____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
решения Санкт-Петербургского горсовета
от 4 июня 1992 года N 14-95.
____________________________________________________________________
Ленсовет отмечает, что решение проблемы гарантированного снабжения населения Ленинграда продуктами питания, товарами народного потребления требует принятия комплекса неотложных мер чрезвычайного характера.
Причины сложившейся ситуации обусловлены множеством накопившихся в продовольственном комплексе и комплексе "товары-услуги" проблемы, десятилетиями не находивших своего решения, которые в условиях распада административно-командной системы как на союзно-республиканском, так и на городском уровнях развивались в кризисные явления. К числу главных причин, приведших к кризисной ситуации, относятся:
- невыполнение договорных обязательств по государственным фондовым поставкам как на союзном, так и на республиканском уровнях;
- сокращение производства товаров;
- резкое сокращение поставок импортных товаров;
- выпуск в обращение новых денег, не обеспеченных товарной массой, при росте суммарных доходов населения, отсюда неудовлетворенность потребительного спроса (в РСФСР - .... млрд. рублей);
- переход на договорные цены при закупках плодоовощной продукции при сохранении старых экономических (административно-командных) отношений;
- сохраняющийся до настоящего времени в комплексе "товары-услуги" монополиям государственной собственности и связанная с ним система административно-командного управления, тормозящая начавшиеся в стране экономические реформы;
- порочный принцип остаточного финансирования предприятий пищевой перерабатывающей промышленности, действующей и по сей день;
- повышенный спрос населения на товары народного потребления, вызванный инфляцией;
- широкое распространение спекуляции, неизбежной в условиях товарного дефицита, слабого развития новых экономических механизмов, сопутствующее этому укрепление позиций теневой экономики, мафии, коррупции.
На период первого этапа проведения экономической реформы в 1990 г. - первом полугодии 1991 г. Ленинградской городской Совет народных депутатов решил:
1. Президиуму Ленсовета, всем постоянным комиссиям Ленсовета, исполкому Ленсовета считать решение проблемы гарантированного обеспечения населения Ленинграда продовольствием первоочередной задачей.
2. Считать необходимым проведение следующего комплекса мер, гарантирующих снабжение продовольствием и товарами народного потребления населения города в осенне-зимний период 1990-1991 гг.:
2.1. Исполкому Ленсовета определить реальные объемы ресурсов по основным товарам народного потребления (в первую очередь, продовольственных) в городе для перехода на двухуровневую систему обеспечения ими населения:
- продажу товаров по фиксированным ценам, обеспечивающим социальную защиту всех слоев населения, на основе лимитных карт;
- свободную продажу товаров, реализуемых по ценам спроса и предложения.
Установить порядок, при котором государственные продовольственные ресурсы направляются в первоочередном порядке для удовлетворения потребностей системы дошкольного, школьного питания, здравоохранения, домов престарелых и интернатов для инвалидов.
Исполкому Ленсовета к 30.10.90 разработать и представить на утверждение президиуму Ленсовета Положение о двухуровневой системе обеспечения населения Ленинграда продовольствием и товарами народного потребления (ТНП), включая беженцев, зарегистрированных в Ленинграде.
2.2. В целях максимального сохранения и использования сложившихся хозяйственных связей с регионами-поставщиками сельхозпродукции Исполкому Ленсовета:
- принять срочные меры для развития прямых договорных связей с поставщиками продовольствия и ТНП;
- ускорить создание товарных бирж и информационно-коммерческих центров.
Рекомендовать районным Советам народных депутатов, трудовым коллективам, торговым организациям всемерно развивать на своем уровне прямые связи с поставщиками продовольствия, заключать договоры о закупке продуктов на 1990-1991 гг.
2.3. Президиуму и Исполкому Ленсовета от имени 2-ой сессии Ленсовета XXI созыва до 01.11.90 подготовить материалы и выйти в Совет Министров РСФСР, Совет Министров СССР (при необходимости в Верховный Совет РСФСР, Верховный Совет СССР) с предложением предоставить Ленсовету право оставлять в своем распоряжении до 20% включенной в госзаказ продукции, в том числе и ТНП, промышленных предприятий и право использовать по договоренности с производителем данную продукцию для заключения внутренних бартерных сделок.
2.4. Разрешить с момента введения лимитных карт предприятиям торговли, общественного питания, перерабатывающей промышленности, имеющим статус юридического лица, производить инициативную закупку продовольственного сырья и ТНП по ценам договоренности с последующей их реализацией по ценам спроса и предложения.
2.5. Исполкому Ленсовета мобилизовать валютные ресурсы, которыми располагает город и промышленные предприятия, для закупки товаров народного потребления, в первую очередь продовольствия, и укрепления материально-технической базы пищевой перерабатывающей и легкой промышленности. Для этого:
2.5.1. Главному финансовому управлению исполкома Ленсовета и Государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР по Ленинграду в течение 1990 года проверить выполнение предприятиями, организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью, требований законодательства о перечислении ими на валютный счет исполкома Ленсовета соответствующего процента от своих валютных фондов.
2.5.2. Северо-Западному отделению Внешэкономбанка СССР и Государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР по Ленинграду обеспечить своевременное перечисление указанных валютных средств.
2.5.3. Исполкому Ленсовета на основании проверок Государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР по Ленинграду и Главного финансового управления предъявить к должникам иски в Государственный арбитраж Ленинграда и Ленинградской области.
2.5.4. Предусмотреть выделение до 50% валютных средств и валютного фонда исполкома Ленсовета.
2.5.5. Обратиться ко всем трудовым коллективам города, независимо от их ведомственной принадлежности, с предложением добровольно на договорной основе перечислять в валютный фонд исполкома Ленсовета 20% от их валютных фондов.
2.5.6. Подготовить номенклатурные списки отходов, сверхнормативных запасов и неликвидов для реализации за рубежом с целью последующих закупок продовольствия и обратиться в Министерство Внешнеэкономических связей СССР для получения генеральных лицензий на экспорт указанных типов товаров.
2.5.7. В целях сокращения затрат валюты выделять из соответствующих материальных фондов города металлопрокат, нержавеющую сталь, цветные металлы предприятиям пищевой промышленности и торговли для заключения ими контрактов с инофирмами на поставку технологического оборудования.
2.5.8. Войти в Президентский Совет и Советы Министров СССР и РСФСР с предложением об участии Ленинграда в распределении валютных средств от продажи продукции, производимой его предприятиями военно-промышленного комплекса, за границу в размере не ниже 30% для решения социальных проблем.
2.6. Рекомендовать предприятиям Ленинграда в первоочередном порядке учреждать малые аграрно-промышленные предприятия для обеспечения продовольствием трудящихся, всех жителей города.
2.7. Районным Советам и их исполкомам восстановить и организовать торговые ряды у метро, железнодорожных станций, плодоовощные базары, места для торговли с лотков, обеспечить контроль за качеством реализуемых продуктов, чистоту и порядок.
3. Исполкому Ленсовета разработать экономические меры, стимулирующие промышленные предприятия и подрядные организации города к непосредственному участию в решении проблем развития, реконструкции, технического перевооружения продовольственного комплекса. В том числе:
- при формировании бюджета 1991 г. рассмотреть вопрос о снижении налогов на прибыль предприятий и организаций пищеперерабывающей промышленности, отчисляемых в бюджет Ленинграда;
- в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 790 от 02.08.90 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" образовать городской фонд финансовой поддержки малых предприятий по заготовке, хранению, переработке и торговле продовольствием и общественного питания.
4. Принять за основу "Положение о приватизации (разгосударствлении) предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (согласно приложению I) и планы:
первоочередных мер по приватизации (разгосударствлению) предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (согласно приложению 2);*
________________
* Приложение не приводится. Примечание юридического бюро "Кодекс".
дополнительных мероприятий, содействующих процессу приватизации (разгосударствления) предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (согласно приложению 3);*
________________
* Приложение не приводится. Примечание юридического бюро "Кодекс".
мероприятий по социальной защите населения в условиях приватизации (разгосударствления) сферы торговли и услуг (согласно приложению 4)*.
________________
* Приложение не приводится. Примечание юридического бюро "Кодекс".
Поручить президиуму Ленсовета доработать и утвердить названные документы с учетом программы "500 дней".
5. Принять к сведению информацию постоянной комиссии Ленсовета по торговле и сфере бытовых услуг об эксперименте, проводимом Главным управлением торговли по частичной демонополизации торговли (100 магазинов). Комиссии по торговле и сфере бытовых услуг представить до 15.10.90 на утверждение президиума Ленсовета положение о конкурсе и состав конкурсной комиссии по проводимому эксперименту.
6. Поручить исполкому Ленсовета до 01.11.90 разработать и представить президиуму Ленсовета комплексную программу развития агропромышленного комплекса в Ленинградском регионе.
Обратиться к Ленинградскому областному Совету народных депутатов с предложением принять участие в формировании этой программы.
7. В целях увеличения фондов производства сельхозпродукции силами ленинградцев исполкому Ленсовета до 15.12.90 подготовить предложения по выделению земельных участков горожанам и увеличению их площади до 0,2 га. Согласовать данные предложения с исполкомом Леноблсовета и вынести на утверждение совместной сессии Ленгороблсоветов.
8. Во исполнение решения президиумов Ленсовета и Леноблсовета N 19/47 от 03.07.90 обратиться к 3-й сессии Леноблсовета с предложением провести в конце ее работы совместное заседание Ленгорсовета и Леноблсовета для обсуждения вопроса "О развитии крестьянских хозяйств в Ленинградской области на основании документов, подготовленных постоянной комиссией Ленсовета по продовольствию совместно с комиссией исполкомов Леноблсовета по развитию крестьянских хозяйств в Ленинградской области.
9. Постоянным комиссиям Ленсовета по социальной политике и по проблемам семьи, детства и здорового образа жизни разработать программу эффективной помощи малообеспеченным жителям города, предусмотрев расчеты прожиточного минимума, стоимости потребительской корзины, и представить ее на утверждение президиума Ленсовета.
10. В целях гарантированного обеспечения граждан Ленинграда доброкачественными товарами и услугами при переходе к рыночным отношениям и свободному предпринимательству исполкому и комиссиям Ленсовета реформировать систему контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, создать единый центр по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания.
11. ГУВД Леноблгорисполкомов разработать и представить на рассмотрение и утверждение президиума Ленсовета перечень конкретных мер по предотвращению хищений продовольствия и товаров народного потребления и вывоза их в другие регионы, за исключением плановых поставок.
12. Исполкому Ленсовета обеспечить наличие реквизитов торгующих организаций на магазинах, киосках, лотках, других торговых точках, независимо от их принадлежности.
13. Ленсовету и его исполкому через средства массовой информации постоянно доводить до сведения ленинградцев положение дел с продовольствием.
14. Обратить внимание исполкома Ленсовета нового состава на всю полноту его ответственности и необходимость использования всех данных ему властных полномочий в решении задач снабжения населения города продовольствием и товарами народного потребления.
15. Просить трудовые коллективы предприятий поддержать меры, предусмотренные настоящим решением и использовать имеющиеся средства и ресурсы для решения поставленных задач.
16. Председателю исполкома Ленсовета А.А.Щелканову ... 20.10.90 назначить должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных данным решением, и согласовать сроки их реализации.
17. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя председателя Ленсовета И.М.Кучеренко.
Председатель Ленсовета
А.А.Собчак
Положение
о приватизации (разгосударствлении) предприятий
торговли, общественного питания
и бытового обслуживания
Настоящее положение определяет порядок разгосударствления на основе передачи магазинов, ателье, предприятий общественного питания и бытового обслуживания в частную и коллективную собственность.
Положение разработано в состоянии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 2 ноября 1989 г. Законом СССР от 6 марта 1990 года "О собственности в СССР", от 4 июня 1990 г. "О предприятиях в СССР", Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года N 90 об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и "Положения о ценных бумагах" и концепцией перехода к рынку правительства РСФСР ("500 дней").
Основными формами разгосударствления являются:
- создание акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью;
- продажа предприятий, в первую очередь мелких, частным лицам или группе лиц на конкурсной основе в том числе через аукционы;
- передача предприятий в аренду трудовым коллективам, юридическим лицам и гражданам с выкупом имущества, в том числе в рассрочку.
В течение 1991 года должно быть проведено разгосударствление до 80% предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. Разгосударствлению подвергаются также оптовые предприятия, располагающие базами и складами, с принятием мер против монополизации или оптового оборота.
1.1. Ленсовет осуществляет разгосударствление системы государственной торговли и сферы услуг в Ленинграде путем создания условий для выкупа и преобразования в акционерные общества государственных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (далее - предприятие сферы обслуживания), трудовыми коллективами этих государственных предприятий, кооперативами, а также совместными предприятиями, иностранными физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.