоставлении лицензии, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, и прилагаемые к нему документы в территориальное управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора по адресу в пределах места нахождения юридического лица или по адресу регистрации, по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Список территориальных управлений государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта размещен на сайте по адресу: http://auto.rostransnadzor.ru/territorial-ny-e-organy.

После получения лицензии Учреждение (уже лицензиат) обязаны соблюдать следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления перевозки детей автобусы, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий;

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;

в) заполнять путевые листы;

г) допускать к перевозке детей автобусы, прошедшие предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные тахографами (контрольными устройствами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

д) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей этих транспортных средств;

е) обеспечивать стоянку автобусов на территории городских поселений, городских округов, гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);

ж) допускать к управлению автобусами водителей, состоящих в трудовых отношениях, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" - для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, которые соответствуют также требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527;

з) соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

и) осуществлять инструктаж водителя автобуса, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;

к) проводить стажировки водителей автобусов;

л) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей.

Второй этап. Организация перевозки групп детей автобусами.

При организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении перевозчику необходимо соблюдать требования Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527.

В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления организованной перевозки групп детей подать уведомление об организованной перевозке группы детей в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.

В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»