МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 февраля 2022 года N 75

Об утверждении Положения об организации и осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации



В соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2021, N 24 (ч.I), ст.4188), пунктом 1, подпунктом 70 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 33, ст.3538; 2008, N 47, ст.5430; 2013, N 26, ст.3314), и в целях осуществления функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить Положение об организации и осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 365 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2015 г., регистрационный N 38244);

пункт 1 приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. N 556 "О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 365, и в Административный регламент исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 615" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 октября 2017 г., регистрационный N 48465).

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

28 марта 2022 года,

регистрационный N 67945

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 8 февраля 2022 года N 75



Положение об организации и осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации



I. Общие положения

     

1. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации (далее - федеральный государственный надзор, Министерство обороны соответственно) осуществляется Главным управлением контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны, управлением (государственного технического надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны и отделами государственного технического надзора (территориальными) (далее - Главное управление, Управление гостехнадзора, территориальные отделы, органы гостехнадзора соответственно).

2. Предметом федерального государственного надзора являются:

1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО) Министерства обороны (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2021, N 24 (далее - Федеральный закон о промышленной безопасности), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

требований к безопасному ведению работ на ОПО Министерства обороны;

требований промышленной безопасности к эксплуатации ОПО Министерства обороны, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на ОПО;

требований обоснования безопасности ОПО Министерства обороны в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется контролируемыми лицами с применением такого обоснования безопасности;

требований, включая требования пожарной безопасности, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на ОПО Министерства обороны;

лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности;

2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч.I), ст.5140; 2021, N 27 (ч.I), ст.5179).

3. При осуществлении государственного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора, приведенных в приложении к Положению о Федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст.5512), а также Обязательных требований в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), являющейся подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под давлением, в составе вооружения и военной техники, поставляемой для Вооруженных Сил Российской Федерации по государственному оборонному заказу, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения указанной продукции, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 792 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51087).

4. Федеральный государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения надзорных мероприятий, постоянного федерального государственного надзора и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

5. Должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор, являются:

начальник Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации - помощник Министра обороны Российской Федерации;

заместители начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

начальник управления (государственного технического надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации;

заместитель начальника управления (государственного технического надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, начальник отдела управления (государственного технического надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Управления гостехнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

начальники территориальных отделов;

заместители начальников территориальных отделов, начальники групп и отделений территориальных отделов, а также их заместители, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (работники) территориальных отделов, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.

6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора, обязаны:

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений органов гостехнадзора вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;

проводить надзорные мероприятия и совершать надзорные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только по предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

не допускать при проведении надзорных мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении надзорных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения совместно с органами прокуратуры надзорного мероприятия;

знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами надзорных мероприятий и надзорных действий, относящихся к предмету надзорного мероприятия;

знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету надзорного мероприятия;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения надзорных мероприятий и совершения надзорных действий;

не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

7. Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора, в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

требовать от контролируемых лиц, в том числе от их руководителей и других должностных лиц и (или) работников, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении надзорных мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему надзорного мероприятия;

составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемыми лицами документов и материалов, запрошенных при проведении надзорных мероприятий, невозможности проведения опроса должностных лиц и (или) работников контролируемых лиц, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению надзорного мероприятия;

выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения, существовавшего до таких нарушений;

обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; 2021, N 15, ст.2447) за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора, оказывается противодействие или угрожает опасность;

совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля;

в случае выявления при осуществлении федерального государственного надзора нарушений обязательных требований, представляющих угрозу жизни и здоровью должностных лиц и (или) работников контролируемых лиц, давать указания о выводе людей с рабочих мест.

8. В целях информационного обеспечения федерального государственного надзора в органах гостехнадзора обеспечивается учет:

объектов федерального государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц;

сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований);

результатов взаимодействия органов гостехнадзора при организации и осуществлении федерального государственного надзора с контролируемыми лицами, органами прокуратуры, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления;

документов планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, надзорных мероприятий и использования специальных режимов федерального государственного надзора;

действий и решений должностных лиц органов гостехнадзора, принимаемых при организации и осуществлении федерального государственного надзора;

результатов проведения профилактических мероприятий, надзорных мероприятий либо использования специальных режимов федерального государственного надзора;

сведений о пресечении выявленных нарушений обязательных требований, об устранении их последствий и (или) о восстановлении нарушенного положения, существовавшего до таких нарушений;

сведений об информационном сопровождении иных вопросов организации и осуществления федерального государственного надзора.

9. Обеспечение учета вышеуказанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

10. В рамках межведомственного информационного взаимодействия передача документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне электронной почтой и на бумажном носителе с использованием почтовой связи.

11. Оформление документов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор, а также специалистами и экспертами, привлекаемыми к проведению надзорных мероприятий, производится на бумажном носителе.

12. Информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами органа гостехнадзора и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и (или) сведений контролируемому лицу осуществляется на бумажном носителе почтовым отправлением и (или) по электронной почте. Орган гостехнадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»