УТВЕРЖДЕНО
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
________________ В.Ф.Басаргин
17 мая 2022 года
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Руководство по соблюдению обязательных требований по организации перевозки групп детей автобусами
1. Цели и задачи.
Руководство по соблюдению обязательных требований по организации перевозки групп детей автобусами (далее - Руководство) разработано в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Целью Руководства является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма путем формирования единого подхода к обеспечению и соблюдению обязательных требований по организации безопасной перевозки групп детей автобусами организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачей Руководства является информирование образовательных организаций (учреждений), организаторов перевозок и перевозчиков о способах соблюдения обязательных требований, примеров соблюдения обязательных требований, рекомендациях по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований.
2. Понятие "организованная перевозка группы детей" используется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения":
"Организованная перевозка группы детей" - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
3. Деятельность контролируемых лиц, осуществляемая в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не может квалифицироваться, как нарушение обязательных требований.
4. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.
Ространснадзором на постоянной основе осуществляется работа по повышению эффективности надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности при осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами.
В 2021 году в ходе указанной работы проведено 11975 (рост к АППГ - 169%) контрольных (надзорных) мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, задействованных в организации и перевозке групп детей автобусами.
В том числе проверено 11749 транспортных средств (рост к АППГ - 71%) и выявлено 7163 (рост к АППГ - 145%) нарушения требований законодательства, предъявляемых при организации и осуществлении перевозочного процесса (далее - обязательные требования), основными из которых явились:
- несоблюдение требований по заключению договоров фрахтования;
- отсутствие уведомления Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей автобусами;
- отсутствие списка назначенных сопровождающих и списка детей;
- отсутствие сведений о маршруте перевозки;
- нарушение правил использования контрольного устройства (тахографа);
- нарушение порядка ведения, оформления и заполнения путевой документации.
Всего за нарушения обязательных требований привлечено к административной ответственности 2847 юридических лиц (рост к АППГ - 496%), 2424 должностных лица (рост к АППГ - 255%), 498 индивидуальных предпринимателей (рост к АППГ - 19%) и 1392 водителя (рост к АППГ - 86%). Также к административной ответственности было привлечено 884 организатора перевозки (рост к АППГ - 190%).
Общая сумма наложенных штрафов составила 52019,3 тыс. рублей (рост к АППГ - 73%), в том числе по статье 12.23 КоАП РФ 18609 тыс. рублей (рост к АППГ - 30%).
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с частью 1 статьи 27.14 КоАП РФ к нарушителям обязательных требований была применена обеспечительная мера в виде наложения ареста на 58 транспортных средств (рост к АППГ - 71%).
Несмотря на то, что ключевым фактором роста показателей контроля (надзора) за перевозкой групп детей автобусами в 2021 году послужило частичное снятие ограничительных мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее соответствующий рост количества эксплуатируемых транспортных средств, задействованных в указанном сегменте пассажирских перевозок, количество нарушений обязательных требований остается на высоком уровне. Указанные нарушения обязательных требований являются типовыми и массовыми.
Ожидаемый результат от применения данного Руководства:
1. Снижение риска причинения вреда жизни и здоровью детей.
2. Устранение условий, причин, факторов, способных привести к нарушению обязательных требований.
3. Уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц.
Принимая во внимание результаты контрольной (надзорной) деятельности и соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, перевозки групп детей автобусами можно разделить на два вида:
Вид "А": перевозки осуществляются образовательной организацией (учреждением) в рамках транспортного обеспечения обучающихся, а также организациями (учреждениями) дополнительного образования и социальными организациями (далее - Учреждения).
Вид "Б": коммерческие перевозки по заказу (договору фрахтования, заказ-наряду, государственным и муниципальным контрактам).
Пример перевозки под видом "А".
Средняя общеобразовательная школа, спортивная школа, детский дом, интернат и прочие учреждения используют собственный автобус для организованных перевозок групп детей.
Учреждение имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, автобус внесен в реестр лицензий, перевозки детей осуществляются в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527.
Пример перевозки под видом "Б".
В рамках детской оздоровительной кампании Управление социальной защиты населения привлекает перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей автобусами к местам отдыха.
Для данной перевозки Управление социальной защиты населения заключает договор фрахтования либо заказ-наряд (в случае заключения государственного либо муниципального контракта, в нем должны быть указаны сведения, предусмотренные Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обязательные для договора фрахтования) с перевозчиком, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами и договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОПП).
Специфика перевозки под видом "Б" применима для спортивных федераций, спортивных школ, туристических агентств, родительских комитетов, инициативных групп и прочих, принявших решение об организации перевозки групп детей автобусами.
Рекомендации по принятию конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований целесообразно разделить на 2 этапа:
- Первый этап, предшествующий осуществлению организованной перевозки групп детей автобусами.
- Второй этап, это непосредственно сама организация перевозки групп детей автобусами.
Вид перевозки "А".
Первый этап, предшествующий осуществлению организованной перевозки групп детей автобусами:
Учреждению для осуществления организованной перевозки групп детей необходимо получить лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Для этого необходимо:
1. Владеть автобусами на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), которые предполагается использовать для перевозки детей.
2. Назначить своего работника, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью".
Подать заявку на аттестацию ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения возможно на официальном интернет-сайте ФБУ "Росавтотранс" по адресу: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/road-safety/.
3. Иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор оказания услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Для получения лицензии необходимо через Единый портал "Госуслуги" посредством заполнения интерактивной формы заявления по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/600355/1/form подать заявление о предоставлении лицензии, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, и прилагаемые к нему документы в территориальное управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора по адресу в пределах места нахождения юридического лица или по адресу регистрации, по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Список территориальных управлений государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта размещен на сайте по адресу: http://auto.rostransnadzor.ru/territorial-ny-e-organy.
После получения лицензии Учреждение (уже лицензиат) обязаны соблюдать следующие лицензионные требования:
а) использовать для осуществления перевозки детей автобусы, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий;
б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
в) заполнять путевые листы;
г) допускать к перевозке детей автобусы, прошедшие предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные тахографами (контрольными устройствами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
д) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей этих транспортных средств;
е) обеспечивать стоянку автобусов на территории городских поселений, городских округов, гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);
ж) допускать к управлению автобусами водителей, состоящих в трудовых отношениях, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" - для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, которые соответствуют также требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527;
з) соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
и) осуществлять инструктаж водителя автобуса, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;
к) проводить стажировки водителей автобусов;
л) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей.
Второй этап. Организация перевозки групп детей автобусами.
При организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении перевозчику необходимо соблюдать требования Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527.
В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления организованной перевозки групп детей подать уведомление об организованной перевозке группы детей в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.
В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции: